Девиантное поведение в педагогике. Определение

Девиантное поведение - это

В психологической литературе можно найти разные определения девиантности. Все авторы сходятся в том, что девиантность поведения ребенка — это нарушение норм, принятых в данном обществе. Так, определение, данное В.В. Ковалевым в 1979 г., выглядит следующим образом: девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм.

Девиантное поведение можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под девиантным поведением понимаются любые действия, которые не соответствуют нормам и стереотипам, сложившимся в обществе. В узком смысле — это негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм.

Девиация может быть позитивной и негативной.

Позитивная девиация — это отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается некоторыми как отклоняющееся, необычное, но оно не вызывает неодобрения. К таким действиям можно отнести героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости. Как это ни парадоксально, позитивная девиация рассматривается обществом как нестандартное поведение.

Негативная девиация — это те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей неодобрение или осуждение. К ним можно отнести вандализм, воровство, предательство, терроризм, жестокое обращение с животными и т. д. Это вполне понятная и всем доступная характеристика детей с девиантным поведением.

К формам девиантного поведения относят агрессию, аутоагрессию (самоповреждение, суицид); злоупотребление психотропными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты); нарушения пищевого поведения; нарушения сексуального поведения; коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность); безнравственное и аморальное поведение.

Характеризуя девиантное поведение, еще раз обратим внимание на то, что девиация нарушает жизнь общества и является для него серьезной проблемой, поскольку определяет негативные социальные роли членов общества. Но в то же время она (девиация) содействует возникновению необходимости пересмотра старых норм и, главное, изменению взгляда общества на девиантных детей. Не секрет, что тюрьмы и колонии переполнены несовершеннолетними детьми, попавшими за решетку как раз идут по лестнице, идущей вниз. Обидно другое, что общество, призванное бороться за каждого ребенка, вступившего на первую ступень этой лестницы, по сути бросило их наедине со своими проблемами.

Можно ли справиться с девиантным поведением подростка?

Можно, если подойти к этому вопросу основательно и серьезно. Прежде всего, все окружение подростка должно переориентировать свой взгляд на него. Может оказаться, что причины его девиантности кроются в низком уровне сознания. А низкий уровень сознания может быть объяснен, в свою очередь, и протестом против жизни, которую навязывают ребенку, особенно подростку, окружающие его взрослые люди. Следует отметить, что эти причины могут быть следствием кратковременного девиантного поведения и во многом зависят от умелого, педагогически выверенного поведения взрослых. Если взрослые пересмотрят свои позиции по отношению к ребенку, задействуют его самого в решении совместных проблем, то девиантность если не исчезнет сразу, то некоторые проблемы могут просто отойти на последнее для ребенка место в системе его ценностей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционного занятия со старшими дошкольниками, имеющими признаки агрессивности

Проблема девиантного поведения: комплексный подход

Агрессивный ребёнок

Возрастные проявления агрессии у детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!