Гиперактивный ребёнок. Что делать родителям?
У Ларисы к вечеру голова идет кругом: в доме все вверх дном, ее шестилетний сын беспрерывно меняет род занятий, только с десятого раза слышит просьбы и совсем не реагирует на замечания. В детском саду воспитатели регулярно жалуются на то, что мальчик кого-то обидел, ударил или что-то разбил.
Очень часто родители приходят к психологу именно с такими проблемами, сетуя на то, что самостоятельно справиться с ребенком они не могут. Чем вызвано подобное поведение и как можно помочь малышу? В медицине и психологии таких детей называют гиперактивными.
Гиперактивность в детском возрасте — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Обычно она диагностируется у малышей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью, — такие дети быстро отвлекаются, их одинаково легко и обрадовать и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно сконцентрироваться на выполнении каких-либо задач, поэтому родители и воспитатели испытывают трудности в общении с ними.
Гиперактивность начинает проявляться уже с младенческого возраста и отчетливо заметна в 2—4 года. Однако все ее отрицательные стороны наиболее ярко проявляются в начальной школе. Невнимательность, непоседливость, агрессивность и непризнание каких-либо ограничений — вот неполный список бед школьного периода. Но гиперактивность имеет и позитивные стороны: ребенок в интеллектуальном развитии часто опережает сверстников, он любознателен, много знает и умеет.
Гиперактивность в настоящее время встречается достаточно часто, особенно среди мальчиков. Специалисты считают, что в 70 % случаев она проходит к подростковому возрасту. Тем не менее родительская позиция «ничего, с возрастом пройдет» тут абсолютно неприемлема. Если дети сохранят подобные качества и в подростковом возрасте, то велика вероятность появления социально опасного поведения (нередко подростки имеют в своем «послужном списке» эпизоды агрессивного поведения и насилия, задержания правоохранительными органами, попытки покончить с собой). Безусловно, гиперактивному ребенку нужна своевременная и квалифицированная помощь.
Гиперактивность поддается коррекции, и многие ее проявления можно сгладить. Для начала хотелось бы выделить общеизвестные признаки.
О гиперактивности ребенка можно говорить, если:
— он находится в постоянном движении и не в состоянии себя контролировать (даже если устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил, будет закатывать истерики и плакать);
— быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;
— его невозможно уложить спать, а если спит, то беспокойно; часто наблюдаются кишечные расстройства, иногда различные аллергические реакции;
— малыш неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно;
— часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию (дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни);
— не способен надолго сосредоточиться даже на интересном для него занятии;
— избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
— подвержен частым и резким сменам настроения;
— стремится сразу (здесь и сейчас) получить поощрение за какой-либо хороший поступок или успешно выполненное задание.
Если вы обнаружили у своего малыша хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, то можно говорить о наличии у него гиперактивности.
Что надо делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку
• Прежде всего необходимо создать дома спокойную психологическую обстановку. Не должно быть спешки, при малыше нельзя кричать, нервничать и резко менять планы. Чем вы будете более организованы сами, тем легче будет ребенку.
• Общаясь с малышом, следует избегать приказных безапелляционных интонаций.
• Надо стараться придерживаться четкого режима дня. Если ребенок маленький (до 6 лет), ему необходим дневной сон. Обязательны прогулки на свежем воздухе с хорошей физической нагрузкой (бег, велосипед, ролики и прочее).
• Гиперактивного ребенка бесполезно ругать и наказывать — его поведение от этого только ухудшается. Необходимо спокойно объяснять ему, что можно делать, а что нельзя.
• Учите малыша управлять своим настроением. Негативные эмоции могут появиться у каждого, поэтому надо предложить ему занятия, где есть возможность выплеснуть агрессивную энергию. Лучшим вариантом будет спортивная секция, выбранная в соответствии с интересами и способностями ребенка.
• Прививайте любовь к чтению, рисованию, лепке. Давайте небольшие задания, постарайтесь заинтересовать малыша и добивайтесь завершения работы.
• Самое главное — чаще хвалите ребенка за любые, даже маленькие, достижения. Высокая самооценка поможет ему стать успешным.
• Очень эффективны при гиперактивности игры и упражнения на релаксацию. Лучшим психотерапевтическим эффектом обладает вода. Постелите на полу (столе) клеенку, поставьте емкость с водой, выберите вместе игрушки, пригодные для игр с водой. Подключите фантазию, это поможет вашему ребенку снять высокую возбудимость и раздражительность.
• Оберегайте малыша от переутомления. Не стоит устраивать вечерние кинопросмотры или походы в гости. Избегайте большого скопления народа и игр с другими гиперактивными детьми. Компьютерные игры лучше перенести на первую половину дня.
Рекомендуем посмотреть:
Как вести себя родителям, когда у ребёнка истерика
Гиперактивность. Причины возникновения у детей
Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности
Детские страхи
Как успокоить ребёнка непоседу