Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Третьяковская галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства. В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве, всей России свое уникальное собрание картин. В августе 1893 года, состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Сегодня Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев мира.
Давайте, перелистаем сегодня всего лишь несколько страниц истории….
Библиотечный урок для учащихся 5 - 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: библиотечного урока, дополнительного материала по предмету окружающий мир, для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о жизни и деятельности замечательных людей.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах. Прочитав которые дети могут узнать о истории Государственной Тетьяковской галереи и ее основателе, какую роль играют в жизни нашего общества. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся сокровищницей русского изобразительного искусства.
Библиотечный урок «Павел Третьяков. Дело всей жизни»
Он подарил всем лунный свет,
И красоту родной земли.
Искусства подарил расцвет.
Закат,пылающий вдали
Зажег нам несказанный свет,
Собрал все чудные мгновенья…
И.Е. Репин. "Портрет Павла Михайловича Третьякова". 1883 г
Есть в Москве особые, заповедные уголки, хранящие и сегодня, в 21 веке, очарование нашей древней столицы и обладающие чудесной притягательной силой. И одно из таких мест – старинное Замоскворечье.
В путеводителе, изданном в первой половине 19 века, сказано: «Вы, почтенный читатель, конечно, не откажитесь остановиться и полюбоваться прелестнейшим видом Замоскворечья…. Это смесь столичного великолепия с милой простотой природы». А еще можно вспомнить поэтические строки Федора Глинки, поэта и храброго офицера, написанные в 1840 году:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни, и палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
И хотя стихотворение «Москва» посвящено всей столице, эти строки можно смело отнести и к этому заповедному уголку. Ведь история Замоскворечья – это история самой Москвы, а можно сказать, и всей России.
Замоскворечье… В старину его называли еще заречьем. Там, за Москвой-рекой, напротив Кремля, стояли когда-то среди лесов, полей и заливных лугов редкие деревушки, тянулись торговые пути. А ближе к речному берегу были устроены государевы сады. Можно только представить, каким пышным цветом весной украшались эти места, каким ароматом был напоен воздух. Со временем в Замоскворечье стали селиться умелые ремесленники – кузнецы и кадаши, мастерившие бочки и кадки, ткачи, именовавшиеся хамовниками, мастера-кожевенники и овчинники. Так возникли стрелецкие слободы и слободы толмачей – переводчиков. Чеканили в Замоскворечье во времена царя Петра I и монеты. Все это нашло отражение в названиях улиц, переулков, набережных. Время шло, постепенно Замоскворечье стали обживать торговые люди – купцы. Строили особняки с непременными хозяйственными постройками, садами, возводили храмы. И когда в соборах Кремля торжественно начинал звучать колокольный звон благовеста, одним из первых его подхватывали храмы и церкви Замоскворечья. Жизнь за Москвой-рекой текла размеренно, неспешно, со своим замоскворецким укладом, который так ярко отразился в произведениях Колумба Замоскворечья – драматурга А.Н. Островского.
Замоскворечье – родина многих выдающихся людей, оставивших заметный след в истории и культуре не только Москвы, но и всей России.
Если совершим прогулку по этому заповедному уголку Москвы, то обязательно обратим внимание на здание, что находится в старинных толмачах, в Лаврушинском переулке, напоминающее сказочный русский терем. Сюда каждый год приходят сотни и сотни тысяч людей. Это знаменитая Третьяковская галерея – уникальная сокровищница русского изобразительного искусства. Сегодня Государственная Третьяковская галерея – это обширный музейный комплекс, входящий в число крупнейших музеев мира. В богатейшем собрании можно увидеть бесценные произведения русского национального искусства начиная с 11 века и до наших дней. В этот гостеприимный дом стремятся попасть, без сомнения, каждый гость нашей столицы, откуда бы он ни приехал. Ведь именно так и было задумано основателем галереи – московским купцом, промышленником, меценатом и уроженцем Замоскворечья Павлом Михайловичем Третьяковым.
Павел Михайлович, уже передавший в дар Москве и всей России свою бесценную коллекцию, в одном из писем дочери Александре признавался: «Моя идея с самых юных лет была наживать для того, чтобы от общества нажитое вернулось также обществу (народу) в каких-либо учреждениях полезных; мысль эта во всю мою жизнь не покидала меня».
Наш урок о Третьяковской галерее, «полезном учреждении» для всего народа, начнем с родословной ее основателя – П.М. Третьякова.
Из купеческого рода
Каким-то чудом до наших дней уцелел дом, который с конца 18 столетия принадлежал семейству Третьяковых. Дом расположен неподалеку от церкви Николая Чудотворца, что в Голутвине. Современный адрес: 1-й Голутвинский переулок, дом № 16, строение 1. Само название «Голутвино» происходит, вероятно, от слова «голутва», что означает, если заглянуть в словарь В. Даля, «росчить, вырубка, просека». В этом внешне обычном строении (первый этаж каменный, второй – деревянный) в 1832 году родился будущий основатель галереи Павел Михайлович Третьяков, а в 1834 году – его брат Сергей Михайлович. Он тоже увлекался собиранием картин и помогал старшему брату в организации его музея.
Третьяковы – старинный, но небогатый купеческий род был известен в Малоярославце еще с середины 17 века. В сохранившихся документах, переписной книге 1646 год, упоминается Фомка Лукьянов – первый известный представитель рода Третьяковых. Прадед Павла Михайловича, Елисей Мартынович Третьяков, в 1774 году уже в преклонном возрасте перебрался в Москву. Один из его сыновей – Захар Елисеевич был московским купцом 3-й гильдии, он и обосновался в Замоскворечье. В 1795 году он покупает дом в приходе церкви Николая Чудотворца в Голутвине, ставший настоящим родовым гнездом семейства Третьяковых. В наши дни, после реконструкции, в этом доме разместился мемориальный музей «Дом Третьяковых», посвященный Павлу Михайловичу Третьякову. По словам директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, новый музей войдет в так называемую Милю искусств – маршрут, объединяющий комплекс зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и а Крымском Валу, Парк искусств «Музеон», а также исторические объекты Парка культуры и отдыха им. М. Горького, Музей современного искусства «Гараж». Это будет очень интересное и познавательное путешествие. Ну, а мы продолжаем наше путешествие в историю….
Захар Елисеевич умер в 1816 году, оставив семье дом и несколько лавок в Старых торговых рядах, что протянулись от Никольской улицы до Ильинки. Лавки располагались в Холщовом, Золотокружевном, Суконном рядах.
Тайна записной книжки
Историк Москвы М.И. Пыляев так описывал Торговые ряды: «В старые времена… общая картина московских рядов и Гостиного Двора представляла самую кипучую деятельность…. Нагруженные возы тяжело от Урала, Крыма и Кавказа, длинной вереницей тянулись к рядам. Каждый любопытствующий мог здесь услышать имена всех значительнейших городов русской земли и увидать всевозможные произведения, как сырые, так и отделанные, начиная с пенки и железа и кончая бархатом, замком, самоваром…..
Длинные полутемные извилистые, ряды построены без плана и толку, в которых без путеводителя непривычному не пройти, все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары на миллионы рублей…. Здесь есть лавки, где блеск серебра переливается с жемчугами и бриллиантами, и недалеко от них навалены чугун, свинец плитками».
Отец будущего основателя Третьяковской галереи, Михаил Захарович, продолжил семейное дело. Он уже купец 2-й гильдии и в 1831 году женился на дочери преуспевающего купца Д.И. Борисова - Александре Даниловне.
И вот снежной зимой 1832 года, 15(27) декабря – в день святого Павла, родился первенец. Мальчика назвали Павлом. Через год с небольшим родился его младший брат – Сергий. Всего в семье Михаила Захаровича и Александры Даниловны было одиннадцать детей, но шестеро из них умерли в раннем возрасте.
Образование дети получали в родных стенах, учителя приходили на дом. Но никаких поблажек не было. Михаил Захарович строго следил за обучением и даже присутствовал на занятиях. Сам Михаил Захарович, по свидетельству современников, был «человек очень умный, мог говорить о чем угодно и говорил приятно, увлекательно». Он даже в 1835 году выпустил в свет книгу – «Цветы нравственности, назиданию юношества, собранные из лучших писателей к Михаилом Третьяковым». Вот лишь несколько строк из этой книги: «Любить Отечество и ему служить есть непременный долг каждого человека…. Истинное величие народов основано не а богатстве, а на возвышение духа, на твердости характера, способного к великим предприятиям, готового ко всем пожертвованиям».
Наверное, эти слова запали в душу юного Павла Третьякова…. Ну а пока юноша постигает азы торгового дела: работает в лавке отца, выполняет различные поручения, ведет записи в торговых книгах. К своим обязанностям относится серьезно, аккуратно. Отец доверял ему даже самые важные дела. И когда в 1850 году Михаил Захарович внезапно скончался в возрасте 48 лет, Павел Михайлович Третьяков остался за старшего. Вместе с младшим братом Сергеем ему пришлось взять заботы о семье и продолжении всех торговых дел. Ведь так было сказано в завещании отца: «Сим подтверждаю: после жизни моей торговлю мою не останавливать, а пустить в ход, как она была при мне, чтобы не отстранять сыновей от торговли и от своего сословия». И надо сказать, что наследники расширили дело отца и весьма преуспели.
Товарищество «Новой Костромской льняной мануфактуры. Ткацкая фабрика. Начало 20 века
Павел Михайлович вместе с братом Сергеем объединили принадлежавшие им льноткацкие и льнопрядильные фабрики под общим названием «Новая Костромская мануфактура льняных изделий». Число работников доходило до 5 тысяч,
Ткацкая фабрика
производство было оснащено самой современной техникой. Интересно, что на своей фабрике Павел Михайлович наладил производство особого холста для художников. И холст этот был ничуть не хуже заграничного, даже со знаменитым дрезденским холстом мог поспорить. Вообще, вся продукция мануфактуры славилась своим высоким качеством. Все это позволило братьям Третьяковым заниматься благотворительностью, стать известными меценатами.
Тайна записной книжки
Павел Михайлович Третьяков вошел в историю России не только как основатель знаменитой галереи отечественного изобразительного искусства, но и как щедрый благотворитель и меценат. Из своих средств он финансировал строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых, больницы - приют для душевнобольных. Оказывал помощь художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Много средств пожертвовал на устройство Приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников. Здание приюта, построенное в «неорусском стиле» в 1910-1912 годах, и сегодня можно увидеть в Лаврушенском переулке. Павел Михайлович был награжден медалью в память Крымской войны 1853-1856 годов за пожертвования на военные нужды. Третьяков был одним из спонсоров научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новая Гвинея. По просьбе И.В. Цветаева свой вклад Третьяков внес и в создание Музея изящных искусств имени императора Александра III, сегодня это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Из собрания Третьяковской галереи
Небольшая и скромная на первый взгляд картина «На пашне. Весна», художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847) по праву считается одним из шедевров коллекции Третьяковской галереи. Мы точно не знаем дату создания полотна, Венецианов редко подписывал и датировал свои работы. Принято считать, что картина написана в первой половине 1820-х годов. Да и современное название появилось не сразу.
…По вспаханному полю идет высокая, статная, в нарядном сарафане и кокошнике крестьянка. Она ведет под уздцы двух лошадей с бороной и с нежностью смотрит на сидящего у пашни ребенка. Ребенок играет с рассыпанными на земле цветами – голубыми васильками. На молоденьких деревцах уже распустилась весенняя листва. А над полем высокое, бездонное небо с плывущими белыми облаками….
Некоторые критики упрекали Васнецова, что он изобразил крестьянку, работающую в поле, в очень нарядной, праздничной одежде. Но издавна наши предки считали первый день пахоты праздничным и надевали свои лучшие одежды. Картина Васнецова не только реалистична. Художник сумел создать настоящий гимн весне, пробуждающейся природе. Картина эта – аллегория. Крестьянка в нарядном сарафане словно плывет над пашней, едва касаясь земли босыми ногами. Ее можно сравнить с самой богиней Флорой, олицетворяющей весну. По словам М.В. Алпатова, известного искусствоведа, картина художника Венецианова «воссоздает общее представление весны, и радостное настроение, которое охватывает человека».
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок для 5-6 класса с презентацией
Библиотечный урок для школьников 5-8 класса
Библиотечный урок для школьников 6-9 класса «Дорога в небо…»
Библиотечный урок для школьников 4-6 класса «Русский лес – край чудес»