Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096, г. Москва
Описание материала: в данной статье рассматриваются основные виды девиантного поведения в школе, причины его возникновения, а также методы профилактической и коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям школьников.
Проблема девиантного поведения: комплексный подход
На сегодняшний день проблема социальной девиации или девиантного (отклоняющегося) поведения у детей актуальна во многих учреждениях дошкольного, среднего и дополнительного образования. Иногда дети ведут себя грубо не только по отношению друг к другу, но и к учителю, воспитателю, родителю. Ученики нарушают дисциплину и правила поведения в школе: опаздывают на уроки, во время занятия невнимательны и вялы или, наоборот, вспыльчивы и импульсивны. В последнее время участились случаи, когда дети наносят друг другу серьёзные физические увечья.
В школьной практике к девиантному поведению относят следующее:
1. Агрессия.
Следует отметить, что агрессия может быть не только физической (драки, причинение телесного вреда), но также вербальной (сквернословие, сплетни) или невербальной (поза, жесты, мимика). Скрытая агрессия может выражаться в форме протеста против правил поведения, установленных в школе или в обществе в целом (вандализм, вызывающая одежда/причёска, курение в здании школы, постоянные опоздания, прогулы и т.д.).
2. Тревожность.
Высокий уровень тревожности нередко проявляется психосоматическими нарушениями (ВСД, мигрени, тошнота, рвота, кожные высыпания, частые простудные заболевания) и может приводить к серьёзным формам школьной дезадаптации. С психологической точки зрения выражается в крайней застенчивости, неуверенности в себе и в своих способностях, низкой самооценке.
3. Демонстративность.
Высокий уровень демонстративности также считается девиантным. На практике выражается в форме позёрства, самолюбования, лести, заискивания, постоянных капризов. Как правило, дети, имеющие выраженные демонстративные черты, прекрасные манипуляторы (используют для этого самые разные приёмы, вплоть до симуляции болезни). Они искусно умеют создавать себе определённый «образ». Эти дети склонны к преувеличению и приукрашиванию событий, что нередко приводит к искажению фактов.
4. Зависимость.
Различают следующие виды зависимостей: игровая (азартные игры), компьютерная, наркотическая (курение, алкоголь, наркотики).
Таковы основные формы девиантного поведения в школе.
Каковы причины его возникновения? Здесь следует упомянуть сразу несколько факторов: генетический, социально-психологический, физиологический.
В ряде случаев социальная девиация заложена в ребёнке генетически (к примеру, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков).
Существенную роль в формировании девиантного поведения играют социально-психологические факторы: отношения между родителями, их возраст, уровень образования; состав семьи; наличие других детей; уровень достатка в семье и т.д.
Значимую роль играет и физиологический фактор (к примеру, социальная девиация может быть вызвана гормональной перестройкой растущего организма, нарушением режима, отсутствием в рационе питания важных микроэлементов и т.д.).
В зависимости от причин, вызвавших девиантное поведение, применяются определённые методы профилактики и коррекции.
Наиболее сложный вариант – генетический фактор. В данном случае необходим постоянный контроль и просветительские мероприятия.
Если причиной возникновения девиантного поведения оказался социально-психологический фактор, то необходима комплексная работа с семьёй, в которой живёт ребёнок. На данный момент существует множество специальных психотерапевтических техник, направленных на коррекцию девиантного поведения. Если в ходе работы окажется, что причиной агрессии ребёнка в школе является его социально-опасное положение дома, то необходимо передать информацию в органы опеки и попечительства.
И, наконец, физиологический фактор также часто приводит к развитию девиантного поведения. К сожалению, многие люди недооценивают важность для ребёнка соблюдения режима дня, правильного питания, занятий спортом.
Следует помнить, что продолжительность сна должна составлять не меньше 8 часов (для дошкольника и младшего школьника – не меньше 10 часов; ложиться спать следует не позже 9 часов вечера). После занятий в школе необходимо сделать перерыв (пообедать, пойти гулять) и только потом садится за уроки (начинать рекомендуется с более сложных предметов, например, с математики). Максимальное количество времени, которое младший школьник может проводить за компьютером в день – 10-15 минут.
Также необходимо следить за тем, какие фильмы и телепередачи смотрит Ваш ребёнок, ведь установки в поведении подрастающего поколения формируются также и СМИ. Существуют данные о то, что дети, смотрящие боевики и триллеры (в которых побеждает отрицательный герой) склонны к проявлению агрессии в 3 раза чаще, чем дети, не знакомые с этими фильмами.
Правильное питание также играет заметную роль в профилактике и коррекции социальной девиации. Продукты, которые должны ежедневно находится в рационе Вашего ребёнка – это молочные и кисломолочные продукты (творог, молоко, простокваша, ряженка, кефир); нежирные сорта рыбы и мяса; крупы (геркулес, гречка); фрукты и овощи; орехи; мёд; горький шоколад. Все блюда, употребляемые ребёнком, должны быть приготовленными на пару или запечёнными. Из питания следует полностью исключить: колбасу, сосиски, чипсы, гамбургеры, сладкую вату, шоколадные батончики, газированную воду.
Если Ваш ребёнок слишком активен, часто бывает перевозбуждён, плохо засыпает и просыпается с трудом, то из рациона необходимо исключить острую, солёную, жирную и жаренную пищу.
Следует отметить, что в коррекции девиантного поведения необходимо осуществлять комплексный подход и задействовать в работе разных специалистов: психолога, врача, социального педагога, дефектолога.
Рекомендуем посмотреть:
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Психологический тренинг для педагогов
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»