Как работать с агрессивными детьми в детском саду?
Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог-психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. Нижневартовск
Предлагаю Вашему вниманию конспект одного из занятий, которое входит в разработанную мной программу «Социально-психологическая адаптация детей 5-7 лет, имеющих особые формы развития».
Занятия в программе ориентированы на работу с детьми, имеющими признаки агрессивности и гиперактивности.
Целью программы, а, следовательно, и данного занятия, явилось создание таких условий в ДОУ, которые способствовали бы полноценной социально – психологической адаптации детей, имеющих особые формы развития.
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, эмпатии, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я” ребенка. В играх и упражнениях нет соревновательного момента так, как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми.
Содержание занятия для работы с агрессивными детьми
Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет.
Вводная часть:
- приветствие.
Основная часть занятия:
- психотехнические упражнения, игры,
- биоэнергетическая гимнастика,
- анималотерапевтические упражнения, игры,
- игры, направленные на нивелирование агрессивных состояний.
Заключительная часть занятия:
- рефлексия, ритуал прощания.
Вводная часть. Приветствие.
Приветствие направлено на создание атмосферы группового доверия и принятия, установление благоприятного климата, формирование навыков позитивной коммуникации, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе. В этой части занятия звучит спокойная музыка, что также способствует возникновению позитивных эмоций.
Основная часть занятия.
Она направлена на решение реализацию тех условий, которые требуются для успешной социально – психологической адаптации в обществе детей, имеющих особую форму развития (агрессивность), а именно:
- избавление от стрессов, телесных зажимов, нервных срывов,
- снятие эмоционального, мышечного напряжения,
- развитие коммуникативных навыков,
- развитие навыков конструктивного общения, эмпатии,
- нивелирование агрессивных состояний,
- выплеск гнева в приемлемой форме,
-развитие произвольного внимания, способности адекватно реагировать на процессы возбуждения и торможения, способности осуществлять рефлексию своих поступков,
- отреагирование негативных эмоциональных состояний,
- формирование основ самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения, уверенности в себе,
- гармонизация душевного состояния, профилактика соматических заболеваний.
Заключительная часть занятия – это рефлексия и ритуал прощания.
Дети делятся впечатлениями от занятия, говорят о том, что им было особенно интересно, а что вызвало затруднение. Все высказывания поддерживаются, одобряются, подчеркивается значимость чувств, эмоций каждого ребенка. Дети приобретают уверенность в себе, чувствуют свою психологическую безопасность. Затем следует ритуал прощания.
Все части занятия сопровождаются яркой эмоциональной окрашенностью (это обязательное условие при работе с детьми данной категории), используется индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его особенностей, это делает занятие интересным, привлекательным для детей. Поддерживается любое высказывание детей, чтобы они не боялись ошибиться, были смелее, раскованнее, уделяется внимание созданию положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия.
Подобные занятия, в работе с агрессивными детьми, может использовать как педагог психолог, так и воспитатель с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие. Конспект
Вводная часть. Приветствие.
1. Игра «Доброе слово».
Цель: создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное общение.
Ход: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Основная часть занятия.
2. Биоэнергетическая гимнастика.
Цель: повышение работоспособности, избавление от стрессов, нервных срывов, усталости. Гармонизация душевного состояния, активизация творческих способностей, профилактика соматических заболеваний.
Ход: Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Кошкин глаз – мудрый глаз!» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи массируют её словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны). Взрослый обязательно следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании. Требуется предварительный показ.
3. Психотехническая игра «Путаница» (игра с кольцом).
Цель: способствовать снятию напряжения, осознанию того, что происходит со связью между людьми в ситуации конфликта.
Материал: длинная веревка, которая будет символизировать кольцо.
Ход: Все стоят в кругу и держатся за веревку. Задача детей, не выпуская веревки из рук, запутаться, сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз «запутывались и распутывались», ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.
4. Анималистическая игра «Улитка».
Цель: развитие умения организовывать своё поведение, развитие самоконтроля, выдержки, сдерживание суетливости и поспешности.
Ход: Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают очень медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.
5. Игра «Жужа».
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
Ход: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, он и будет «Жужей».
Заключительная часть занятия.
6. Ритуал прощания.
Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.
Рекомендуем посмотреть:
Гиперактивность. Причины возникновения у детей
Как успокоить ребёнка непоседу
Гиперактивный ребёнок
Возрастные проявления агрессии у детей
Агрессивный ребёнок