Время проведения: по выбору воспитателя.
Форма проведения: встреча.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цели: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество.
План проведения
1. Мини-представление.
2. Беседа.
3. Педагогический всеобуч.
4. Памятка для родителей (В. Леви «Наказывая, подумай: «Зачем?») (приложение Б);
5. О наказании и поощрении.
6. Тренинг.
7. Принятие решения.
I. Подготовительный этап
1. Проведение с родителями анкетирования (приложение А) с целью определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.
2. Рисование детей на тему «Право на любовь».
3. Подготовка мини-представления.
4. Подготовка сообщения по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях».
5. Подготовка памятки и материала для папки-передвижки (В. Леви «Наказывая, подумай: "Зачем?"») (приложение Б).
6. Подготовка памятки для родителей «Искусство быть родителями» (приложение Д).
7. Подготовка карточек для самостоятельной работы «Наказание- поощрение».
8. Аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение наиболее желаемо».
9. Шпаргалка для воспитателей: «Признаки насилия» (приложение В).
II. Организационный этап
Перед началом собрания родителям раздаются памятки В. Леви:
• «Семь правил для всех»;
• «Наказывая, подумай: "Зачем?"»
III. Мини-представление
(Под музыку в зал вбегают дети.)
Ребенок 1.
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!
Ребенок 2.
Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Ребенок 3.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Ребенок 4.
Мы на свет родились.
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить.
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда!
(Дети поют песню «Пусть всегда будет солнце!»)
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка.
(Выходит воспитатель в образе ребенка и читает стихотворение.)
Воспитатель.
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше
И домой не хочется.
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Пруд заброшенный найду,
В чаще спрятанный,
Разговоры заведу
С лягушатами.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске.
Только я же - футболист,
А играть-то не с кем!
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе!
А. Барто
IV. Этап проведения беседы
Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу? Бывает ли у вас такое желание и настроение? - Почему оно у вас появляется?
Какая этому причина? (В целях активизации родителей можно использовать прием «Волшебная палочка». «Волшебную палочку» - карандаш, фломастер, линейку - родители будут передавать друг другу. При этом им нужно будет ответить на поставленный вопрос.)
V. Этап проведения педагогического всеобуча.
Сообщение по теме «Детско-родительские отношения в современных семьях»
Ведущий. Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.
Психолог. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.
Ведущий. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.
Психолог. Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.
1. К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11 % - использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.
К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.
2. Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
3. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.
4. Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишения награды (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Ведущий. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.
Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех» (обращает внимание родителей на памятки, которые они получили до начала собрания).
Памятка для родителей «Наказывая, подумай: "Зачем?"»
• Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
• За один раз - одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!
• Наказание - не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
• Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
• Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
• Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
Ведущий. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
Психолог. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.
Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.
Воспитатель. Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные - физические наказания и ругань.
Психолог. Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.
Ведущий. Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.
Воспитатель. Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку, должны стать нормой в детско-родительских отношениях!
VI. Этап самостоятельной работы «Наказания - поощрения»
Ведущий. Чтобы подкрепить желательное поведение ребенка, родители используют поощрения. И наоборот, чтобы прервать его нежелательное поведение, используют наказания. Вам предлагается задание: составить список используемых вами поощрений и наказаний (5 мин).
(Родители в таблицу, имеющую заголовки: «Используемые наказания» и «Используемые поощрения» вписывают те варианты, которые применяют в своей родительской практике.)
Например:
Используемые наказания |
Используемые поощрения |
1. Лишить чего-либо (морального или материального). 2. Поставить в угол. 3. Обругать, пристыдить. 4. Невербальные проявления (молчание). 5. Заставить. 6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль). 7. Порицание. 8. Сравнение с другими детьми. 9. Жалоба папе (маме) |
1. Похвала. 2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнуться). 3. Подарок, награда. 4. Пойти куда-то вместе. 5. Поиграть в его любимую игру. 6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом. 7. Исполнить желание, дать сладкое. 8. Одобрить поступок. 9. Предоставить информацию |
(Далее предлагается послушать аудиозапись ответов детей и сравнить ответы взрослых и детей. Звучит аудиозапись детских ответов на тему «Какое наказание для меня самое страшное и какое поощрение наиболее желаемо».) Например: |
|
Наиболее желаемое поощрение |
Самое страшное наказание |
1. Погладят, обнимут. 2. Купят фрукты, сладости. 3. Сделают подарок. 4. Скажут «молодец». 5. Придут гости. 6. Похвала мамы. 7. Подарят котенка или щенка |
1. Мама не разговаривает. 2. Закрывают в темной комнате. 3. Не пускают гулять. 4. Когда кричат. 5. Используют ругательные слова. 6. Применяют ремень |
Ведущий. «Каждый ребенок обладает правами», - сказано в Конвенции ООН. Одно из них - право на любовь и заботу.
(Ведущий обращает внимание родителей на стенд с рисунками детей на тему «Право на любовь», предлагает их рассмотреть.)
VII. Этап проведения тренинга
Ведущий делит группу родителей на две половины. Одна - представляет детей. А другая - родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав.
Необходимо напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка-дошкольника или вспомнить себя в детстве. После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять права друг другу (проводится дискуссия). Причем каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Права родителей |
Права детей-дошкольников |
1. Любить ребенка. 2. Контролировать поступки ребенка. 3. Ограничивать в излишествах. 4. Защищать своего ребенка, заботиться о нем. 5. Получать любовь, внимание со стороны ребенка. 6. Высказывать недовольство в корректной форме. 7. Давать советы. 8. Контролировать исполнение обязанностей, соответствующих возможностям ребенка |
1. Получать любовь и внимание со стороны родителей. 2. Выражать свое мнение в корректной форме. 3. Выбирать друзей и занятие в свободное время. 4. Кушать по желанию. 5. Высказывать недовольство. 6. Получать помощь и обслуживание (в разумных пределах) родителей |
Ведущий. Нашу сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное - захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей.
VIII. Подведение итогов родительского собрания
Ведущий. Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы! Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного вы узнали на собрании?
В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Искусство быть родителями». Желаю вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Цель: определение проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.
1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей?
а) да;
б) нет.
2. Удовлетворены ли воспитанием, данным вам родителями?
а) да;
б) нет;
в) не совсем.
3. Хотели бы вы воспитывать своих детей так, как воспитывали вас?
а) да;
б) нет.
4. Какой из методов воспитания вы применяете?
а) только поощрение;
б) частое порицание;
в) метод «кнута и пряника».
5. Допускаете ли вы применение физического наказания (шлепнуть, встряхнуть)?
а) да;
б) нет.
6. Вы считаете метод физического наказания перспективным?
а) да;
б) нет.
• Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
• За один раз - одно. Не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
• Наказан - прощен.
• Наказание без унижения.
• Ребенок не должен бояться наказания.
Что понимается под физическим и психическим насилием, а также моральной жестокостью? Как можно выявить такое неправоправное отношение к ребенку?
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.
Внешний вид ребенка и характер травм:
• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);
• задержка физического развития (отставание в весе и росте);
• признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Психическое состояние и поведение ребенка...
...в возрасте 1,5-3 года:
• боязнь взрослых;
• редкие проявления радости, плаксивость;
• реакция испуга на плач других детей;
• крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности;
...в возрасте 3-6 лет:
• примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
• пассивная реакция на боль;
• болезненное отношение к замечаниям, критике;
• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
• псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
• негативизм, агрессивность;
• жестокое отношение к животным;
• лживость, воровство;
• склонность к поджогам.
Поведение родителей или попечителей:
• противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;
• несвоевременное обращение за медицинской помощью;
• инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
• обвинение в травмах самого ребенка;
• неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
• отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
• невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
• рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка. К этой форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям ребенка;
• ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.
Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
• задержка физического и умственного развития;
• нервный тик;
• энурез;
• печальный вид;
• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Поведение ребенка:
• беспокойство или тревожность;
• нарушение сна;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
• угрозы или попытки самоубийства;
• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
• плохая успеваемость;
• низкая самооценка;
• нарушение аппетита.
Поведение взрослых:
• нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
• оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
• постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;
• негативная характеристика ребенка;
• отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
• перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:
• отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;
• отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
• нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений. Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
• утомленный, сонный вид, опухшие веки;
• санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
• низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
• задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
• задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
• мастурбация;
• частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
• многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
• повторные случайные травмы или отравления;
• постоянный голод и (или) жажда;
• кража пищи;
• стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
• требование ласки и внимания;
• подавленное настроение, апатия;
• агрессивность и импульсивность;
• деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
• неумение общаться с людьми, дружить;
• неразборчивое дружелюбие;
• регрессивное поведение;
• трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
• низкая самооценка.
1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.,1995.
2. Барылкина Л.П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе // Начальная школа. 1998. № 2.
3. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств ребенка. М., 2003.
4. Лиханова А. Дети и их права // Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992.
5. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. 1999. № 1.
6. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Книги для детей
1. Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.
2. Усачев А. Приключения маленького человечка. М., 1997.
3. Шабельник Е.С. Права ребенка. М., 1997.
4. Шабельник Е.С., Каьиирцева Е.Г. Ваши права! М.,1995.
5. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М., 1995.
6. Яковлева Ю. Ваши права, дети. М.,1992.
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
2. Ваш ребенок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях малыша Повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
Родительское собрание в подготовительной группе: Готовность ребенка к школе
Родительское собрание в подготовительной группе. Воспитание любознательности
Первое родительское собрание в подготовительной группе в сентябре
Родительское собрание КВН в подготовительной группе
Темы родительских собраний в подготовительной группе по ФГОС на год
Нет комментариев. Ваш будет первым!