Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО, 3 класс. День народного единства

Урок ИЗО в 3 классе "День народного единства – государственный праздник России"
Автор: Мамаева Светлана Александровна, учитель МХК и ИЗО. МБОУ СОШ № 1 имени Гриши Акулова.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории.
Оборудование: мультимедиа-проектор, ПК.
Материалы для учеников: альбом, краски гуашь, кисти №2, №3, №5 белка или пони, простой карандаш, тёрка.
Цель урока: повышение роли патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны.
Задачи:
1) познакомить школьников с содержанием государственного праздника – День народного единства.
2) способствовать расширению исторических знаний школьников
3) познакомить учащихся с выдающимися людьми русской истории.
4) актуализировать знания учащихся о государственной символике России;
5) формировать гражданско – патриотическую позицию учащихся.
Ход урока.
I. Организация начала урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок в преддверии праздника «День народного единства», который русский народ отмечает 4 ноября. Рассмотрите репродукции картин, расположенных на доске, послушайте стихотворение.
Репродукции картин.

Исаак Левитан. Лето.

Иван Шишкин. Дорога во ржи.

Орловский Владимир. Днепр.

Симоненко Евгений. Пшеничное поле.
II. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Стих о России: Россия, Россия, Россия (читает подготовленный ученик).
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)
Учитель. Ребята, о чем это стихотворение? (ответ)
- Что вы почувствовали, слушая строки этого стихотворения? (ответ).
Для каждого человека очень важно знать историю своего народа. Важно разбираться, что происходит в мире сейчас и как складывались события давным – давно. История – это память народа! Изучая историю своей Родины, человек проникается любовью и гордостью к ней. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
III. Усвоение новых знаний.
Учитель. Тема нашего урока: «День народного единства – государственный праздник России».
Рассказ учителя.
В Москве напротив Собора Василия Блаженного стоит памятник. На постаменте два человека: один с мечом, второй со щитом, а снизу надпись "ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМ. БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ ЛЕТО. 1818 Кто же такие Минин и Пожарский и за что им благодарна целая страна? Для того, чтобы ответить на этот вопрос придется "копнуть" историю на несколько столетий назад.
К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время. После смерти в 1584 царя Ивана Грозного в Московском государстве началась эпоха глубочайшего кризиса, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Федора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооруженным сбродом, явился второй самозванец – еще один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением в стране, России объявили войну поляки и шведы.
К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей.
Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения. Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принадлежавший к потомкам Рюрика. За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход. Под знамена Пожарского и Минина собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 1 ноября 1612 взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. 4 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день гарнизон сдался.
Благодарные потомки по достоинству оценили вклад Минина и Пожарского в дело освобождения отечества и воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г., к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные в складчину, работа скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.
[1].

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому.
Минин и Пожарский в живописи.

Юрий Пантюхин «Минин и Пожарский. Освобождение Москвы»
IV. Проверка понимания учащимися нового материала.
Учитель. Как вы понимаете слова Родина, единство? (ответ)
- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?
(ответ).
- Можно ли утверждать, что народ, вставший на защиту своей страны, горячо любит свою Родину? (ответ)
-Из каких дел это видно? (ответ).
- Ребята, откуда мы знаем о событиях прошлого?
Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
V. Подготовка к практической работе.
В истории России было много славных людей, которые своими боевыми подвигами во славу отечества прославили свои имена. Эти события и люди всегда находили отражение в живописи художников.
на Куликовом поле в 1980 году московский князь Дмитрий сумел одержать победу над войском Мамая, монгольского военачальника. Его подвиг запечатлён во многих полотнах. Одно из них полотно Юрия Пантюхина «За русскую землю. Дмитрий Донской и Сергей Радонежский».


5 апреля 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере.


Олег Авакимян. 1812 год.
Вступление русских войск в Париж. Алексей Кившенко.


К. Китайка. Василий Иванович Чапаев. Герой гражданской войны 1914 года.


Широко известная картина П.А. Кривоногова «Победа» с документальной достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы в мае 1945 года.



VI. Физминутка.
Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два - три нагнулись. пол достали
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики [3].
VII. Практическая работа.
Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока (ответы). День народного единства, прежде всего, символизирует - свободу и независимость. В России с этими словами больше всего ассоциируется поле. Поле для русского народа – это символ свободы. Ведь, большую часть России занимают поля и именно на полях в сражениях русские воины одержали свои главные победы.
В мирное время на полях нашей Родины растёт пшеница – Россия всегда славилась своим хлебом и хлебосольностью - гостеприимностью. Русское поле – это целая культура нашего народа. Самые известные художники воспевали наши поля в своих полотнах.
- Обратите ещё раз внимание на картины художников Шишкина, Левитана и Орловского.
Ребята, сегодня я вам предлагаю проявить себя в качестве художников – пейзажистов. У вас будет возможность нарисовать русское поле, как вы его видите. Вспомните свои летние путешествия, походы в которых встречалось поле. Можно в своих работах использовать детали композиции из картин художников, которые перед вами.
Учащиеся приступают к работе, учитель делает целевые обходы.
В конце урока выставка детских работ.






VIII. Итог урока.
Учитель. Ребята, у вас получились замечательные работы! Глядя на них вспоминается лето и чувствуется пшеничный аромат над золотым пшеничным полем. У Левитана растёт достойная смена.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО в 3 классе. Природа Крыма Мотивация учебной деятельности обучающихся 3 класса на уроках ИЗО Сценарий праздника к Дню народного единства для детей младшего школьного возраста Классный час "День народного единства", 2 класс
Рабочая программа по предмету "Искусство", 9 класс | Урок рисования прялки поэтапно с фото, 5 класс
Опубликовано: 2582 дня назад (27 октября 2017)
Просмотров: 3532
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Наталья Косарева # 28 октября 2017 в 08:24 0
Очень интересный и познавательный материал по истории нашей Родины!
Замечательные рисунки детей!
Удачи!