Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Как работать с агрессивными детьми в детском саду?

Автор: Синицина Оксана Борисовна, педагог-психолог МБ ДОУ ДСКВ № 55 «Улыбка» г. Нижневартовск

Предлагаю Вашему вниманию конспект одного из занятий, которое входит в разработанную мной программу «Социально-психологическая адаптация детей 5-7 лет, имеющих особые формы развития».

Занятия в программе ориентированы на работу с детьми, имеющими признаки агрессивности и гиперактивности.

Целью программы, а, следовательно, и данного занятия, явилось создание  таких условий в ДОУ, которые способствовали бы полноценной социально – психологической адаптации детей, имеющих особые формы развития.

Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, эмпатии, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я” ребенка. В играх и упражнениях нет соревновательного момента так, как соревновательный компонент игры направляет внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождает демонстративность, конкурентность, соперничество в отношениях с другими детьми.

Содержание занятия для работы с агрессивными детьми

Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет.

Вводная часть:

- приветствие.

Основная часть занятия:

- психотехнические упражнения, игры,

- биоэнергетическая гимнастика,

- анималотерапевтические упражнения, игры,

- игры, направленные  на нивелирование агрессивных состояний.

Заключительная часть занятия:

- рефлексия, ритуал прощания.

Вводная часть. Приветствие.

Приветствие направлено на создание атмосферы группового доверия и принятия, установление благоприятного климата, формирование навыков позитивной коммуникации, уверенность в поддержке сверстников и в самом себе. В этой части занятия звучит спокойная музыка, что также способствует возникновению  позитивных эмоций. 

Основная часть занятия.

Она направлена на решение реализацию тех условий, которые требуются для успешной социально – психологической адаптации в обществе детей, имеющих особую форму развития (агрессивность), а именно:

- избавление от стрессов, телесных зажимов, нервных срывов,

- снятие эмоционального, мышечного напряжения,

- развитие коммуникативных навыков,

- развитие навыков конструктивного общения, эмпатии,

- нивелирование агрессивных состояний,

- выплеск гнева в приемлемой форме,

-развитие произвольного внимания, способности адекватно реагировать на процессы возбуждения и торможения, способности осуществлять рефлексию своих поступков,

- отреагирование негативных эмоциональных состояний,

- формирование основ самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения, уверенности в себе,

- гармонизация душевного состояния, профилактика соматических заболеваний.

Заключительная часть занятия – это рефлексия  и ритуал  прощания.

Дети делятся впечатлениями от занятия, говорят о том, что им  было особенно интересно, а что вызвало затруднение. Все высказывания поддерживаются, одобряются, подчеркивается значимость чувств, эмоций каждого ребенка. Дети приобретают уверенность в себе, чувствуют свою психологическую безопасность. Затем следует ритуал прощания.

Все части занятия сопровождаются яркой эмоциональной окрашенностью (это обязательное условие при работе с детьми данной категории), используется индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его особенностей, это делает занятие интересным, привлекательным для детей. Поддерживается любое высказывание детей, чтобы они не боялись ошибиться, были смелее, раскованнее, уделяется внимание созданию положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия.

Подобные занятия, в работе с агрессивными детьми, может использовать как педагог психолог, так и воспитатель с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие. Конспект

Вводная часть. Приветствие.

1. Игра «Доброе слово».

Цель: создание благоприятного психологического климата, атмосферы взаимного принятия друг друга, настрой на бесконфликтное общение.

Ход: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Основная часть занятия.

2. Биоэнергетическая гимнастика.

Цель: повышение работоспособности, избавление от стрессов, нервных срывов, усталости. Гармонизация душевного состояния, активизация творческих способностей, профилактика соматических заболеваний.

Ход: Дети садятся удобно. Руки вытягивают вперёд, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают при этом: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону и 10 движений в другую). Затем опускают руки, встряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз, приговаривают: «Кошкин глаз – мудрый глаз!» Стряхивают ладошки.   Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи массируют её словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны). Взрослый обязательно следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании. Требуется предварительный показ.

3. Психотехническая игра «Путаница» (игра с кольцом).

Цель: способствовать снятию напряжения, осознанию того, что происходит со связью между людьми в ситуации конфликта.

Материал: длинная веревка, которая будет символизировать кольцо.

Ход: Все стоят в кругу и держатся за веревку. Задача детей, не выпуская веревки из рук, запутаться, сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз «запутывались и распутывались», ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.

4. Анималистическая игра «Улитка».

Цель: развитие умения организовывать своё поведение, развитие самоконтроля, выдержки, сдерживание суетливости и поспешности.

Ход: Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают очень медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

5. Игра «Жужа».

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Ход: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, он и будет «Жужей».

Заключительная часть занятия.

6. Ритуал прощания.

Цель: рефлексия занятия, создание у детей положительной мотивации для следующего посещения кабинета педагога-психолога.

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивный ребёнок

Как успокоить ребёнка непоседу

Возрастные проявления агрессии у детей

Агрессивный ребёнок

Гиперактивность. Причины возникновения у детей

Лариса Дорогина # 21 августа 2013 в 11:15 +1
Очень интересный материал. К сожелению дети с агрессивным поведение встречаются всё чаще. Профилактика агрессивности просто необходима. Занятие очень интересное, игры подобраны в соответствии с развитием собственного "Я" Спасибо.
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 22:11 +1
В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения , приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:31 0
В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения , приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт .
Наталья Дашинимаевна Дабаева # 11 марта 2014 в 15:42 0
Интересное занятие. Вы подобрали интересные игры. спасибо вам!
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 12:51 0
Здравствуйте! Игры с детьми, проявляющими агрессию, действительно нуждаются в помощи, Мы должны помочь им снять напряжение, выплеснуть все наружу, социально приемлемыми способами. Предложенные Вами игры как раз подойдут для этого. Спасибо за систематизацию материала.Интересно.
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 19:37 0
Какой замечательный у вас материал. Прост и удобен в использовании. Обязательно попробую в своей практике. Спасибо вам.
Юлия Геннадьевна Цыганкова # 12 сентября 2014 в 20:24 +1
Доброго времени суток! Благодарю Вас за подборку доступных и интересных игр. Сегодня агрессия среди детей явление не редкое. Вы тонко чувствуете психологию детей, поэтому именно через игру пытаетесь решить вопросы их социально – психологической адаптации. Спасибо.
Никулина Анна Геннадьевна # 28 сентября 2014 в 23:04 +1
Дорогой автор, очень понравились ваши игры! Они учат самоконтролю, взаимовежливости, приветливости, чего сейчас не хватает в детях. Взяла на вооружение ! Творческих успехов!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:42 +1
Очень актуально на сегодняшний день. Агрессивные дети в детском коллективе не редкость. Ваша подборка игр будет большим подспорьем в работе с такими детьми.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:55 +1
Тема агрессивности очень актуально на сегодняшний день. Агрессивные дети в детском коллективе не редкость. Ваши игры будут полезны в работе с такими детьми.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 21:25 +1
Здравствуйте. Проблема агрессивности встречается очень часто среди детей.Спасибо за представленный материал.
Екатерина Николаевна Груздева # 13 сентября 2015 в 17:09 +1
Занятия такого рода в детских садах с агрессивными детьми просто необходимость! Все больше и больше становится таких детей и начинать нужно именно с дошкольного возраста.Придя в школу агрессия только усиливается и становится сложнее с ней справляться,т.к. нагрузка на ребенка возрастает и он не может справится со своими эмоциями.
Елена Сергеевна Ищенко # 3 декабря 2015 в 19:23 +2
Этапы занятия у меня такие же, но не всегда именно агрессивные дети включаются в занятие. Очень важно конечно найти причину такого поведения. Тогда легче будет проводить коррекцию. И главное- это работа с родителями
Наталья Анатольевна Чорная # 10 февраля 2016 в 11:12 +2
Спасибо за хорошо подобранный материал. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров, поэтому работа должна вестись с детского сада, нужно учить детей справляться со своими эмоциями, переводя их в "мирное" русло.
Антонина Васильева # 11 марта 2016 в 02:02 +1
Думаю, что определенные задания - упражнения можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, имеющие агрессивный стиль поведения. Обязательно попробую на практике.
Марина Витальевна Федосеева # 3 апреля 2016 в 18:23 +1
Очень познавательный материал, подобраны интересные игры.Часто приходится работать с такой категорией детей, теперь еще и ваши игры попробую реализовать со своими детками.Спасибо автору за подборку.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 19:15 0
Хороший сценарий занятия - все продумано с учетом возрастных особенностей, конструирования самого занятия (вступление, основная часть, заключение).
Оксана Анатольевна Азарова # 11 апреля 2016 в 10:06 0
Очень актуальная тема, по крайней мере для меня. К сожалению, в последнее время в школу стало приходить всё больше и больше детей с признаками агрессивности. Я никогда не прохожу мимо различных методических разработок по снижению агрессивности у детей. Спасибо большое.
Галина Сергеевна Борисова # 20 января 2017 в 13:35 0
Всегда слежу за интересными занятиями по коррекции и профилактике агрессивного поведения, т.к. агрессивность одного ребенка становится проблемой для всех окружающих, и ее коррекция приобретает социально-значимый эффект не только для самого ребенка, но и для детского коллектива в целом.