Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект психологического занятия «Развитие вербально-понятийного мышления», 3-4 класс

Психологическое занятие в начальной школе. Конспект
Цель: создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников, развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире, развитие словарного запаса, развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи, доставление радости себе и другому.
1. Информирование
Психолог сообщает учащимся, что на занятиях они будут получать знания, которые применимы в повседневной жизни, будут грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей устно и письменно. Сегодня на занятии, выполнив ряд упражнений, они повысят свой словарный запас, уровень представлений об окружающем мире, а также научатся устанавливать смысловые логические связи.
2. Вводная часть.
Упражнение - разминка «Хрустальный шар».
Цель: создание благоприятной атмосферы для саморазвития.
Ход проведения.
Упражнение проводится в круге. Из «волшебной» коробки ведущий достает хрустальный шар, затем просит детей, передавая шар по кругу, рассказать, что хорошего произошло с ними сегодня.

3. Основная часть.
1. Упражнение «Расположи слова» (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»
Цель: развитие вербально-понятийного мышления, повышение общего уровня представлений об окружающем мире.
Ход проведения.
Психолог объясняет, что, кроме частных и общих понятий, существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, т.е. если их сравнить с частными понятиям, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим по отношению к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное».
Затем учитель показывает три карточки со словами. Учащиеся должны расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было частным, крайнее справа - самым общим, а посередине - промежуточным по общности, т.е. частным по отношению к правому понятию и общим по отношению к левому понятию. Слова для предъявления:
Полезное ископаемое - топливо - нефть.
Ливень - осадки - дождь.
Лесное растение - дерево - дуб.
Водоем - озеро - Байкал.
Съедобный гриб ~ гриб - масленок.
Корова - животное - домашнее животное.
Водоем - река - Волга.
Дятел - лесная птица - птица.
Луговая трава ~ трава - клевер.
Водное пространство - Атлантический океан - океан.
(Жирным шрифтом выделены частные понятия, курсивом - промежуточные по общности.)
2. Упражнение «Составь новые слова, изменив одну букву в слове».
Цель: развитие словарного запаса
Ход проведения
Учащимся предлагаются слова: роль, мышка, село, лук, код, нора, рука, роща.
Примерные ответы:
роль – моль, соль, боль, ноль, руль;
мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка;
село – тело, дело, сало, сель, сено, соло;
лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук;
код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед;
нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра;
рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь;
роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома.

3. Упражнение «Найди ошибку».
Цель: развитие способности к установлению смысловых логических связей, развитие письменной речи.
Ход проведения
Учащимся предлагаются предложения, в которых надо исправить ошибки:
1. Зимой в саду расцветают яблони.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. Мальчик стеклом разбил мяч.
4. После грибов будут дожди.
5. Весной луга затопили реку.
6. Снег засыпало пышным лесом.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Подарим друг другу улыбку».
Цель: доставление радости себе и другому.
Дети становятся в круг. Нежно берутся за руки и улыбаются друг другу, тем самым дарят хорошее настроение товарищам.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности.
- Вопросы психолога:
- Чем занимались на занятии?
- Чему научились на занятии?
- Что было легко и что вызвало трудности?
Литература:
1. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития/ Н.П. Локалова. - – 5-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2011.
2. Акимова, М.К., Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов /Акимова, В.Т. Козлова. - М., 1993.
3. Тихомирова, Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет/Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия тренинга для младших школьников План – конспект арт - терапевтического занятия для младших школьников Конспект открытого занятия педагога-психолога Мастер-класс педагога - психолога для младших школьников

Похожие статьи:

Занятие для младших школьников «Воспитание силы воли»

Коррекционная работа психолога в школе

Опубликовано: 1959 дней назад (15 декабря 2018)
Просмотров: 3460
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!