Время проведения: сентябрь.
Форма проведения: встреча.
Продолжительность: 1—1,5 часа.
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
План проведения
1. Вступительное слово (введение в проблему).
2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу?».
3. Выступление врача-педиатра «О вопросах здоровья».
4. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?».
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
I. Подготовительный этап
1. Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложение В), «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?», «Мудрые советы».
2. Оформление компонентов готовности ребенка к школе.
3. Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.
4. Подготовка Карты развития ребенка (на этом собрании родителей знакомят с ее формой) (приложение А).
5. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
II. Вступительное слово ведущего
Ведущий. Тема родительского собрания «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого- педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной.
(Прикрепляет на стенд листы с компонентами «готовности ребенка к школе».)
III. Этап социологического исследования
Ведущий. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены - он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное - у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?
(Далее следует выступление психолога дошкольного учреждения или старшего воспитателя (приложение Б), а родители анализируют и делают выводы.)
IV. Этап педагогического всеобуча
Ведущий. Современная специальная литература дает нам множество советов - как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.
Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые - и очень хорошо, если бы... хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться - вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.
Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться - ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу - там учительница научит тебя сидеть смирно!». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.
Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребенок к 1 сентября?
(Следуют ответы родителей, ведущий выслушивает и обобщает их.)
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.
Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм.
Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как - со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Обучение можно проводить и дома в игровой форме. Например: «Мама дома - просто мама, добрая и ласковая, а на работе она - врач, бухгалтер и поэтому становится там другой - строгой, деловой, собранной. У тебя теперь тоже новая роль - роль школьника, и вести себя надо соответственно».
До сих пор школа не требует специальных знаний -- умения читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках. Для I класса норма - счет в пределах 10, понятия больше - меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные - как выглядит мир, животные, растения - должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям» (приложение В).)
V. Выступление врача-педиатра (старшей медсестры)
Врач. Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
Перед школой необходимо установить режим дня - часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.
Словосочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь на родительском собрании, это «установленный порядок чего-нибудь» (С. Ожегов). Особенно важное значение режим дня приобретает для первоклассника не только из-за увеличения нагрузки, но еще и потому, что у ребенка появятся новые обязанности, которые потребуют от него большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Врачи утверждают, что режим дня - это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня и всего учебного года. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8.00 до 11.00 утра-дети в это время будут находиться в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных исследований врачей следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18.00 пользы не приносит и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу ребенку. Как же должен быть распределен обычный день первоклассника (приложение Д)'? Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, подшучивать над ним.
Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. Мое мнение, может быть, субъективно, но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия - они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда - это физическое закаливание, зарядка, в выходной день - лыжи, коньки, прогулки вместе с родителями,
Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20-25 минут - это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.
VI. Заключительное слово ведущего
Ведущий. Школьная готовность - это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой - не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.
Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные «почивать на лаврах». При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех «рецептов» нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: «Давай-ка сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь». Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.
Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
(Раздает родителям памятки с мудрыми советами.)
Мудрые советы
Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.
• Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
• Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
• Не дерись без обиды.
• Не обижайся без дела.
• Сам ни к кому не приставай.
• Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
• Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
• Не ябедничай за спиной у товарищей.
• Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
• И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
• Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
• Дорогу переходи внимательно, не торопись.
VII. Подведение итогов родительского собрания
В заключение собрания используется прием «Чудесная сумка». Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. Зачитывается проект решения родительского собрания и принимается решение.
Возможные решения родительского собрания
1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.
2. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
3. Предложить воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения начать исследование детей по оценке готовности ребенка к школе и рассказать о своих наблюдениях в конце учебного года. К концу учебного года заполнить карту развития ребенка 6-7 лет.
4. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом дошкольного учреждения и школы по желанию.
5. Организовать для детей кружок «Ловкие пальчики» (подготовка руки к письму).
6. Провести день открытых дверей с посещением родителями основных развивающих занятий для ознакомления с содержанием воспитательно-образовательного процесса по подготовке детей к школе.
Фамилия, имя ребенка ______ Возраст ____
Группа _______ Дата заполнения _______________
Показатели развития |
Достижения ребенка |
|
|||
1 |
2 |
|
|||
I. Физическое развитие |
|
||||
1 |
Группа здоровья и соответствие антропометрических показателей возрастной норме |
|
|
||
2 |
Развитие движений |
|
|||
1. Попеременное соединение большого пальца с каждым из остальных пальцев |
|
|
|||
2. Перекладывание группы мелких предметов по одному двумя пальцами (бусинок, спичек) в коробку |
|
|
|||
3. Плечи расправлены, корпус прямой |
|
|
|||
4. Походка естественная, упругая |
|
|
|||
5. Естественность и разнообразие в позах, их смене |
|
|
|||
6. Может стоять на цыпочках с открытыми глазами (10 секунд) |
|
|
|||
7. Может бегать с преодолением препятствий (обегать кегли, пролезать в обруч и т. п.) |
|
|
|||
8. Может подбрасывать и ловить мяч двумя руками с хлопком |
|
|
|||
9. Может прыгать в длину с места |
|
|
|||
10. Может бегать со старта |
|
|
|||
3 |
Проявление эмоциональных состояний в движении |
|
|||
|
Психомоторное благополучие |
|
|||
1. Свобода, непринужденность движений |
|
|
|||
2. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный |
|
|
|||
3. Мимика живая, выразительная |
|
|
|||
4. Мимика спокойная |
|
|
|||
5. Продуктивность движений, радость от их выполнения |
|
|
|||
Психомоторное неблагополучие (наличие признака психомоторного неблагополучия отметить знаком «флажок», его отсутствие - «галочка») |
|
||||
1. Подавленность, напряженность |
|
|
|||
2. Бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или их заторможенность |
|
|
|||
1 |
2 |
||||
|
3. Жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная |
|
|||
|
4. Гримасничание или неподвижное лицо |
|
|||
II. Социальное развитие |
|||||
1 |
Легко вступает в контакт со взрослыми (педагогами, медсестрой и др.) |
|
|||
2 |
Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам) |
|
|||
3 |
Умеет попросить о помощи и оказать ее |
|
|||
4 |
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами |
||||
|
1. Сдерживает агрессивные реакции |
|
|||
2. Согласует творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками |
|
||||
3. Чувствует настроение сверстников, может оказать поддержку |
|
||||
5 |
Аргументированно отстаивает свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми |
|
|||
6 |
Имеет представления о себе и своих возможностях |
|
|||
III. Развитие речи и речевого общения |
|||||
1 |
Правильно произносит все звуки родного языка |
|
|||
2 |
Умеет выделять звуки в слове |
|
|||
3 |
Высказывается простыми, распространенными предложениями |
|
|||
4 |
Грамматически правильно строит сложные предложения |
|
|||
5 |
Может пересказать короткий рассказ |
|
|||
6 |
Строит связный рассказ по сюжетной картинке |
|
|||
7 |
В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями |
|
|||
8 |
Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения |
|
|||
IV. Познавательное развитие |
|||||
1 |
Имеет представления о живой и неживой природе |
|
|||
2 |
Имеет представления о рукотворном мире, о культуре быта |
|
|||
3 |
Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире |
|
|||
1 |
2 |
|
|||
4 |
Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи |
|
|
||
5 |
Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы |
|
|
||
6 |
Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов |
|
|
||
7 |
Использует незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации) |
|
|
||
8 |
Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.) |
|
|
||
9 |
Может самостоятельно и творчески реализовы- вать собственные замыслы в игре |
|
|
||
10 |
Реализует замыслы в конструировании из различных материалов |
|
|
||
11 |
Самостоятельно и творчески реализует свои замыслы в рисовании, лепке |
|
|
||
12 |
Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего |
|
|
||
13 |
Осуществляет деятельность по правилу на словесном материале |
|
|
||
14 |
Осуществляет деятельность по двум правилам одновременно на наглядном материале (например, отбор картинок, где есть изображение красного и изображение домика) |
|
|
||
15 |
Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе |
|
|
||
V. Эстетическое развитие |
|
||||
1 |
Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов) |
|
|
||
2 |
Может рассказать выбранную им самим сказку |
|
|
||
3 |
Проявляет интерес к игре с рифмой и словом |
|
|
||
4 |
В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ |
|
|
||
5 |
Может эмоционально воспроизвести общий характер и динамику развития музыкального образа, пользуясь языком жестов, мимики, пантомимики |
|
|
||
Зрелая личность
Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная), учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.
Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?
1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
2. Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он - ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!
По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания - это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.
Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируются как раз к 7 годам. Так что ваши требования к 6-летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.
3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.
Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе может проводиться в детском саду психологом. Возраст детей должен быть не меньше 5 лет и 6 месяцев. В школе этот тест проводится в апреле-мае. Обычно вывешивают объявление о том, что в указанный срок (как правило, с середины марта до начала апреля) родители будущих первоклассников должны прийти и записать своих детей на собеседование. Требования, которые будут предъявлены детям, обычно сформулированы примерно таким образом: ребенок должен уметь воспроизвести рисунок по образцу, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах. Собеседование проводят в присутствии родителей. По его итог ам мамам и папам в случае необходимости даются рекомендации, как лучше подготовить за оставшееся время малыша к школе. Результаты обследования заносятся в карту психического развития ребенка. Она содержит личные данные: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье. Для сохранения конфиденциальности лист с этой информацией хранится отдельно, на нем, как и на карте, стоит шифр, ключ от которого хранится у психолога. Ни администрация, ни педагоги не имеют права получить эти сведения без разрешения специалиста. В течение всего обучения в школе данные о проводимых обследованиях заносятся в каргу, которая передается и в новую школу, если ребенок сменит место учебы.
С шести или...?
Стремление некоторых родителей самостоятельно обучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправданно. Так, навык чтения и письма пригодится младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по буквам (это в дальнейшем мешает преподавателям). Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным.
С 5 до 7 лет в жизни ребенка царит поистине золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти высшие психические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Школа предъявляет довольно высокие требования к психическому развитию ребенка. Поэтому родители, решившие отдать своего малыша учиться, должны все тщательно взвесить. Ведь 6-летние дети запоминают то, что интересно, а не то, что нужно запомнить. Им тяжело концентрировать свое внимание больше 10-15 мин. Неспособность легко адаптироваться к новым условиям, быстрая утомляемость, изменение привычного распорядка дня, неустойчивость настроения затрудняют овладение школьной программой. Усталость приводит к капризам. В такой ситуации ребенку нужна сильная эмоциональная поддержка семьи и немалый родительский такт. Все замечания по поводу промахов и неудач папы и мамы должны делать очень осторожно и мягко, чтобы малыш не боялся ошибиться в следующий раз.
Родителям не стоит опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем в детском саду, систематических самостоятельных уроков со своим малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное - сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно тогда учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при ребенке, что будущая учеба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
Н. Свибилъская, психолог
1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.
2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.
3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять: то толстый, то тонкий.
4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
5. Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.
6. Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и вязать толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.
7. Лепите из пластилина - это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
8. Купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти).
9. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.
10. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.
11. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.
1. Игровое упражнение с участием учителей, родителей и воспитателей
Цель: угадывание взрослыми детских желаний: чего ждет и хочет ребенок от родителей и учителей, готовясь стать первоклассником?
Чтобы определить, чьи ответы оказались наиболее близки потребностям детей, можно предложить просмотр видеоматериалов с интервью детей подготовительной группы детского сада и первоклассников - выпускников детского сада - об их ожиданиях от взрослых в связи с началом школьной жизни.
2. Игровое упражнение «Взаимные фантазии педагогов и родителей друг о друге как о партнерах по общению»
Цели: обмен опытом социального восприятия родителями и педагогами друг друга, возможность в игровом общении выяснить, что они знают и не знают друг о друге, каковы их взаимные интересы, ожидания и опасения, шанс поразмышлять над реальными и мнимыми опасениями, адресованными друг другу.
Участникам круглого стола предлагается поиграть с предметами, которые размещены на столе или на полу. Задание состоит в выборе родителями из предложенного набора образных игрушек «учителя», наделив его определенными чертами и профессиональными качествами. Аналогичное задание предлагается учителям: выбрать «игрушку- родителя» и сообщить, какой он.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо в этот период времени постараться обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей, а учиться общению с детьми в сложных условиях.
Дорога до школы. Использовать путь до школы в качестве неторопливой прогулки перед школой. Поэтому из дома лучше выходить заранее.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой. Нужно сделать постоянным требование: после школы сразу домой, а все остальное после обеда.
Переодевание после школы.
Обед.
Свободное время. Возможно его использование на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому, регулярной и контролируемой со стороны взрослых. Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
• не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
• 30-40 минут на посильную работу по дому;
• 1 час на самообслуживание;
• оставшееся время на кружки, секции и другие учреждения дополнительного образования;
• на подготовку домашних заданий учащимся 1 класса отводится 1 час времени.
Вечером следует отвести время для общения с ребенком, непродолжительного просмотра детских передач по телевизору или работы на компьютере.
Подготовка ко сну.
Ночной сон.
Это основные элементы режима дня ученика 1 класса. Приучать ребенка к такому режиму дня следует до начала занятий в школе. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Роль режима дня станет нормализующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой. Но работы для этого предстоит проделать очень много. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня висела над рабочим столом первоклассника.
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Родительское собрание КВН в подготовительной группе
Родительское собрание в подготовительной группе. Права ребенка
Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре
Родительское собрание в подготовительной группе. Воспитание любознательности
Нет комментариев. Ваш будет первым!