Совместная деятельность (беседа) с детьми старшего дошкольного возраста «Любишь шутить – люби и шутку над собой!»
Цель: знакомство с потешным фольклором (дразнилками).
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами. Познакомить детей с дразнилками, историей их появления, особенностями, видами.
- Дать знания о празднике – 1 апреля, дне шуток, юмора.
- Учить самостоятельно придумывать дразнилки, небылицы.
- Закрепить знание русских народных потешек, пословиц и поговорок.
- Развивать выразительность речи, словотворчество.
- Воспитывать интерес к УНТ. Воспитывать нравственные качества: не обижать близких, с юмором относиться к шуткам.
План проведения
1. Воспитатель приглашает детей в горницу, в гости к Кузе-домовёнку, который приготовил для них новую пословицу в их «копилочку».
Кузя: Ребята, я хотел познакомить вас с новой пословицей, да позабыл её. Постараюсь вспомнить, но вы мне помогите, назовите уже знакомые вам пословицы.
Дети называю пословицы, поясняют их значение.
Кузя вспоминает пословицу « Делу - время, а потехе –час».
Воспитатель:- Что такое потеха? Веселый отдых, забава. Что значит дело? Труд, работа.
Как вы понимаете эту пословицу?
1 смысл: Все время посвящать работе, и лишь час из этого времени отдыхать, забавляться. Т.е. работать нужно много, отдыхать поменьше.
2 смысл: Нужно уделять время работе, но и про отдых не забывать!
- Спасибо, Кузя за новую пословицу! Мы у тебя еще в гостях посидим, да кой о чем поговорим! А ты с нами садись – баранку кушай, да меня слушай!
Делу время –потехе час!
- Мы с вами сегодня потрудились, все дела сделали? Можно и потешиться, повеселиться!
А вы знаете, какой сегодня праздник?
1 апреля называют день шуток, день дурака, день глупцов, день смеха, но все эти названия говорят о том, что в этот день звучит много шуток, розыгрышей и проходит он весело.
-Ребята, а какие из фольклорных жанров можно назвать потешными, смешными? (бывают смешные сказки (дети вспоминают и называют названия сказок), потешки(дети вспоминают и читают знакомые потешки), небылицы (Дети сочиняют небылицы-рифмы к фразе, предложенной воспитателем. Например: Угадайте, где мы были? На дороге ноги мыли! В магазине снег лепили! По реке в тазу мы плыли...).
А знаете, что такое
дразнилки? Название произошло от слова «дразнить».
Люди пытались поддеть человека или обратить его внимание на какие-то недостатки , особенности этого человека в шутливой форме.
1. Самые распространенные дразнилки –
к именам. Ладушка – как оладушка! Маша-растеряша! Федя съел медведя! Такие дразнилки часто были обидными и веселили только тех, кто их сочинял. А давайте посмеёмся сами над собой и придумаем дразнилки к своим именам….
Дразнилки произносили нараспев, выделяя слова, но стоя на расстоянии от человека, которого дразнили. Как вы думаете, почему?
( Чтоб убежать! Не всем нравились дразнилки, могли и стукнуть)
А как вы думаете, кто чаще использовал дразнилки - взрослые или дети? Мальчики или девочки?
2. Еще один вид дразнилок –
поддевки. Они были рассчитаны на доверчивых простачков. Например: «Скажи МАТРЕШКА! Матрешка! Здравствуй, внучка бабки Ежки», « Скажи Арбуз! Арбуз! Ты карапуз!» ,«Скажи Подушка! Подушка! У тебя во рту лягушка!»
3. Были дразнилки, которые высмеивали
отрицательные качества характера человека. Рёву дразнили так: «Рева – корова, дай молока! Сколько стоит? Три пятака!»
Воспитатель: Лиза (заранее подготовленный ребенок) нам расскажет – как дразнили неповоротливых, неуклюжих людей:
- На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А смеяться хочется!
Воспитатель: Аня (заранее подготовленный ребенок) подразнит того, кто считает себя самым-самым, воображулю:
Воображуля – первый сорт,
Куда едешь, на курорт?
Шапочка с помпончиком,
А едешь под вагончиком!
Есть люди, которые очень любят покомандывать другими людьми, их дразнили так:
Воспитатель: Влада (заранее подготовленный ребенок):
Командир полка,
Нос до потолка,
Уши до дверей,
А сам, как воробей!
Воспитатель:А тех, кто кричит на людей, подразнит Егорка (заранее подготовленный ребенок):
Обтеши полено,
Положи на колено,
На него и порыкивай,
А на нас не покрикивай!
Воспитатель:Любопытных дразнили так:
Карина (заранее подготовленный ребенок):
Не суй свой нос
В чужой вопрос,
А то вопрос
Откусит нос!
Воспитатель:Невежливых поддразнивали:
Дядя хрюша – повторюша,
А по имени Индюша,
Все тарелки облизал,
Да спасибо не сказал!
4. Были дразнилки,
которые указывали на правила в играх.
За одним не гонка,
Поймаешь поросенка!
Не поймаешь ты меня,
В домике давно уж я!
5.
Воспитатель: Мы уже говорили о том, что дразнилки частенько задевали обидчивых людей! А как вы думаете, надо обижаться на дразнилки?
А как можно остановить того, кто дразнится?
(Не обращать внимание, тоже посмеяться…)
Существовали
антидразнилки!
- Кто обзывается, тот так и называется.
- Шёл- шёл крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил-
И печать поставил!
- Мели, Емеля,
Твоя неделя!
Мог бы и я.
Да очередь твоя!
Воспитатель: Есть такая поговорка:
«Шутишь над другими, люби и шутку над собой!»
Как вы понимаете её? Положим и её в нашу «копилочку».
А напоследок, я хочу прочитать вам рассказ
«Саша-дразнилка!», который написала Нина Михайловна Артюхова для детей. И ты, Кузя, садись, да послушай!
(чтение рассказа)
Саша очень любил дразнить свою сестренку.
Ляля обижалась и плакала.
— О чем ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.
— Меня Саша дразнит!
— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
— Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.
— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
— Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.
— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
— У меня апельсин больше, чем у тебя!
— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
— О чем ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.
— Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я ее дразню, а она не дразнится!
Вопросы:
- Почему плакала девочка Лялечка?
- Какой совет ей дал папа?
- Как стала вести себя девочка, когда её стал обзывать Саша?
- Что сделал Саша? Почему?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Кто запомнил, какой праздник сегодня отмечают?
- Как его называют в народе?
- Можно ли использовать дразнилки? В каком случае?
Воспитатель:Спасибо тебе, Кузя, что пригласил нас в гости в горницу, повеселился с нами!
Рекомендуем посмотреть:
День смеха в детском саду. Старшая группа. Сценарий
Конспект развлечение на 1 апреля в старшей группе ДОУ
Сценарий "Пижамной вечеринки" в детском саду
Развлечение на 1 апреля в детском саду. Старшая группа. Сценарий