Родительское собрание в детском саду. Агрессивность детей

Конспект родительского собрания в детском саду на тему «Что такое агрессивность?»

Цель: обсудить с родителями проблему агрессивности детей с различных точек зрения, помочь в детализации данной проблемы и возможных путей ее решения.

Помочь родителям не только усвоить полученную информацию, но и практически отработать навыки взаимодействия с детьми.

План проведения собрания

1. Сообщение темы обсуждения.

2. Работа в подгруппах. Обсуждение вопросов:

«Что такое агрессия?»,

«Откуда агрессия родом?»,

«Нужна ли агрессия человеку?» (Обсуждение 10 мин)

Комментарий:

Агрессия — это действие, агрессивность — готовность к совершению таких действий. Агрессия заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого — самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному. Одни, чтобы созидать и защищать, другие — для разрушения и нападения.

Психологи убеждены: уровень агрессивности ребенка всегда напрямую связан с агрессивностью родителей. И вообще со стилем домашнего воспитания и общения.

Для начала стоит задуматься: а не бьет ли через край агрессия у самих мамы с папой? Не провоцируют ли они ее своим поведением вольно или невольно?

Если ребенка часто наказывают, ругают, критикуют, унижают человеческое достоинство, могут отшлепать, он учится скрывать гнев в присутствии родителей, но скорее всего проявит агрессию в другой ситуации. Словом, вернет всю свою обиду этому миру...

Жестокие мультики, сцены насилия по телевизору тоже способствуют повышению агрессивности.

Но вот парадокс: если ребенку постоянно угождают, потакают, слишком снисходительны к отрицательным поступкам, будто не замечают их, — все это тоже ведет к росту агрессивности! Что вполне объяснимо с точки зрения психологии: порядок, четкие оценки того, что есть хорошо и что плохо, создают ощущение безопасности. Если такого ощущения нет, на подсознательном уровне возникает страх, который всегда становится основой агрессивности.

Кстати, психологи утверждают: не бывает плохих чувств! Агрессия тоже нужна человеку. Только необходимо научиться ею грамотно управлять. Еще среди причин агрессивности ребенка психологи выделяют такую: нарушение исследовательской активности ребенка. Вот ситуация: малыш растет, начинает ползать, всюду залезать, щупать, пробовать, изучать — ему все в этом мире интересно! Мудрая мама поддержит маленького исследователя, оградив лишь только от откровенно опасных для здоровья вещей. Но есть мамы, которые запрещают ребенку изучать всю полноту мира, сажают бедолагу в манеж, огораживают «ареал исследований» детской комнатой с игрушками, то и дело останавливают и возвращают на коврик или в песочницу: туда не ходи и сюда тоже! Ребенок подрастает, природная потребность в исследовании у него не удовлетворена — он не ощутил мир и не попробовал его на вкус, цвет или звук. И тогда делает это позже назначенного времени: ткнет собаку ногой в бок и отбежит, ударит лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством — что будет. Такой род исследования часто встречается у детей с нарушением эмоциональной сферы, они просто не в состоянии оценить последствия своих поступков — и все из-за тех самых излишних запретов на исследование мира.

Впрочем, в жизни есть тысячи ситуаций, когда сильные эмоции, в том числе агрессия, возникают совершенно естественно! Тем более агрессия тоже нужна человеку в палитре эмоций: здоровый ее уровень позволяет не быть мягкотелым, пассивным.

3. Обсуждение вопроса «Какая бывает агрессия?» (Обсуждение 10 мин)

Комментарий:

Ну, понятно, что если у малыша забрали игрушку, а он в ответ толкает обидчика, бросает в него песком, громко кричит — это самое частое выражение агрессии.

Но бывает так: в магазине ваше чадо вдруг ни с того ни с сего устраивает истерику. Или вот ситуация: вы спешите в театр или в гости, а дочка начинает капризничать, медленно надевает колготки, всячески тянет резину и мамины нервы. Вполне вероятно, это тоже проявление агрессии! То есть выражение гнева в косвенной форме, когда проявить эмоции уже не так опасно. Стоит поразмыслить: утром вы накричали на ребенка, отругали за разлитое молоко.

Ребенок, зная ваш крутой нрав, не смог ответить тем же — силы неравные, попробуй-ка ответь — получишь! Обида затаилась, эмоции задержались — и вдруг спустя время вылились невольным протестом, местью — назло обидчику!

Такой же косвенный вариант проявления агрессии: старшая сестра обидела младшего братишку, тот опять же не в силах ответить тем же. Агрессия выйдет на другого, более слабого: на малыша во дворе или на собачку в доме. А у подростков разве не так? Нередко мальчишки — жертвы жестокого семейного воспитания — собираются в стаи и идут громить лавки в парке, бить людей в темном переулке...

Словом, вот так по-разному может проявляться агрессия.

Есть третий тип: когда эмоции сдерживаются, остаются внутри. Психологи говорят: неотреагированные, невыплеснутые, загнанные внутрь, отрицательные чувства обязательно проявятся болезнью.

Но высшая форма — научиться задерживать негативные эмоции еще до наступления агрессии, самому для себя сформулировать ее причину и постараться устранить. Даже не всякий взрослый умеет это делать, ну, а уж если умеет — сможет научить этому и ребенка.

Важно просто научить малыша понимать других живых существ, сострадать. Агрессия и жестокость могут проявиться позже — и провоцируют ее чаще всего сами родители.

4. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Каждой подгруппе выдается карточка «Характерные особенности ребенка» (приложение 1). Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивному ребенку, после чего проводится общее обсуждение.

Родители заполняют анкеты «Признаки агрессивности», «Критерии выявления агрессивного ребенка» (приложения 2, 3).

5. Обсуждение вопроса «Как помочь ребенку справиться с агрессией?» (Обсуждение 10 мин)

Комментарий:

Задача родителей — научить ребенка конструктивным формам использования агрессии — для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т.д. Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, — это агрессивное поведение.

В любом случае с самого детства человека нужно учить грамотно справляться с эмоциями. И выражать их в приемлемой форме. Как?

Первый шаг: научиться осознавать свои чувства. Для этого взрослые ВСЕГДА выражают разные свои чувства словами: да, я огорчен, обижен, подавлен. Даже рассержен! Разгневан! Или наоборот: счастлив, горд. И ребенок постепенно учится тому же. Параллельно учимся осознавать причину эмоций. Вот почему взрослые говорят так: «Ты рассержен, ведь Маша забрала у тебя игрушку». Или: «Ты сердишься, тебе хочется покататься на велосипеде, но он чужой, и Витя не хочет тебе его давать».

Кстати, когда ребенок научится проговаривать свои чувства, немалая доля негатива будет выплескиваться уже в этот момент.

Второй шаг: поиск конструктивного пути решения. Сколько ситуаций — столько и вопросов, как разрешить их правильно.

«Нельзя отнимать велосипед, он чужой. А может, мы попросим его на несколько минут?» Или вот ситуация: ребенка ударили. Научить давать сдачи? Психологи признают: иметь силу и уверенность дать отпор — дело правильное, порой приходится идти и на такой шаг, но по каждому поводу обязательно метить кулаком в лицо ни к чему. Ведь взрослые не дерутся из-за каждого конфликта. Конструктивно разрешить ситуацию можно и так: «Не смей меня больше трогать, иначе получишь!» А когда острота конфликта прошла, строить отношения сотрудничества.

Стаканчик гнева

А еще нам всем — и детям тоже! — позволительно порой выплескивать свой гнев, ведь мы уже договорились, что эмоции естественны... Только делать это правильно, чтобы отрицательная энергия не разрушала хрупкий мир.

• Позвольте малышам швыряться игрушками — только пусть вокруг будут разложены мягкие зайцы, надувные или каучуковые мячики, легкие пластмассовые фигурки.

Научите, что кидать все это лучше в стену — да посильнее размах! Кстати, можно в сердцах грохнуть об пол металлическую посуду — шуму будет! А с грохотом, как пар из чайника, выйдет и лишняя агрессивность.

• Заведите «стаканчик гнева»: приспособьте любой нарядный стакан, туда при случае можно орать во всю глотку!

• В минуту, когда эмоции захлестывают, можно отвернуться к стенке и кричать всякую тарабарщину, что на язык взбредет.

• Еще мама с ребенком может взять в зубы полотенце и перетягивать его — так хорошо снимать мышечный спазм, который часто сопровождает гнев, и выпустить отрицательные эмоции.

• Агрессию хорошо снимает вода: можно побросать мячик в воду, чтобы брызги летели. Главное, соседей не залить.

Все это нужно для того, чтобы ребенок направлял свой гнев не на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал в игровой форме.

А вот чтобы приступы гнева не стали слишком частыми и характер у ребенка формировался уравновешенный, помогут рисование, лепка из глины или пластилина (приложение 4 «Шесть рецептов избавления от гнева»).

6. Упражнение «Работа с гневом». Подгруппам выдается список выражения гнева (приложение 5 «Способы выражения гнева»). Подгруппы в результате обсуждения выбирают наиболее приемлемые способы общения с детьми. В процессе общего обсуждения список дополняется и уточняется.

7. Предлагаются памятки — советы (приложение 6).

8. Предлагается проверить уровень агрессивности участников беседы (приложение 7 «Нарисуйте кактус»).

9. «Обратная связь». Каждый участник, по кругу передавая мяч, отвечает на вопросы: «Чем полезна для вас данная встреча? Какие конкретные приемы вы будете использовать?»

Воспитатель благодарит всех участников беседы.

Приложение 1

«Характерные особенности ребенка»

• Слишком говорлив.

• Отказывается от коллективной игры. Чрезмерно подвижен.

• Имеет высокие требования к себе.

• Не понимает чувств и переживаний других людей.

• Ощущает себя отверженным.

• Имеет низкую самооценку.

• Часто ругается со взрослыми.

• Создает конфликтные ситуации.

• Отстает в развитии речи.

• Чрезмерно подозрителен.

• Вертится на месте.

• Постоянно контролирует свое поведение.

• Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.

• Сваливает вину на других.

• Беспокоен в движениях.

• Часто спорит со взрослыми.

• Суетлив.

• Любит заниматься головоломками, мозаиками.

• Часто теряет контроль над собой.

• Отказывается выполнять просьбы.

• Импульсивен.

• Часто дерется.

• Имеет отсутствующий взгляд.

• Часто предчувствует плохое.

• Самокритичен.

• Не может адекватно оценить свое поведение.

• Имеет мускульное напряжение.

• Опасается вступать в новую деятельность.

• Часто специально раздражает взрослых.

• Задает много вопросов, но редко дожидается ответов.

• Робко здоровается.

• Мало и беспокойно спит.

• Толкает, ломает, рушит все кругом.

• Чувствует себя беспомощным.

Приложение 2

Анкета «Признаки агрессивности»

п/п

Ребенок

Да

Нет

1

Временами кажется, что в него вселился злой дух

 

 

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

 

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же

 

 

4

Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться

 

 

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

 

6

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

 

7

Он не прочь подразнить животных

 

 

8

Переспорить его трудно

 

 

9

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

 

10

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое

 

 

11

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

 

 

12

Часто не по возрасту ворчлив

 

 

13

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

 

14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

 

 

15

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных

 

 

16

Легко ссорится, вступает в драку

 

 

17

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 

 

18

У него нередки приступы мрачной раздражительности

 

 

19

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

 

20

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

 

 

Если у вас получилось 15-20 положительных ответов, то ваш ребенок с высокой степенью агрессивности, если 7-14 — со средней степенью, если 1-6 — с низкой степенью агрессивности.

Приложение 3

«Критерии выявления агрессивного ребенка»

п/п

Ребенок

Часто

Редко

1

Спорит, ругается со взрослыми

 

 

2

Теряет контроль над собой

 

 

3

Завистлив, мстителен

 

 

4

Сердится и отказывается что-либо сделать

 

 

5

Специально раздражает людей

 

 

6

Отказывается подчиниться правилам

 

 

7

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

 

 

8

Винит других в своих ошибках

 

 

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Приложение 4

«Шесть рецептов избавления от гнева»

Рецепт

Пути выполнения

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Проводите вместе как можно больше времени. Слушайте своего ребенка. Делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите или отмените вовсе все совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Выпейте чаю, послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки, и т. д.

Приложение 5 «Способы выражения гнева»

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции.

4. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

5. Пускать мыльные пузыри.

6. Устроить «бой» с боксерской грушей.

7. Полить цветы.

8. Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

9. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

10. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.

11. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Приложение 6

«Как помочь ребенку справиться с гневом»

Советы опытной няни

Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, — это агрессивное поведение.

Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не шлепайте его, не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.

Не учите детей агрессии. Мама советует ребенку ударить стул, о который он ударился. «У, какой нехороший стул. Ударь его за то, что он сделал тебе больно». Таким образом у малыша вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно — надо бить. Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.

Если вы видите, как ваш малыш ударил другого ребенка, сначала подойдите к обиженному. Обнимите его и скажите: «Мой сын не хотел обидеть тебя. Давай поиграем вместе, пока он отдохнет». Затем начинайте играть с малышом, лишая своего ребенка внимания. Ваше чадо быстро заметит, что он остался в одиночестве, и захочет присоединиться. В этом случае пригласите его в игру, но предупредите, что, если опять возникнет конфликт, вы сразу уведете его домой. Сдержите свое обещание. Обычно требуется повторить это 2-3 раза — и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Помогайте ребенку справиться с собственными порывами. Если вы увидите, что ваш малыш готов ударить другого ребенка, чтобы отнять игрушку, вмешайтесь в игру. Спросите ребенка: «Как нужно попросить? Что сказать?» Приносите с собой на прогулку или в детский сад собственные игрушки, чтобы ребенок мог обмениваться ими. Обговорите правила игры: если кто-то взял игрушку, подожди, пока она не освободится.

Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии. Предложите смять бумагу, взбить подушку, 5 раз подпрыгнуть, помыть руки. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.

В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведя их по разным углам.

Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это — первый шаг к примирению.

Тайм-аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам 5 минут» (столько, сколько ребенку лет).

Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

Приложение 7

«Нарисуйте кактус»

Проверьте уровень агрессивности своих близких. Попросите мужа (или жену), бабушку (или дедушку) нарисовать кактус.

Если колючек много и они часто сидят — ваши близкие и сами не блещут спокойствием.

Отсутствие иголок говорит о низкой агрессивности, что тоже плохо.

Штриховка выдает тревожность.

Наличие цветка у кактуса — доброта и общительность.

Кактус в горшке — стремление к домашнему уюту, растение без горшка, будто плавает в воздухе, — усталость от быта и домашней занятости.

Одинокий кактус выдает эгоцентризм, кактус с детками или кактусовая поляна — стремление к общению. Впрочем, не принимайте результаты такого теста слишком всерьез — это лишь повод задуматься!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в подготовительной группе. Здоровый образ жизни

Агрессивный ребёнок

Родительское собрание в подготовительной группе. Нравственное воспитание

Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год

Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре

Нет комментариев. Ваш будет первым!