Конспект психологического занятия для 1-4 классов "Вежливые люди"
Актуальность.
С каждым годом среди учащихся младшего звена повышается уровень агрессивности. Это отмечают родители и педагоги, обратившиеся за психологической помощью. Анализ результатов исследования, проведенных на базе образовательных учреждений города, подтверждает данную тенденцию. В 2013-2014 учебном году из общего количество обследуемых младших школьников по шкале "Гнев" высокий уровень показало 58% учащихся от общего числа, в 2014-2015 учебном году 62% учащихся (методика А.Прихожан). На вопрос "Много ли агрессивных учеников в твоем классе?" в 2013-2014 учебном году "да" ответило 44%, в 2014-2015 учебном году 72%; "Мне нравится, когда другие ученики боятся меня" в 2013-2014 году "да" ответило 30%, в 2014-2015 учебном году 28%, "Я угрожаю другим, если они не делают то, что хочу я" в 2013-2014 году "да" ответило 37%, в 2014-2015 году 48%. (Анкета "Зло и агрессия в моём классе"). Исходя из этого, был разработан тренинг профилактики агрессивного поведения среди младших школьников, который состоит из 10 занятий.
Отличительной особенностью тренинга является возможность использовать как все занятия, так и выборочно. В данной работе представлен конспект одного из занятий, который можно использовать как классный час.
Цель: профилактика агрессивных тенденций в поведении младшего школьника.
Конспект занятия тренинга
1. Приветствие. Вступительное слово психолога (учителя).
Знакомство с темой занятия, целями, задачами.
2. Упр. « Ласковое имя». Инструкция: встаньте в круг. Перекидывая мяч приветствуйте друг друга ласковым именем.
3. Упр. "Нарисуй своё имя". Психолог (учитель) проводит беседу о значимости имени для каждого человека, так как с приходом в школу ребёнок всё больше слышит обращение к себе по фамилии. Далее детям предлагается нарисовать своё имя и украсить его. (Формирование позитивного восприятия собственного имени. Оценка важности называть друг друга по имени.)
4. Упр. «Пожалуйста» Ведущий даёт команду, которую дети должны выполнять только при условии, если она сопровождается словом «пожалуйста». Те, кто ошибаются выходят из игры. Команды могут быть самые различные: «хлопните в ладоши», «поднимите руки», «кругом», «налево», «направо», «присядьте», «поднимите левую руку», «закройте глаза», «отведите правую руку в сторону», «сожмите левую руку в кулак», «топните ногой», « дотроньтесь правой рукой до левой пятки». (Игра-разминка.)
5. Беседа «Какое впечатление производит на людей вежливый человек, а какое – грубый. Какая из этих двух тактик более эффективна.
6. Чтение сказки «Как вежливый поступок жизнь спас». Обсуждение.
7. Упр. "Помоги Серёже". Участникам предлагается ситуация. На столе лежит книга, Серёжа очень хочет её посмотреть, но его друг успел взять книгу раньше него. Какими средствами Серёжа может добиться своей цели? ( Например, поменяться, отобрать силой, завладеть книгой путем обмана, вежливо договориться). Выбираются несколько пар для проигрывания различного исхода ситуации. Обсуждение, в ходе которого участники тренинга должны придти к выводу, что вежливое поведение верный выход из ситуации.(Отработка стратегии поведения в ситуации, которая вызывает возможные споры.)
8. Упр. "Собери пословицы и поговорки". На доску вывешивается таблица с пословицами и поговорками. Задача участников тренинга собрать пословицы и поговорки верно и объяснить их значение.
(Вежливость ничего не стоит,голова не отломится, таков и ответ,от вежливых слов, злой не верит, каков привет, но многое приносит, поклонишься, что есть добрые люди)
9. Упр. "Репетиция оркестра". Детям предлагается представить себя дирижерами. Под музыку они могут встать и начать дирижировать воображаемым оркестром. Можно предложить "дирижировать" ладонями, руками, коленями, ногами и всем своим телом, чтобы "показать музыкантам, как те должны играть". (Снятие психоэмоционального напряжения.)Требуется музыкальное сопровождение. (Лучше подобрать музыку, которая согласуется с темой занятия).
10. Итоговая рефлексия (обсуждение занятия).
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для учащихся начальной школы. Твори добро!
План – конспект арт - терапевтического занятия для младших школьников
Конспект открытого занятия педагога-психолога
Мастер-класс педагога - психолога для младших школьников
Похожие статьи:
Занятие для младших школьников «Воспитание силы воли»
Классный час для начальной школы. Наши древние предки