Для воспитания ребёнка требуется более проникновенное мышление более глубокая мудрость, чем для управления государства.
(Уильям Ченнинг)
Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – подчёркивал он, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Не секрет, что в детский дом попадают дети из неблагополучных семей, где не приви-вались никакие ценности, не соблюдались нравственные нормы. Почти у каждого из по-ступающих в детский дом детей изломана судьба. Дети детского дома – это особая кате-гория детей. Воспитатель детского дома – это особая профессия.
Воспитание. Воспитатель. Воспитывать. Всё это очень знакомо до боли. Каким же должен быть воспитатель детского дома? Я думаю, что воспитатель детского дома – это особая категория педагогов. Ведь именно воспитатель посредством сердечного ума, так-та, мудрости, жизненного и педагогического опыта способен восстановить равновесие в душе ребенка.
Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети-сироты обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства.
Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитан-ников сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко. «Не думайте, – говорил он, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение».
С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только в этом случае можно говорить об успехах своего труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия.
Работа воспитателя в детском доме предполагает индивидуальную работу. Педагог должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что передо мной как воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.
Моё педагогическое кредо: «Немало можно добиться строгостью, но больше всего знанием дела, любовью, и справедливостью, невзирая на лица».
Детей надо видеть, понимать, принимать такими, какие они есть, чтобы помочь им создать условия для саморазвивающейся личности. Главное в моей профессии – это любовь к детям. Если мы всегда будем любить их, несмотря ни на что, то мы сможем создать все возможные условия для раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников. Дети отражают любовь: если они получают её, они её возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения…
Я считаю, что можно предложить некую «технологию отношений», которая, на мой взгляд, заключается в следующем:
1. Прежде всего, необходимо понять, что они – дети, и поэтому ведут себя как дети.
2. Принимать ребенка нужно таким, каков он есть на самом деле, со всеми его «плюсами» и «минусами».
3. Необходимо более полно узнать ребенка.
4. Нужно найти позитивное в ребенке, дать ему почувствовать Ваше ува-жение к нему.
Управлять детьми через любовь намного сложнее, чем просто построить их и вынудить кнутом или пряником выполнить поставленные перед ними на сегодня задачи. Любовь состояние постоянное и требующее ежеминутного подтверждения. Любовь к детям детского дома это не сюсюкание и не лобызание, это обоюдный труд, помогающий детям получать те навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Это создание «образа будущего», это умение прощать ошибки по сто раз в день и каждый раз давать ребёнку шанс начать сначала, подкорректировав или изменив правила сосуществования и сотрудничества…
Я стараюсь создать условия для самоутверждения моих воспитанников, создать благоприятный нравственно-психологический климат в группе, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни. А ещё я стараюсь быть образцом для моих ребят. Ведь только такой воспитатель, сможет пробудить соответствующие духовно-нравственные процессы развития ребёнка, способствовать этим процессам, сумеет их корректировать. У такого педагога выше готовность постичь внутренний мир своих воспитанников, их интересы и потребности.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе с детьми я работаю над собой, ста-раюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поко-лениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель».
Сегодня, спустя почти 16 лет от начала педагогического пути в детском доме, я вижу, что на этом пути были радости и огорчения, взлёты и падения, успехи и неудачи. Но, не смотря ни что, я не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь, я не просто работаю воспитателем, я живу в своей профессии.
Мне приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда мои дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться ко мне за советом или попросить помощи. В такие минуты я понимаю, что мне доверяют, что я смогла растопить лёд в их сердцах, многому научить их и чему-то научиться у них. Но самое главное я смогла вселить в их израненные детские души надежду и уверенность, уверенность в том, что они не одни, о них кто-то думает и переживает.
Проблема детского сиротства с каждым днём становится всё более актуальной и болезненной темой для нашего общества. Дети, которые не воспитываются в семьях, не дополучают всего того, что крайне необходимо для гармоничного роста всесторонне развитой, духовной и морально устойчивой личности – родительского тепла, любви, ласки и доброты.
У каждого ребёнка-сироты собственная жизненная история, сложный асоциальный жизненный опыт (пьянство, наркомания, попрошайничество и т. п.), по разным причинам они потеряли родителей, близких, лишились семейного тепла. Вспоминая своё детство, мы всегда вспоминаем о маминых руках, бабушкиных сказках, пирогах. Это тёплые и радостные воспоминания. К сожалению, мои дети этого не видели, поэтому всё тепло, ласку, доброту должна им принести я.
Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь со-греет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
И цель одна: чтоб детям дать добро,
Частичку сердца, да уменье жить.
Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
За что смогли бы нас благодарить.
Рекомендуем посмотреть:
Мой блог
Интересные заметки
Стихотворение: Я Воспитатель!
Учет особенностей личностного развития детей-сирот в работе педагогов по снижению конфликтности и от
Похожие статьи:
Вальдорфский детский сад