«Почему он такой?!!» — восклицают родители и вспоминают: «Вот мы в детстве!» И далее, как правило, следует рассказ о безупречном поведении, безропотном послушании и безграничной тяге к обучению. Но стоп!
По данным проведенных исследований одной из причин гиперактивности является наследственная предрасположенность и, возможно, уважаемые родители, не все так безоблачно было в вашем детстве. Специалисты утверждают, что более 50% родителей, обратившихся к врачам по поводу гиперактивности своих детей, согласились с тем, что в раннем возрасте имели похожие проблемы. Ученые-генетики продолжают работу над определением гена, ответственного за передачу данного заболевания.
Как одна из главных причин развития СДВГ рассматривается неблагоприятное течение беременности и родов. Токсикоз, гипертония, аллергия, астма, прием сильнодействующих лекарственных средств и другие факторы могут оказать негативное влияние на развитие эмбриона, спровоцировать внутриутробную гипоксию плода, в результате чего и происходит поражение мозга.
К таким же последствиям приводят и любые нарушения родовой деятельности, как то: преждевременные, затяжные или стремительные роды, длительный безводный период, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода и многое другое.
Имеет значение и возраст родителей на момент рождения ребенка. Отмечено, что наибольшему риску подвергаются дети, чьи матери перешли тридцатишестилетний рубеж, либо не достигли восемнадцати лет.
Первые двенадцать лет жизни идет интенсивное формирование головного мозга, любые травмы, полученные в этот период, могут привести к тяжелым последствиям. Конечно, черепно-мозговые травмы могут стать причиной нарушения мозговой деятельности в любом возрасте, но именно в этот временной период мозг ребенка особенно уязвим.
Из-за несовершенства вестибулярного аппарата малыши часто падают, поэтому от родителей требуется особая бдительность! Помните, что даже при малейшем подозрении на травму головного мозга следует незамедлительно обратиться в медицинское учреждение.
Не менее опасны для детей первых лет жизни и заболевания, сопровождающиеся высокой температурой — грипп и другие вирусные инфекции. В связи с этим старайтесь своевременно оказывать ребенку первую помощь и непременно обращайтесь к врачу.
Специалисты, исследующие проблему детской гиперактивности, все больше склоняются к тому, что в некоторых случаях она обусловлена нарушением режима питания. Содержащиеся во многих современных продуктах вещества нарушают нейрохимические процессы мозга, что нередко приводит к химическому дисбалансу, следствием чего и становится гиперактивность.
К вредным для нашего организма элементам относят: пищевые красители, усилители вкуса, консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители и т. п.
Помимо этих, отравляющих организм веществ, не меньший вред могут принести и самые обычные продукты, источники быстрых углеводов — сахар и мучные изделия (если употреблять их в ненормированных количествах).
Попробуйте провести тест: на три дня исключите из меню ребенка все продукты, содержащие вышеперечисленные вещества, сладости, пирожки, булочки, пирожные и т. п. Отдавайте предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам и крупяным изделиям. Понаблюдайте за ребенком, возможно, вы заметите, как изменилось поведение вашего малыша. Исходя из этого, составьте сбалансированное меню. Помните, что именно сейчас закладываются основы будущего здоровья ребенка, и каким оно будет, во многом зависит от вас.
Одним из решающих факторов в развитии гиперактивности является обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Психика малыша не может формироваться автономно, бытовые условия, люди, окружающие его, взаимоотношения взрослых в семье — все это в немалой степени влияет на становление личности ребенка, на его психическое и эмоциональное здоровье. Педагоги и врачи подтверждают, что дети из так называемых неблагополучных семей отличаются от своих сверстников повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, отсутствием навыков самоконтроля.
Под неблагополучной семьей в данном случае подразумеваются не только люди, ведущие асоциальный образ жизни, неблагополучие — это отсутствие взаимопонимания между родителями, частые конфликты, ссоры, свидетелями которых становятся и дети. Может быть, прежде чем вести ребенка к врачу, стоит проанализировать сложившийся семейный уклад?
Не менее важна и согласованность родителей в приемах воспитания ребенка. Очень часто можно наблюдать следующую картину: мама и бабушка позволяют драгоценному чаду абсолютно все, в то время как папа весьма строг и требователен. Неокрепшая психика малыша не в силах преодолеть эти противоречия, результатом чего становятся проблемы со здоровьем, в том числе и гиперактивность.
Как вы уже поняли, выявить точную причину развития СДВГ сложно, однако, можно исключить или ограничить влияние некоторых факторов и, возможно, помочь этим ребенку.
Помните песенку из детского мультфильма: «В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке, есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило»? Действительно, мы уже говорили о том, что активность и движение — нормальное состояние каждого здорового ребенка, так как же определить ту грань, за которой естественная детская энергичность превращается в патологию. Ведь все дети любят играть в подвижные игры, бегать, баловаться, время от времени капризничают, злятся, и мало кто из малышей может долго заниматься каким-то одним делом.
Но главное отличие здорового ребенка от ребенка гиперактивного состоит в том, что первые являются вполне управляемыми детьми, периоды бурной активности у них носят кратковременный характер, гнев или агрессию такого малыша можно предотвратить или быстро купировать, он поддается уговорам, у него вполне развиты навыки самоконтроля.
Понаблюдайте за своим ребенком в отличающейся от привычной обстановке: гиперактивный ребенок не может сдерживать своих порывов. Его не остановит присутствие посторонних людей, другие сдерживающие факторы, его обычное состояние — бесцельное движение — останется неизменным. Все уговоры и угрозы наказания в этом случае бессильны.
Комментарий психоневролога:
Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится обычно с учетом трех главных критериев: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Если разбирать детально, то понятие «невнимательность» включает в себя:
— неспособность концентрировать внимание на деталях, что приводит к искажению информации в целом, обилию ошибок при выполнении какого-либо задания;
— отсутствие слухового восприятия. Родители подобных детей часто жалуются на то, что ребенок их как будто не слышит, но все дело в том, что малыш просто не может вникнуть в обращенную к нему речь;
— неумение доводить начатое дело до конца, работать, соблюдая определенные правила, опять же потому, что вникнуть в эти правила ребенок не может;
— проблемы с организацией собственной деятельности. Ребенку трудно настроиться на определенное занятие, обдумать и осуществить план работы;
— отказ от занятий, требующих продолжительного интеллектуального напряжения;
— забывчивость;
— частые потери вещей, сопутствующих предметов, игрушек, канцтоваров и т. п.
Далее остановимся на явлении гиперактивности, для нее характерны следующие признаки:
— суетливость ребенка, неумение спокойно сидеть, стоять, навязчивые движения рук, ног и т. п.;
— неумение заниматься каким-либо определенным делом. Во время занятий в школе или в детском саду ребенок может без спроса покинуть свое место, увлекшись чем-то другим;
— бесцельность двигательной активности ребенка, что называется движением ради движения. При этом часто нарушаются правила безопасности, повышается риск травматизма;
— отказ от спокойных игр, тихого отдыха, определенных занятий, требующих тишины и спокойствия;
— чрезмерная разговорчивость.
И наконец импульсивность:
— ребенок торопится ответить на вопрос, не задумываясь, не дослушав его до конца;
— не умеет сдерживаться и дожидаться своей очереди, выкрикивает, перебивает, вступает в конфликты.
Если 6 из перечисленных признаков характеризуют поведение вашего ребенка, можно предположить, что он гиперактивен, но в любом случае, не стоит брать на себя ответственность в постановке диагноза, за консультацией обратитесь к специалисту в медицинское учреждение.
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Нет комментариев. Ваш будет первым!