Конспект родительского собрания «Агрессия в младшем школьном возрасте»
Маркина Н.А., педагог-психолог
Конспект родительского собрания появился в моей работе в продолжение тренингов для младших школьников по профилактике агрессивности. Часто родители встречаются с детской агрессивностью, но не всегда умеют грамотно отреагировать на подобного рода проявления. Данная встреча освещает ряд вопросов, которые задаются родителями при консультативных беседах и на общих собраниях. Целесообразно перед родительским собранием провести диагностику среди детей и представить результаты в общем виде. (Можно использовать "Тест Руки Вагнера", Тест Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной, опросник "Мой класс", Тест НЖ.)
Цели: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального развития детей.
Задачи:
- ознакомление с понятием «агрессия» и «агрессивное поведение»;
- раскрытие и анализ важности выплеска негативных эмоций;
- обучение родителей практическим приемам и упражнениям выражения гнева социально приемлемыми способами.
Ход мероприятия.
1. Разминка. Корзина настроения. (Материал: рисунок корзины, цветные полоски, клей) Упражнение можно использовать перед началом родительского собрания и после мероприятия.
2. Мини-лекция. Проблема агрессивности очень актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится всё больше с каждым годом. Взрослые не любят детской агрессии и разговор об агрессивных детях обсуждается в терминах; грубиян, нахал, драчун.
Агрессивность как энергия необходима для нормального развития, иначе ребёнок не сможет конкурировать, защищаться. А вот когда агрессия становится не мотивированной или часто проявляться следует обратить внимание на эмоциональное развитие ребёнка.
Агрессия – некое деструктивное поведение, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее им физический или моральный ущерб или же психологический дискомфорт.
А.Басс и А.Дарки выделяют пять видов агрессии. (На экран проецируется слайд №2)
Факторы влияющие на появление агрессии: (На экран проецируется слайд №3)
- Некоторые соматические заболевания;
- Стиль воспитания в семье – агрессивное поведение как отражение того, что ребёнок наблюдает дома. Возможно, это некие так сказать воспитательные резкие слова или физическое воздействие. Оно закрепляет за детьми привычку слышать только крик или физическое воздействие и в последующем делают ребёнка неуправляемым. Так же если в семье присутствуют частые конфликты со словесной агрессией, ребёнок может считать оскорбления нормой и вести себя аналогичным образом. Так же если ребёнка строго наказывают за проявление агрессии, он, возможно, научится скрывать свой гнев. Но длительное подавление агрессии может привести к невротическим заболеваниям или же вырваться однажды со всей накопившейся силой.
- Повседневная демонстрация сцен агрессии и насилия в кино или компьютерных играх;
- Индивидуальные особенности ребёнка ( сниженная произвольность, низкий самоконтроль и т.д.)
Агрессивное поведение проявляется как: (На экран проецируется слайд №4)
- Стремление привлечь внимание окружающих;
- Удовлетворить потребности в чем –либо; (самоутверждение)
- Защита от окружающего мира (обычно бывает, когда детские поступки оцениваются в зависимости от настроения взрослых), тогда ребёнок не знает чего ждать от мира и на всякий случай защищается.
- Разрядка, снятие напряжения, направлено как на других, так и на себя. (бывает, когда ребёнок не умеет справляться с негативными чувствами).
3. Упр. «Портрет агрессивного ребёнка». Следует различать агрессию и возрастные кризисы. Если ребёнок стал агрессивным в момент кризиса ( 7 лет, подростковый), то следует просто пережить это, быть гибким и терпимым. Давайте вместе составим портрет агрессивного ребёнка. Назовите черты агрессивного ребёнка, которые можно наблюдать на протяжении 6 месяцев. (Запись на доске) Теперь сравним с мнением Г.Б.Мониной. (На экран проецируется слайд №5)
4. Анкетирование. Результаты анкетирования (диагностики) в классе, которые проводятся перед собранием.
5. Игра «Снежки». Участники разбиваются на 2 команды. Каждый «лепит» для себя снежки, группа становится напротив друг друга. Их разделяет верёвка. Задача: каждая группа должна забросить как можно больше снежков другой команде, при этом можно снежки перебрасывать, отбивать. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше всего снежков. Игра начинается и заканчивается по сигналу. Примечание: игра повторяется 3-4 раза. Первый раз дать немного времени на игру; не прекращать возникающие эмоциональные высказывания и споры.
Вопросы: как зарождается агрессия? Почему трудно остановится? Можно ли услышать кого то в возбужденном состоянии?
Вывод: когда мы увлечены, возникает азарт, поэтому сложно остановиться моментально. Находятся игроки, которые продолжают играть. Агрессия так же зарождается в ходе определённой ситуации, раздражающей ребёнка, или провокации. Практически никогда ребёнок не слышит к чему его призывают в данный момент. Очень сложно сиюминутно успокоиться.
6. Кривая гнева.
Рассмотрим кривую гнева.( Г. М. Бриквелл ) (На экран проецируется слайд №6)
1) Фаза А – фаза запуска Провокатором вспышки гнева может быть всё что угодно:несправедливо сделанное замечание, окрик, внезапная боль и т.д. На этой фазе невозможно предугадать что будет далее – разозлится ли ребёнок или переключится на что то другое. Это та фаза,когда можно предотвратить дальнейшую вспышку.
2) Фаза Б – фаза обострения. Кривая гнева начинает подниматься вверх. Это время,когда тело физиологически начинает себя готовить к предстоящему сражению:повышается уровень адреналина, напрягаются мышцы, учащается дыхание, пульс. Но всё же на этой стадии так же можно остановить поток гнева. Можно подышать с ребёнком правильно – то есть глубоко и спокойно, можно умыть его прохладной водой. Позже ребёнок научится сам прибегать к этим методам.
3) Фаза С – фаза кризиса, пик гнева. У всех она проходит по-разному, кто то топает ногами, кто то кричит, кто то плачет. Ребёнок уже не слышит взрослого, не понимает просьб, требоввваний. Читать нотации бесполезно и единственное что может делать взрослый – следить за детской безопасностью.
4) Фаза Д – фаза спада гнева. Так же протекает по-разному. Кому то свойственно добавлять сюда новые вспышки гнева, у других гнев идёт на спад.
5) Фаза Е – фаза депрессии. Она так же может наступить сразу после кризиса. Теперь снова можно говорить с ребёнком и только на этой фазе он снова способен вас услышать.
Данная кривая характерна не только для детей, но и для взрослых. Поэтому зная как протекает кривая гнева можно отслеживать собственные негативные всплески в общении с ребенком.
7. Упр. «Как перевести агрессию в позитив». Существует много способов стабилизации состояния. Необходимо научить ребёнка выражать гнев в социально приемлемой форме и открыто. Как это можно сделать? (На экран проецируется слайд №7)
1) Метать дротики в мишень.
2) Устроить «бой» с подушкой или грушей.
3) Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
4) Устроить соревнования кто громче крикнет.
5) Скомкать бумагу, затем её выбросить. Нарисовать обидчика, затем зарисовать его.
6) Сильно потопать ногами.
Некоторые упражнения могут применяться и взрослыми для стабилизации своего состояния, особенно по отношению к ребёнку.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают как вести себя в конфликтной ситуации. На этом этапе важно отработать каждый конфликт, разобрать все социально приемлемые выходы из него. И конечно взрослые должны контролировать все свои агрессивные импульсы. Ребёнок учится правильному поведению путём наблюдения за взрослыми. Кроме того, формирование таких положительных качеств, как доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребёнком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильма и т.д.
Участникам раздается памятка «Рецепты избавления от гнева». Обсуждение.
8. Подведение итогов. Я расскажу вам притчу «Бабочка в руке». Жил был мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: -Скажи, что у меня в руках? –Бабочка, отвечает мудрец. – Правильно! А бабочка живая или мертвая? – спрашивает завистник, а сам думает – «ответит мертвая, я её отпущу, ответит живая, сожму ладони и раздавлю её. Мудрец помедлил и ответил – Всё в твоих руках.
Помните, ваши дети в ваших руках и только от вас зависит их жизненный путь.
Рекомендуем посмотреть:
Первое родительское собрание в группе раннего возраста
Родительское собрание в 1-й младшей группе. Конспект
Конспект родительского собрания во второй младшей группе
Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: Новый год
Похожие статьи:
Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе
Агрессивный ребёнок
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Возрастные проявления агрессии у детей