Время проведения: конец августа - начало сентября.
Форма проведения: беседа - диалог воспитателей и представителя администрации дошкольного образовательного учреждения с родителями детей подготовительной к школе группы.
Цель: ознакомить родителей воспитанников: с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе; с возрастными особенностями детей 6-7 лет; с целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.
Подготовка к собранию:
• подготовка поздравительного детского номера;
• украшение группы;
• оформление выставки детских работ;
• подготовка благодарственных писем;
• приглашение представителя администрации дошкольного учреждения, узких специалистов.
• разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
План проведения
1. Торжественное начало собрания: выступление детей, поздравление с началом учебного года, вручение благодарственных писем за помощь в подготовке группы к началу учебного года.
2. Выступление воспитателя:
• цели и задачи дошкольного образовательного учреждения на учебный год;
• «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» (приложение А) или «Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы» (приложение Б);
• содержание воспитательно-образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой;
• режим дня, сетка занятий;
• организация дополнительного образования: платного и бесплатного (в форме кружковой работы).
3. Встреча с узкими специалистами.
4. Знакомство с родителями вновь пришедших детей.
5. Выборы родительского комитета группы.
6. Определение тематики групповых родительских собраний. Утверждение плана совместной работы на учебный год.
I. Подготовительный этап
Воспитатель обдумывает форму приглашения родителей воспитанников. Приглашение может быть выполнено в виде поздравительной открытки со следующим содержанием:
Уважаемые мама и папа воспитанника группы №... детского сада № ... (фамилия, имя)!
Приглашаем вас на встречу родителей с воспитателями группы (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.) и представителями администрации дошкольного учреждения.
Встреча состоится (дата, время) в группе №... нашего детского
Воспитатель (Ф.И.О.)
Приглашение-объявление о предстоящим родительском собрании может быть оформлено и на двери группы, которую посещают дети, и в родительском центре на видном месте. Приглашение на родительское собрание может быть сделано и по телефону.
Воспитатель оформляет приглашение на первое родительское собрание и узким специалистам, которые будут работать с воспитанниками группы в течение предстоящего учебного года. Это могут быть музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и плаванию, преподаватель ИЗО, психолог дошкольного учреждения. Воспитатель обговаривает с каждым из них цель его прихода на данное родительское собрание и примерный текст выступления.
Воспитатель приглашает на родительское собрание также представителя администрации ДОУ (старшего воспитателя) и обговаривает с ним момент представления нового воспитателя, если он начинает работать в группе вновь.
Если в группе появились новенькие дети, то воспитатель обговаривает с родителями этих детей содержание речи, отражающей особенности ребенка, его занятий и увлечений, стиля воспитания в данной семье. По данной схеме будут рассказывать о своей семье вновь вливающиеся в родительский коллектив родители.
Воспитателям необходимо подготовить текст анкеты, включающей наличие определенных сведений, касающихся семьи ребенка. Данная анкета может быть использована воспитателями на протяжении всех лет посещения ребенком детского сада. Каждый год организационное собрание в группе начинается с этой, уже заполненной анкеты, в нее вносятся лишь произошедшие по истечении каждого года изменения (приложение В).
Воспитатели в период подготовки к родительскому собранию придумывают наглядное оформление в виде плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей. Плакаты могут быть следующего содержания:
• «Воспитание - лучший припас к старости». (Аристотель)
• «Терпение - пластырь на все раны».
• «Хороший пример - наилучшая проповедь».
• «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью».
(А. Чехов)
К данному родительскому собранию желательно оформить стенды, отражающие культурно-досуговую деятельность детей группы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении по сбережению и сохранению здоровья детей, в целом направления воспитательно-образовательной работы данного дошкольного образовательного учреждения.
II. Организационный этап
Родители, заходя в группу, рассаживаются произвольно. Если в группе появились новенькие дети, то на первом собрании воспитатель дает каждому приходящему на собрание родителю бейдж с полностью написанными фамилией, именем, отчеством. Цель - предоставить возможность познакомиться со вновь пришедшими родителями.
В группе звучит музыка, помогающая снять ощущение усталости от напряженного рабочего дня и настраивающая на совместную работу. У гостей должно быть время ознакомиться с содержанием подготовленных к собранию стендов. Воспитатель помогает освоиться новым представителям родительской группы, вовлекая их в просмотр подготовительных стендов. Родительское собрание начинает вести воспитатель.
Представитель администрации дошкольного учреждения представляет родителям нового воспитателя (если таковой имеется). Сообщает присутствующим родителям сведения о его образовании, стаже работы в качестве воспитателя, количестве выпусков, сделанных воспитателем, об основных отличительных особенностях выпускников данного воспитателя, о стиле, методах и формах работы, предпочитаемых воспитателем.
Затем присутствующим оглашаются вопросы, предлагаемые для рассматривания на родительском собрании, представляются присутствующие, оговаривается продолжительность проводимого собрания.
Выбирается председатель и секретарь родительского собрания сроком на 1 год.
Далее воспитатель информирует родителей воспитанников о режиме дня группы, содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании развивающих занятий, дополнительных образовательных услугах (платных и бесплатных), сообщает номера контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей.
Родителям раздаются памятки «О возрастных особенностях детей подготовительной к школе группы» и «Правила поведения в дошкольном образовательном учреждении».
III. Этап ознакомления родителей с достижениями их детей
На организационном собрании данный этап проведения собрания будет заключаться в представлении присутствующих узких специалистов и их сообщения об особенностях работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников (музыкальное, речевое, физкультурно-оздоровительное, изобразительное) и основных требованиях, предъявляемых к воспитанникам при изучении данного предмета, а также обговариваются необходимые принадлежности для занятий. Узкие специалисты называют день, отведенный им для проведения консультаций с родителями воспитанников.
IV. Этан проведения педагогического всеобуча для родителей
На данном этапе предполагается ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы - увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения. Поэтому необходимо указать конкретную роль родителей группы на предстоящий учебный год.
V. Этап знакомства с новыми родителями
Проводится в устной форме. Цель - познакомить вновь пришедших родителей с коллективом родителей. Можно использовать игры в знакомства (приложение 3).
Раскрыть в краткой форме индивидуальные особенности семей. Первыми выступают представители родительского комитета, далее новые родители и все желающие. Выступления представителей семей должны содержать краткую, но интересную информацию о семье. После выступления всех желающих родителей предлагается внести свои изменения в предложенную воспитателями анкету. На работу по заполнению анкеты отводится 5 мин.
VI. Выборы родительского комитета группы
При выборе родительского комитета группы можно воспользоваться документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения» и обязательно ознакомить родителей с задачами родительского комитета, организацией и содержанием работы, правилами родительских комитетов. Воспитатель может также использовать и локальный акт своего дошкольного образовательного учреждения «Положение о родительском комитете группы». Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативной группе можно предписать те же задачи и права, что и родительскому комитету группы, указанные в «Положении о родительском комитете группы». Изменяется лишь организация и содержание работы инициативной группы.
1. Инициативные группы формируются на общем собрании родителей группы в составе 5-6 человек, количество групп - 4.
2. Комплектование инициативных групп происходит добровольно по желанию родителей.
3. Каждая инициативная группа отвечает в течение одного квартала:
- за привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками;
- осуществление мероприятий по укреплению материально- технической и наглядно-дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно- гигиенических условий;
- развитие, укрепление связей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
- проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.
4. Инициативная группа составляет план работы на квартал, учитывая условия и возрастные особенности воспитанников группы и их родителей.
5. Инициативная группа принимает решение при наличии на заседании не менее 4 ее членов.
6. Заседания индивидуальной группы проходят по необходимости, но не менее 2 раз в квартал.
7. Инициативная группа отчитывается о проделанной работе на родительском собрании группы.
8. Руководителем работы всех инициативных групп является председатель родительского коллектива группы, избираемый на родительском собрании и являющийся представителем от группы в родительский комитет дошкольного образовательного учреждения или Совет ДОУ.
VII. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Сначала следует познакомить родителей с мероприятиями, которые будут проводиться в рамках Годового плана работы дошкольного учреждения на новый учебный год (раздел «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»). Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения совместных мероприятий. Обговаривается количество планируемых мероприятий, цель их проведения, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение, определяется тематика групповых родительских собраний. Утверждается групповой план совместной работы на новый учебный год.
VIII. Подведение итогов родительского собрания
На этапе подведения итогов первого родительского собрания следует обговорить вопрос о проведении следующих родительских собраний, времени их проведения, продолжительности. В преддверии проведения следующего родительского собрания воспитателю желательно раздать родителям памятку-письмо по теме следующего родительского собрания.
Решение данного родительского собрания может быть следующим.
1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях - 1 раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания - 19.00.
2. Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий в течение первого квартала: (перечисляются имена, фамилии, отчества входящих в данную инициативную группу).
3. Назначить дату заседания инициативной группы по составлению плана групповой работы на первый квартал.
4. Председателем родительского коллектива группы избрать (фамилия, имя, отчество).
5. Принять к сведению содержание памятки «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» («Возрастные особенности развития детей подготовительной группы»),
6. Воспитателям планировать свой стиль взаимодействия с родителями группы, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для воспитания, обучения и развития детей в сложившемся коллективе.
Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст. 7 закона Российской Федерации «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребенка на данном этапе развития.
Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.
Целевые ориентиры ступени дошкольного образования (возрастные характеристики ребенка на этане завершения дошкольного образования)
Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.
Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования
Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно:
• положительное отношение к себе;
• уверенность в своих силах;
• открытость внешнему миру.
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.
Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.
Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.
Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.
Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости Устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание. Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.
Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 - 7 лет:
* ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
* в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
* ведущее значение приобретает развитие воображения.
Дорогие родители!
Ваш ребенок стал воспитанником нашего детского сада, в связи с этим мы просим вас заполнить анкету.
1. Ребенок:
фамилия, имя __________________
дата рождения __________________
страховой полис __________________
2. Мать:
фамилия, имя, отчество __________________
год рождения __________________
образование, специальность __________________
место работы, телефон __________________
3. Отец:
фамилия, имя, отчество __________________
год рождения __________________
образование, специальность __________________
место работы, телефон __________________
4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) __________________
5. Домашний адрес, телефон __________________
6. Ребенка, кроме родителей, могут забирать: __________________
7. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________
8. Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для вашего ребенка? __________________
9. Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? __________________
10. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? __________________
11. Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности __________________
12. Существует ли у вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? __________________
13. Назовите любимые игрушки вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________
14. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? __________________
15. Перечислите положительные качества вашего ребенка __________________
16. Какие черты характера вас настораживают в ребенке? __________________
17. Какие склонности, задатки вы заметили в вашем ребенке? __________________
18. Какими способами вы поощряете ребенка? __________________
19. Какая мера поощрения, на ваш взгляд, наиболее действенна? __________________
20. Наказываете ли вы своего ребенка? За что? Каким образом? __________________
21. Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке
22. Дайте краткую характеристику поведения вашего ребенка вне дома:
со взрослыми __________________
с детьми на детской площадке __________________
в группе __________________
23. Какое участие вы бы хотели принять в жизни нашего детского сада? __________________
24. О каких семейных традициях вы хотели бы рассказать? __________________
25. Желаете ли вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:
психолога
медицинского работника __________________
старшего воспитателя __________________
другого специалиста (укажите, какого) __________________
26. Другие замечания и пожелания __________________
Родительское собрание в подготовительной группе. Воспитание любознательности
Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Родительское собрание КВН в подготовительной группе
Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!