Дошкольный возраст. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе, в развивающих центрах), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Но коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись, — бей всех подряд».
Маленькие дети легко переходят от вербальной агрессии к физической. Они легко вовлекают в свои конфликты взрослых — родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и настойчиво требуют поддержки. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
К основным причинам детской агрессивности относятся:
• недостаток двигательной активности, физической нагрузки;
• дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
• повышенная тревожность;
• усвоение агрессивного поведения в семье;
• косвенно стимулируемая агрессивность (навязываемая СМИ, определенными игрушками);
• низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Младший школьный возраст. В этом возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится более враждебным и организованным. Появляется желание причинить врагам вред и получить от этого удовольствие. Дети чаше стараются решать проблемы в своем кругу, без заступничества взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость и разрушительность возрастают уже среди учащихся начальной школы. Дети этого возраста часто подражают воображаемым героям компьютерных игр, мультипликационных и художественных фильмов, что нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным.
Подростковый возраст. Ранним началом переходного периода можно считать достижение ребенком 10-летнего возраста. Обычно самым сложным для подростка и его родителей является период от 12 до 14 лет. Как правило, к 16—17 годам эмоциональный накал спадает, и обстановка в семье гармонизируется. Но бывает, что рамки сдвигаются в ту или иную сторону в силу особенностей эмоционального развития отдельного ребенка. Многие ученые рассматривают возраст с 12 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис.
Агрессивное поведение подростков является естественной реакцией эмансипации. Агрессия может проявляться в открытой активной форме (требовательность, категоричность, повышенный тон, открытое сопротивление, разрушительные действия), а также в пассивной форме (апатия, лень, игнорирование требований). Важно понимать, что любой вид родительской агрессии (физическая прямая, словестное оскорбление, унижение, ограничение свободы выбора и действий подростка) поддерживает, а иногда и инициирует повышенный уровень агрессивности у подростка.
В это время у взрослеющих людей сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У подростка появляется ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «я» идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время отрыва от родителей и формирования своих взглядов.
Подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
• проявлять открыто, получая отпор со стороны окружающих и полезный жизненный опыт; следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается — употребляет алкоголь и наркотики, попадает в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
• прятать и подавлять свою агрессию, становиться послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего в жизни особо не добиваясь; подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде невроза.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
• эндокринный взрыв, резкое нарастание количества половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующие росту агрессивности;
• органические поражения головного мозга — травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.;
• неправильное отношение взрослых в школе и в семье.
Последний из перечисленных факторов включает, в частности, эмоциональное отвержение и ужесточение контроля.
Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Это, как правило, неуверенные в себе взрослые, с повышенной тревожностью и переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности реже. Обычно это происходит, когда они считают, что дети выросли и должны решать проблемы самостоятельно, либо когда переживают «вторую молодость» и занимаются обустройством своей личной жизни.
Ужесточение контроля. Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате, стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Подросток, которому не дают превратиться в самостоятельную личность, становится бунтарем. А поскольку жизненного опыта мало для конструктивного бунта, молодые люди совершают асоциальные поступки и творят как раз то, чего опасаются близкие. Наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.
Конфликтуя с родителями, подростки обычно переносят свою агрессивность и на других взрослых — учителей, врачей, психологов; также перенос осуществляется и на своих сверстников, поведение которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем их сверстники тоже взрослеют, то проявлять агрессию становится более безопасно среди ребят, которые младше по возрасту. Это может быть и физически агрессивное поведение, и вербальное выражение агрессивности (грубые слова).
Очень опасна для подростка аутоагрессия — это агрессия против себя, именно из-за нее в будущем возникают психологические проблемы, в том числе суицидальные тенденции.
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Девиантное поведение в педагогике. Определение
Лилия Сергеевна Кешишьян # 14 мая 2020 в 00:19 0 |
Юлия Сергеевна Щепина # 14 ноября 2021 в 19:52 0 | ||
|