Проблема девиантного поведения: комплексный подход

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096, г. Москва

Описание материала: в данной статье рассматриваются основные виды девиантного поведения в школе, причины его возникновения, а также методы профилактической и коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям школьников.

Проблема девиантного поведения: комплексный подход

На сегодняшний день проблема социальной девиации или девиантного (отклоняющегося) поведения у детей актуальна во многих учреждениях дошкольного, среднего и дополнительного образования. Иногда дети ведут себя грубо не только по отношению друг к другу, но и к учителю, воспитателю, родителю. Ученики нарушают дисциплину и правила поведения в школе: опаздывают на уроки, во время занятия невнимательны и вялы или, наоборот, вспыльчивы и импульсивны. В последнее время участились случаи, когда дети наносят друг другу серьёзные физические увечья.  

В школьной практике к девиантному поведению относят следующее:

1. Агрессия.

Следует отметить, что агрессия может быть не только физической (драки, причинение телесного вреда), но также вербальной (сквернословие, сплетни) или невербальной (поза, жесты, мимика). Скрытая агрессия может выражаться в форме протеста против правил поведения, установленных в школе или в обществе в целом (вандализм, вызывающая одежда/причёска, курение в здании школы, постоянные опоздания, прогулы и т.д.).

2. Тревожность.

Высокий уровень тревожности нередко проявляется психосоматическими нарушениями (ВСД, мигрени, тошнота, рвота, кожные высыпания, частые простудные заболевания) и может приводить к серьёзным формам школьной дезадаптации. С психологической точки зрения выражается в крайней застенчивости, неуверенности в себе и в своих способностях, низкой самооценке. 

3. Демонстративность.

Высокий уровень демонстративности также считается девиантным. На практике выражается в форме позёрства, самолюбования, лести, заискивания, постоянных капризов. Как правило, дети, имеющие выраженные демонстративные черты, прекрасные манипуляторы (используют для этого самые разные приёмы, вплоть до симуляции болезни). Они искусно умеют создавать себе определённый «образ». Эти дети склонны к преувеличению и приукрашиванию событий, что нередко приводит к искажению фактов.

4. Зависимость.

Различают следующие виды зависимостей: игровая (азартные игры), компьютерная, наркотическая (курение, алкоголь, наркотики).

Таковы основные формы девиантного поведения в школе.

Каковы причины его возникновения? Здесь следует упомянуть сразу несколько факторов: генетический, социально-психологический, физиологический.

В ряде случаев социальная девиация заложена в ребёнке генетически (к примеру, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков).

Существенную роль в формировании девиантного поведения играют социально-психологические факторы: отношения между родителями, их возраст, уровень образования; состав семьи; наличие других детей; уровень  достатка в семье и т.д.  

Значимую роль играет и физиологический фактор (к примеру, социальная девиация может быть вызвана гормональной перестройкой растущего организма, нарушением режима, отсутствием в рационе питания важных микроэлементов и т.д.).  

В зависимости от причин, вызвавших девиантное поведение, применяются определённые методы профилактики и коррекции.

Наиболее сложный вариант – генетический фактор. В данном случае необходим постоянный контроль и просветительские мероприятия.

Если причиной возникновения девиантного поведения оказался социально-психологический фактор, то необходима комплексная работа с семьёй, в которой живёт ребёнок. На данный момент существует множество специальных психотерапевтических техник, направленных на коррекцию девиантного поведения. Если в ходе работы окажется, что причиной агрессии ребёнка в школе является его социально-опасное положение дома, то необходимо передать информацию в органы опеки и попечительства.

И, наконец, физиологический фактор также часто приводит к развитию девиантного поведения. К сожалению, многие люди недооценивают важность для ребёнка соблюдения режима дня, правильного питания, занятий спортом.

Следует помнить, что продолжительность сна должна составлять не меньше 8 часов (для дошкольника и младшего школьника – не меньше 10 часов; ложиться спать следует не позже 9 часов вечера). После занятий в школе необходимо сделать перерыв (пообедать, пойти гулять) и только потом садится за уроки (начинать рекомендуется с более сложных предметов, например, с математики). Максимальное количество времени, которое младший школьник может проводить за компьютером в день – 10-15 минут.

Также необходимо следить за тем, какие фильмы и телепередачи смотрит Ваш ребёнок, ведь установки в поведении подрастающего поколения формируются также и СМИ. Существуют данные о то, что дети, смотрящие боевики и триллеры (в которых побеждает отрицательный герой) склонны к проявлению агрессии в 3 раза чаще, чем дети, не знакомые с этими фильмами.

Правильное питание также играет заметную роль в профилактике и коррекции социальной девиации. Продукты, которые должны ежедневно находится в рационе Вашего ребёнка – это молочные и кисломолочные продукты (творог, молоко, простокваша, ряженка, кефир); нежирные сорта рыбы и мяса; крупы (геркулес, гречка); фрукты и овощи; орехи; мёд; горький шоколад. Все блюда, употребляемые ребёнком, должны быть приготовленными на пару или запечёнными. Из питания следует полностью исключить: колбасу, сосиски, чипсы, гамбургеры, сладкую вату, шоколадные батончики, газированную воду.

Если Ваш ребёнок слишком активен, часто бывает перевозбуждён, плохо засыпает и просыпается с трудом, то из рациона необходимо исключить острую, солёную, жирную и жаренную пищу.

Следует отметить, что в коррекции девиантного поведения необходимо осуществлять комплексный подход и задействовать в работе разных специалистов: психолога, врача, социального педагога, дефектолога. 

Рекомендуем посмотреть:

Психологический тренинг для педагогов

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:00 0
Спасибо за советы. Ими я думаю можно поделиться и с родителями младших школьников. Не секрет, что и начальном этапе обучения встречаются дети с девиантным поведением. И проявляется оно не только дома, но и в социуме.
Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 22 декабря 2013 в 16:46 0
интересная статья, узнала много нового для себя, спасибо!!!
Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 21:42 0
Очень интересная и занимательная работа, прочитала с большим интересом. И ведь действительно, чем новее (если так можно выразиться) поколение - тем более девиантными становятся школьники. Особенно ценно, что автор работы поднял тему агрессии, ибо её в школах, увы, до сих пор слишком много. Спасибо Вам за проделанный труд!
Арбузова Светлана # 17 января 2014 в 15:45 0
Светлана Рудольфовна Арбузова
Татьяна Николаевна, присоединяюсь к высокой оценке коллегами Вашей статьи.Ваш материал поможет в такой форме классного руководителя как педагогическое наблюдение,составление характеристики на ребенка.
Людмила Евгеньевна Гонтарёва # 10 февраля 2014 в 19:52 0
Благодарю за советы!!!!
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 16:34 0
Татьяна Николаевна, спасибо, что затронули на сегодняшний день самую злободневную тему. Как правило, пока ребенок маленький и посещает ДОУ, где уже проявляет гиперактивность сопровождающуюся агрессивностью и СДВ (синдром дефицита внимания). Часто педагоги боятся поднимать эту проблему, так как родители не считают поведение своего ребенка не стандартным. Именно в этот момент, если не проводить коррекционной - развивающую и эмоционально-разряжающую работу, идет зарождение составляющих девиантного поведения. При поступлении ребенка в школу мы имеем факт дезадаптации, либо асоциального поведения.
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:43 0
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе - переход от экономической системы, основанной на государственном регулировании и распределении, к рыночной системе экономики, зарождение частной собственности, глубинная трансформация социальной структуры повлекли за собой слом прежней нормативно-ценностной системы, поведенческих стандартов. В результате этого общество, находящееся в процессе перехода к новой социально-экономической системе, находится в состоянии аномии, социальной дезорганизации. Следствием этого явилось нарастание комплекса социальных проблем, содержание которых составляет девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение: преступность, наркомания, проституция, суицид, алкоголизм, бездомность и т.д. Эти проблемы носят угрожающий социальной стабильности характер. Если в стабильные эпохи на передний план выходят конструктивные формы анормативности, а деструктивные успешно гасятся социальной системой, то в кризисные, аномийные периоды всё выглядит противоположным образом: деструктивные формы девиантности начинают повсеместно доминировать, оттесняя далеко на задний план конструктивно-созидательную анормативность. Невиданный масштаб негативных, деструктивных видов девиантного поведения в современной России требует своего комплексного научного осмысления и разработки практических мер по профилактике и борьбе с социальными проблемами девиантности. В настоящий момент существенно актуализируется необходимость всестороннего научного познания этих социальных проблем, причем, взятых не отдельно друг от друга, в их обобщенной и систематизированной взаимосвязи.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:26 0
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе - переход от экономической системы, основанной на государственном регулировании и распределении, к рыночной системе экономики, зарождение частной собственности, глубинная трансформация социальной структуры повлекли за собой слом прежней нормативно-ценностной системы, поведенческих стандартов. В результате этого общество, находящееся в процессе перехода к новой социально-экономической системе, находится в состоянии аномии, социальной дезорганизации. Следствием этого явилось нарастание комплекса социальных проблем, содержание которых составляет девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение: преступность, наркомания, проституция, суицид, алкоголизм, бездомность и т.д. Эти проблемы носят угрожающий социальной стабильности характер. Если в стабильные эпохи на передний план выходят конструктивные формы анормативности, а деструктивные успешно гасятся социальной системой, то в кризисные, аномийные периоды всё выглядит противоположным образом: деструктивные формы девиантности начинают повсеместно доминировать, оттесняя далеко на задний план конструктивно-созидательную анормативность. Невиданный масштаб негативных, деструктивных видов девиантного поведения в современной России требует своего комплексного научного осмысления и разработки практических мер по профилактике и борьбе с социальными проблемами девиантности. В настоящий момент существенно актуализируется необходимость всестороннего научного познания этих социальных проблем, причем, взятых не отдельно друг от друга, в их обобщенной и систематизированной взаимосвязи.
Наталья # 4 марта 2014 в 09:22 0
Действительно данная тема сверхактуальна в современном обществе.Зачастую общество в ответе за происходящее. Но всегда следует учитывать несколько факторов и только системная работа семьи и школы, ранняя профилактика и выявление причины могут исправить сложившееся девиантное поведение подростков.
Вера Борисовна Куталина # 9 марта 2014 в 16:55 0
Очень интересный материал. Данную статью можно использовать при работе с родителями, чьи дети имеют склонность к девиантному поведению.
Галина Владимировна Чернявская # 13 мая 2014 в 17:41 0
Тема, предложенная коллегой очень актуальна. Особенно согласна с тезисом о том, что необходимо следить за тем, какие фильмы и телепередачи смотрит ребёнок. Педагогу, организуя свою деятельность с воспитанниками, отличающимися девиантным поведением, необходимо в первую очередь установить с ним контакт, доверительные отношения. С некоторыми это не сразу удаётся, так как они недоверчивы, замкнуты, подозрительны. Необходимо проявлять уважение к личности воспитаника, показывать значимость его положительных качеств. Татьяна Николаевна, спасибо за работу.
Ирина Алексеевна Каймалова # 30 июня 2014 в 15:15 0
Татьяна Николаевна, здравствуйте. Спасибо Вам за статью. На самом деле детей с девиантным поведением становится больше. Думаю, что Ваша статья поможет педагогам в работе с родителями, заставит прислушаться к себе и попытаться найти причины девиантности.
Надежда Николаевна Бузыкина # 13 октября 2014 в 13:16 0
Уважаемая Татьяна Николаевна, затронутая Вами тема очень злободневна и актуальна для современного общества. Представленный Вами материал, поможет педагогам в работе с родителями и будет интересен родителям. В Вашем материале не только описываются виды девиантного поведения и причины его возникновения у подрастающего поколения, но и дается ряд рекомендаций по профилактике девиантного поведения, что не менее ценно. С уважением Надежда Николаевна.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 14:49 0
Очень хороший материал. Получится очень хорошее и информативное родительское собрание, которое содержит в себе ответы на многие вопросы родителей. Затрагивает основные проблемы современных подростков. Это поможет открыть глаза на многие вещи, на которые родители порой не обращают внимания или не считают важным, позволит донести до родителей очень важные моменты: время просмотра телевизора, культура сна, правильное питание, отношение между родителями и детьми и т.д. Родители часто обвиняют в неправильном воспитании кого-то другого, но не хотят признавать тот факт, что иногда причина асоциального поведения ребенка заложена в семье и решение проблемы лежит на поверхности.
Варвара Сергеевна Рожкова # 10 ноября 2014 в 05:19 0
Спасибо за статью! Интересная и познавательная информация!Мне, как молодому специалисту,эта информация очень полезна, думаю, данный материал будет для меня основой к разработке памяток для родителей! Успехов Вам)
Римма Ивановна Мельникова # 21 февраля 2015 в 23:29 0
Тема актуальна.Я ее на практике использую вот уже 10 лет, работая в коррекционном учреждении. В массовой школе материал можно использовать на родительских собраниях.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 16 апреля 2015 в 10:05 0
Наболевшая тема. К сожалению, таких деток сейчас много, по 5-7 человек в классе, а то и больше... С кем-то получается хоть как-то сотрудничать, но есть дети, на контакт не идущие совершенно и в принципе игнорирующие учителя. Что делать родителям - советы есть, а учителю?
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 20:29 0
Действительно больная тема. Многие родители жалуются на то, что не могут вовремя помочь своему ребенку. Полезный материал.
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:48 0
Спасибо Татьяне Николаевне за очередную важную статью, содержание которой затрагивает фактические, практические проблемы, необходимые для решения.
Мария Леонидовна Перевозникова # 21 сентября 2015 в 13:18 0
Затронута действительно одна из наиболее часто встречающихся проблем, и действительно много факторов способствующих формированию девиантного поведения. Из своего опыта могу сказать, что работа только с ребенком лишь на время облегчает его трудности, но по возвращении в семью трудности появляются снова. Работа должна быть комплексной - со всей семьей и только в таком случае можно ждать положительных изменений. К сожалению не каждая семья готова пойти на этот шаг.
Евгения Ивановна Орлова # 6 октября 2015 в 06:45 0
Актуальная тема наверно в любом детском учреждении. Хороший материал, который можно использовать в работе не только с родителями школьников, но и с педагогами, раскрыв подробнее причины такого поведения и обсудив профилактическую и коррекционную работу.
Татьяна Николаевна Бунтури # 23 октября 2015 в 13:56 0
Важно, что в данной статье указаны конкретные причины и возможные пути решения данной проблемы, а также профилактические меры. К сожалению, даже в дошкольной среде случаи такого поведения уже не редкость. Поэтому необходимо доносить такую информацию до родителей и специалистов вовремя, дабы не усугубить положение в дальнейшем в школе и по жизни такого ребёнка.
Елена Валентиновна Токаева # 2 ноября 2015 в 19:19 0
Спасибо!
Галина Валентиновна Крымова # 20 января 2016 в 22:25 0
Спасибо за работу с девиантными подростками. Эта тема очень актуальна в современном мире. Материал доступен и понятен для работы с классными руководителями и родителями. Очень важны рекомендации по профилактике девиантного поведения. Вы молодец!
Елена Ивановна Добровольская # 2 февраля 2016 в 12:54 0
Спасибо за статью! Материал очень актуален в современных школах, и думаю,что даже в некоторых садах есть дети с таким поведением! Когда писала дипломную работу по девиантным подросткам, столкнулась с тем,что в школах много детей с отклоняющимся поведением!В статье изложено все логично, доступно. Материал можно использовать для родительских собраний, педагогических советов
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 18:33 0
Хотелось бы дополнить причины формирования девиантного поведения Недостатками учебно-воспитательного процесса в школе:
1. Отсутствие длительного и непрерывного общения учителя с учеником начальных классов. Дети, не подготовленные к школе, с первого дня обучения начинают отставать в усвоении учебного материала. Такие ученики чувствуют себя неуверенно в классе, постепенно удаляются от остальных учеников, все больше времени проводят на улице, начинают прогуливать уроки. Поскольку авторитет учителя начальных классов очень высок, его требования выполняются с особым интересом, в начальных классах имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов с семьей ученика и координации единства действий семьи и школы.
2. Низкая успеваемость и учебная пассивность. Неудовлетворенность в целом учебой и ее отдельными аспектами.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 12:45 0
С удовольствием читала статью - написано понятно и доступно. Полезно будет для родителей - все описано, частично обозначены меры коррекции и профилактики. А вот об этом хотелось бы подробней, потому что с девиациями очень трудно работать, часто причину данного факта невозможно устранить или скорректировать. Детей с девиантным поведением с каждым годом все больше, неблагополучных семей также, а механизм работы с этим явлением малоэффективен. Конечно, необходим комплексный подход со стороны всех участников ОП.