Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Учет особенностей личностного развития детей-сирот в работе педагогов по снижению конфликтности и отклоняющегося поведения обучающихся

Материал для выступления на педагогическом совете по проблеме конфликтности в поведении обучающихся из детского дома.
Автор: педагог-психолог Юманова Н.О.
«Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее…»
Сухомлинский Василий Александрович


1. В нашей школе обучаются 4 ребенка из детского дома. Это Ф.А., Б. Е., А.К., М.О.
За время существования нашей школы педагоги не раз сталкивались с трудностями в поведении детей-сирот. Как правило, ситуации анализируются на советах профилактики, шПМПк, принимаются решения. Но до сих пор вопрос построения эффективного взаимодействия с такими учениками актуален. Поэтому, цели нашей встречи – еще раз вспомнить психологические особенности детей-сирот, рассказать об особенностях наших учеников-сирот, выявить возможные причины развития особого психологического симптомокомплекса у них, определить способы взаимодействия с учащимися с целью снижения конфликтности и риска отклоняющегося поведения.
2. Итак, какие психологические особенности отличают детей-сирот от детей из семьи?
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Исследования показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990 г.). Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Со взрослыми они общаются не так, как дети из семьи. Они часто обращаются к взрослому, стремятся любым путем завладеть его вниманием. И что интересно, у ребенка из семьи в общении со взрослым есть главный мотив общения - познавательный мотив, тогда как у детей-сирот доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и доброжелательности.
Также, у маленьких детей недостаточно сформирована игровая деятельность. А в игре, как известно, формируются и тренируются социальные навыки.
К 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество. В общении таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой эмоциональной окрашенностью.
Дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого. (Лисина М.И., 1979 г.). Это подтверждают данные исследований самооценки, которая у воспитанников детских домов основывается преимущественно на оценках окружающих, тогда как самооценка учащихся массовой школы - как на оценке окружающих, так и на собственных критериях.
3. Психологические особенности наших учеников.
Б. Е.
Из Люшера: Потребность во внимании со стороны других. Отрицает какие-либо ограничения своей личности. Недоверчивость. Стремится улучшить впечатление о себе в глазах значимых окружающих. Повышенная чувствительность в отношении критических замечаний в свой адрес. Использует неэффективные, неправильные способы противодействия недоброжелательности окружающих. Склонна преувеличивать враждебность отношения к себе других. Стремится упрочить свою позицию.
Самооценка на среднем уровне.
Уровень тревожности низкий.
Результаты по методике «Карта наблюдений Стотта», которую заполнял классный руководитель.
По фактору депрессии - время от времени могут наблюдаться разного рода перепады активности, смена настроения. Есть склонность к раздражению и физиологическому истощению.
По фактору враждебности по отношению к взрослым - относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения.
Есть переживания за принятие себя другими детьми. Временами она может принимать форму открытой враждебности или демонстративных «выходок».
В целом эмоциональная и поведенческая сферы находятся в норме, но ребенок находится в группе риска, так как есть нарушения механизмов личностной адаптации.
Тип темперамента – сангвиник. Характерны большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, общительность. Стрессоустойчива, сравнительно легко переживает свои неудачи. Однако в неблагоприятных условиях могут сформироваться такие отрицательные качества, как неумение сосредоточиваться, поспешность, поверхностность.
Нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности, вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Типы акцентуации характера – гипертимный, возбудимый, эмотивный, демонстративный. Причем, эмотивный и возбудимый типы противоречат друг другу.

Стрессогенные ситуации:
- монотонная деятельность;
- регламентированные условия деятельности (в том числе, лимит времени);
- сомнения в личных достоинствах;
- чрезмерная опека, постоянный контроль;
- отсутствие соперничества.

Ф. А.
Самооценка на среднем уровне, но неустойчивая.
По карте наблюдений Стотта акцентировался фактор враждебности по отношению к взрослым. А. может проявлять различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом депрессии или доходить до открытой враждебности, даже до асоциального поведения. В целом коэффициент дезадаптации незначительный, развитие эмоционально-волевой сферы можно считать соответствующим норме.
Тест Филлипса «Школьная тревожность»
Тип темперамента – холерик. Характеризуется импульсивностью, легкой возбудимостью – процессы возбуждения преобладают над торможением. Его движения стремительны, энергичны, резки. Склонен к резкой смене настроения, подвержен эмоциональным срывам. Вследствие быстрой истощаемости ресурсов нервной системы в работе для него характерна цикличность: то он увлеченно, страстно отдается любимому делу, заряжает своей энергией других людей, то становится апатичным и равнодушным ко всему. Ему трудно сдерживать проявление своих эмоций, он зачастую бывает излишне резок.
Акцентуация характера - Циклотимный тип – это периодическая смена общего фона настроения и активности.
В периоды подъема общителен и приветлив. Может легко знакомиться с новыми людьми и находить со всеми общий язык.
В период спада весь мир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимиста превращается в пессимиста, мрачно переживает даже мелкие неудачи. Настроение бывает хуже с утра, при этом наблюдается упадок сил и общая «вялость».
Стрессогенные ситуации
- необходимость общения с большим количеством людей;
- регламентированная деятельность (работа по заданию и в срок);
- необходимость длительно сохранять высокий уровень работоспособности;
- смена привычной обстановки;
- условия конкуренции;
- ущемление достоинства;
- разлука с близкими людьми;
- эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

М.О.
Самооценка завышенная.
Тревожность на низком уровне, школьных страхов не обнаружено.
По карте наблюдений не выявлено отклонений в эмоционально-волевом развитии.
Тип темперамента – сангвиник. Энергична, жизнерадостна. Учиться легко (здесь имеется в виду природные задатки), ар¬тистична, малоутомляема. Чувства сильны, глубоки и непосредственны. В поведении может проявляться спонтанность, искренность, глубокая заинтересованность в другом человеке, некоторая ребячливость. Однако есть опасность несерьезного отношения к целям. Может легко все бросить, прерва¬ть дружбу. Требует доброжелательно-строгого отношения. Желательно вместе найти какую-то значимую цель, разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставлены цели, с другой стороны — приучит к упорядоченной работе.
Акцентуации характера. Сразу несколько – демонстративный тип, гипертимный, циклоидный, эмотивный и экзальтированный типы.
Стрессогенные ситуации
- монотонная деятельность;
- лимит времени в деятельности;
- выражение сомнений в достоинствах;
- недооценка заслуг, ущемление права быть «звездой»;
- однообразие обстановки;
- ограничение двигательной активности;
- тщательная, кропотливая работа;
- необходимость принимать ответственные решения;
- вынужденное одиночество;
- смена привычной обстановки;
- эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц;
-обвинение в непорядочных поступках;
- грубость, черствость окружающих.

А. К.
Высокий уровень учебной, межличностной и самооценочной тревожности.
Неустойчивая, заниженная самооценка.
По карте наблюдений Стотта, которую заполнял классный руководитель не выявлено симптомов и синдромов явных эмоциональных отклонений. Коэффициент дезадаптации незначительный.

3. В чем причины психологических особенностей детей-сирот?
Главной причиной нарушений личностных механизмов адаптации является состояние депривации. Это состояние ограничения или полного отсутствия важнейших потребностей личности – любви, внимании, заботы, сенсорных стимулов, социальных контактов. Депривация может вызвать необратимые изменения в психике. Из-за нее нарушаются психическое и физическое развитие. Ребенок не может устанавливать правильные эмоциональные связи с взрослыми. Не формируется чувство привязанности, из-за чего ребенок не стремится добиться уважения и сам не склонен уважать других. Из-за того, что с раннего детства у ребенка в детском доме происходит большое количество поверхностных контактов как со взрослыми, так и с детьми, которые могут появляться и исчезать из его жизни, ему незачем бороться за хорошие отношения. Так развиваются эгоцентризм, недоверие и отношение к людям как к средству достижения своих целей. Это конечно же влияет на учебный и воспитательный процесс. Существует несколько видов депривации, и почти все из них присутствовали в той или иной мере в жизни детей-сирот. Это, конечно же, материнская депривация, эмоциональная, социальная, частично сенсорная и когнитивная. Трудно описать в полной мере силу влияния депривации. Это все равно, что обрезать корни у растения. Или отрубить ветку у дерева, и она начнет сохнуть без соков, которые давало ей дерево. Но ее последствия мы наблюдаем у наших учеников из детского дома.
4. Способы взаимодействия с детьми-сиротами и коррекции конфликтного поведения.
Конечно же знать, понимать психологические особенности детей-сирот и причины «трудного» поведения. Это значительно облегчит эмоциональное отношение самого педагога к проблеме.
Обращаться в случае затруднения к своему профессиональному сообществу – другим учителям, воспитателям, психологам. Но, конечно же, не просто с целью пожаловаться, а в поисках совета, чужого опыта. В общении, особенно, когда приходится делать замечания, старайтесь не использовать обобщения. Например, «ты всегда...», «вечно ты…», «опять…», «все вы…».
Чаще употреблять воодушевляющие высказывания.
Выявить, какие способы и формы воздействия вызывают протестную реакцию и насколько возможно устранить их из общения.
Если возникла сложная ситуация, а вы не знаете, как действовать, не принимайте решения на скорую руку. Переключите внимание ребенка на что-либо другое, а потом анализируйте. Можно прямо сказать ребенку, что необходима срочная пауза для принятия решения.
В случае проявления агрессии важно сохранять спокойствие и твердость. Отбросьте первые эмоции. Дайте выговориться, воспользуйтесь моментом, чтобы восстановить внутреннее равновесие. Для этого начните ровно глубоко дышать, настройте голос на тихий и уверенный тон. Часто возникает естественная реакция встать и говорить громче ребенка, но это будет расценено как конфронтация и усугубит ситуацию.
Очень эффективно осознать себя в настоящий момент. Если не получается эмоционально справиться с какой-либо ситуацией, важно «остановиться» и спросить себя: «Кто я сейчас?», «Где я?», «Чего я сейчас хочу?». Тогда могут открыться скрытые причины «тяжести на душе» или раздражения.
В воспитательной работе можно проводить игры, направленные на отработку разных способов реакций. Проводить своего рода мини-сценки, в которых ученики будут разыгрывать напряженные ситуации, меняясь ролями. Потом сообщая, какие впечатления вызвали у них разные способы обращения к ним и реакции. Можно просто просить произнести одну и ту же фразу разным тоном голоса или добавляя и убирая незначительные, на первый взгляд, слова. Пример.
Просить описать какую-либо произошедшую ситуацию с позиции оппонента.
Просить придумать все возможные последствия любой гипотетической ситуации, актуальной по возрасту.
Важно научиться правильно задавать вопросы, чтобы ребенок сам дошел до нужного вывода. Это сложно, всегда кажется, что времени не хватает, но в перспективе это принесет больше пользы, чем если все самому разъяснить ребенку.
Учитывать, что у наших детей-сирот как правило нет возможности побыть в одиночестве в каком-то «своем» месте. Они всегда под контролем, и у них нет своего личного уголка. А ведь подростки остро нуждаются в возможности побыть наедине с собой, несмотря на такое же острое желание общения. Это не призыв оставлять их без контроля, но это нужно понимать и давать почувствовать, что вы это знаете.
5. Вывод.
Дети-сироты попали в своей жизни в очень сложную ситуацию, им всегда было и будет трудно. Мы не в силах полностью исправить их состояние, но мы можем заронить в них зерна любви, веры, уверенности, из которых в самый неожиданный момент жизни могут вырасти полезные растения, которые и дадут им корни. Мы можем увидеть в них сильные стороны, раскрыть способности, которые будут питающими их ресурсами. И даже в недостатках очень часто скрываются не выявленные способности. Например, упрямство может быть проявлением сильной воли, тревожность – способности тонко чувствовать людей. Важно вовремя это определить и направить в нужное русло.
6. Полезная литература по теме.
Дробышевская Н.А., «Не должны быть потеряны дети».
Николаев Виктор, «Безотцовщина».
М.В. Капилина «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей»
Писарик О. «Привязанность – жизненно-важная связь»
А. И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» и др.
Рузская А.Г. «Психическое развитие воспитанников детского дома»
Книги А. Б. Добровича, Дубровиной И.В., Лисиной М.И.

И напоследок, отрывок из интервью с Александром Гезаловым, когда его спросили о том, обрел ли он наконец покой, женившись и родив детей, он задумался и ответил: «Мне скоро 50 лет. И все эти 50 лет я живу и мучаюсь. Как растение, у которого в воздухе висят корни и надо отпускать их, чтобы дотянуться до воды. Отсутствие родителей — это катастрофа, исправить которую нельзя ничем. Выпускникам детдомов нужна реабилитация (…). Детям в детдоме не нужны подарки, дорогие компьютеры, толпы волонтеров, которые приезжают потешить свое самолюбие, сделать селфи и подарить сладости, — детей и так нормально сейчас кормят. Нужна качественная профессиональная помощь людей, которые понимают, какие у детей проблемы и потребности, какие травмы у них и как их лечить. У нас крайне мало компетентных специалистов в этой сфере».

Рекомендуем посмотреть:

Моё педагогическое кредо (эссе) Конспект психологического занятия «Развитие вербально-понятийного мышления», 3-4 класс
Рабочая программа по психокоррекции для младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью, 4 класс
Опубликовано: 585 дней назад (18 февраля 2020)
Просмотров: 150
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!