Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по психокоррекции для младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью, 4 класс

Рабочая программа по психокоррекции для обучающихся 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
Наименование курса: психокоррекционные занятия
Класс: 4 Б
Автор: педагог-психолог Юманова Наталья Олеговна, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №89», г.Ульяновск.
Нормативное основание разработки рабочей программы:
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального уровня:
- федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15);
Школьного уровня:
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант;
- положение о рабочих программах ОГБОУ «Школа-интернат № 89».

Пояснительная записка
В ОГБОУ «Школа-интернат №89» обучается группа детей с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра, имеющая особые образовательные потребности, такие как: индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, использование специальных методов, приемов и средств обучения, обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса. РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность.
Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия».
Курс «Психокоррекция» для младших школьников с РАС и легкой степенью умственной отсталости учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает коррекцию познавательных процессов, эмоциональной и волевой сфер.
На занятиях применяются методы нейрокоррекции, арт-терапии, песочной терапии, релаксации, психогимнастики, сказкотерапии, пальчиковая гимнастика, тренинг поведения и общения, задания на развитие познавательных процессов.

Упражнения обязательно проводятся в игровой форме с перерывом на релаксацию в случае утомления учащегося. Количество упражнений увеличивается постепенно, по мере повышения работоспособности детей. В процессе установления контакта с учащимися используются методы поощрения в виде похвалы за малейшее достижение и наклеек. В начале, середине и конце учебного года проводится диагностика развития познавательных процессов и состояния эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится вне курса психокоррекции в рамках диагностического направления работы психолога.

Цель данного курса: коррекция и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сферы учащихся.
Основные задачи курса:
- развитие психических познавательных процессов: различных видов восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие познавательной активности и учебной мотивации;
- повышение работоспособности, устойчивости внимания, усидчивости;
- развитие эмоциональной выразительности движений, мимики, голоса;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать, работать в парах;
- формирование способов самоконтроля, регуляции поведения и эмоциональных состояний.

Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане.
Программа предусматривает проведение 68 групповых занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность – 30 минут.

Планируемые результаты освоения программы коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия»
Освоение АООП НОО обеспечивает достижение обучающимися с РАС и легкой степенью умственной отсталости двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция»:
- принимает статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе;
- заинтересован посещением школы;
- адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения;
- принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- положительно относится к коррекционным занятиям;
- проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе;
- доброжелательно относится к окружающим людям;
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- осознает себя как члена семьи, одноклассника.

Предметные результаты.
4 класс.
Минимальный уровень:
- изображение эмоции, имитируя мимику и жесты педагога;
- умение сдерживать себя в играх «наоборот» («Кто медленнее?») с помощью педагога;
- выполнение «стоп» - упражнений и упражнений на реакцию и переключение с помощью педагога;
- выполнение простых дыхательных и глазодвигательных упражнений с помощью педагога;
- изображение эмоции на рисунке с помощью педагога;
- выполнение реципрокных упражнений с помощью педагога;
- различение предметов по тактильным ощущениям;
- различение зашумленных изображений;
- выполнение заданий на переключаемость и распределяемость внимания с помощью педагога;
- запоминание 5-6 слов на слух и 5-6 картинок;
- раскладывание предметов в заданной последовательности с помощью взрослого;
- раскладывание картинок в соответствии с сюжетом;
- подбор слова по аналогии с примером;
- умение определить сходство и различие предметов по конкретному признаку;
- соблюдение простых правил игры;
- воспроизведение простых ритмов с визуальной подсказкой и контролирующей помощью;
- рисование двумя руками линий и геометрических фигур;
- дорисовывание фигур/символов до картинки с помощью педагога;
- умение рассказать о себе с помощью педагога.

Достаточный уровень:
- изображение эмоций, перевоплощаясь в заданного персонажа;
- умение сдерживать себя в играх «наоборот» («Кто медленнее?») самостоятельно;
- выполнение «стоп»-упражнений и упражнений на реакцию и переключение самостоятельно;
- выполнение простых дыхательных и глазодвигательных упражнений самостоятельно;
- изображение эмоции на рисунке самостоятельно;
- выполнение реципрокных упражнений самостоятельно;
- выполнение заданий на переключаемость и распределяемость внимания самостоятельно и на скорость;
- различение, определение и называние предметов по тактильным ощущениям, звучанию;
- различение и определение зашумленных изображений;
- запоминание 6-7 слов на слух и 6-7 картинок;
- показ увиденного ранее символа;
- раскладывание предметов в заданной последовательности самостоятельно;
- раскладывание сюжетной последовательности картинок и составление рассказа;
- умение определить сходство и различие предметов по родовому признаку;
- воспроизведение ритмов на слух и без контролирующей помощи;
- рисование двумя руками букв, цифр и простых рисунков;
- дорисовывание фигур до картинки с помощью педагога;
- умение рассказать о себе.

Содержание коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция»
4 класс.
1. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие самоконтроля и саморегуляции. Психогимнастика. Арт-терапия.
2. Развитие восприятия.
Развитие тактильного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительного восприятия.
3. Развитие внимания.
Развитие слухового внимания. Развитие зрительного внимания.
4. Развитие памяти.
Развитие слуховой памяти. Развитие зрительной памяти.
5. Развитие мышления и воображения.
Причинно-следственные отношения. Сходства и различия. Развитие воображения.
6. Развитие коммуникативных навыков.

Тематическое планирование
4 класс
№ Содержание тем Количество часов
1 Развитие эмоционально-волевой сферы. 21
2 Развитие восприятия. 9
3 Развитие внимания. 12
4 Развитие памяти. 9
5 Развитие мышления и воображения. 12
6 Развитие коммуникативных навыков. 5
Итого 68 часов

Материально-техническое обеспечение программы курса «Психокоррекция»
Учебно-методический комплекс:
- Семенович А.В. «Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития», 2001г.
- Кузнеченкова С.О. «Нейройога. Воспитание и развитие с пользой для здоровья», СПб, 2010г.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. «ДЦП: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками», 2008г.
- Машталь О. «Лучшие методики развития внимания у детей», 2008г.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. 1-4 классы», Москва, 2009г.

Занятия по курсу «Психокоррекция» проводятся в кабинете психолога с использованием следующего оборудования:
- акваколонна интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Вдохновение» с п/у;
- потолочное панно «Звездное небо»;
- зеркальный шар с проектором «Луч»;
- электропанно «Водопад»;
- музыкальный центр;
- проектор «Плазма»;
- сухой бассейн интерактивный;
- световой стол для рисования песком;
- кресло-груша для релаксации;
- кресло-кубик терапевтический;
- коврики массажные;
- музыкальные игрушки;
- кукольный театр;
- иллюстрированный и образно-символический материал, специально разработанный для расширения круга представлений детей, способствующий установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др;
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).

Диагностический инструментарий
1. Субтесты Д.Векслера «Общая осведомленность», «Общая понятливость (для вербальных учащихся).
2. Карточки «Времена года», «Классификация» (для невербальных учащихся).
2. Изучение памяти: «10 слов», «10 картинок» А.Лурия.
3. Изучение внимания: тест Бурдона «Корректурная проба» с буквами, цифрами, таблицы Шульте.
4. Изучение восприятия: фигуры Поппельрейтера, карточка «Пространственные отношения» Титова, карточки «Чего не хватает?», «Кто здесь спрятался?», «Кто выше (шире, тоньше, длиннее)?», сортер «Чемоданчик», тест «Подбери цвет», прогрессивные матрицы Равенна.
5. Изучение мышления: методики «Исключение лишнего», «Последовательность фигур», «Последовательность картинок», «Выделение существенных признаков», «Простые аналогии» в картинках, лабиринты.
6. Изучение мотивации: Анкета Лускановой «Учебная мотивация».
7. Определение уровня тревожности: методика «Изучение социально-ситуативной тревожности» Кондаша, проективная методика А.М.Прихожан.
8. Изучение самооценки: шкала самооценки «Лесенка».
Скачать Рабочая программа по психокоррекции для обучающихся 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

Рекомендуем посмотреть:

Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ
Учет особенностей личностного развития детей-сирот в работе педагогов по снижению конфликтности и отклоняющегося поведения обучающихся
Опубликовано: 586 дней назад (18 февраля 2020)
Просмотров: 1799
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!