Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект исследовательского занятия в детском саду. Старшая группа. Исследование свойств воды

Познавательно-исследовательское занятие «Научная лаборатория по исследованию свойств воды».
Цель: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как к объекту неживой природы.
Задачи:
- Учить детей самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий, организовывать работу в своей подгруппе; распределять обязанности и выполнять выбранную роль.
- Учить детей самостоятельно определять суть экспериментального опыта, руководствуясь предложенными материалами; самостоятельно, проводить экспериментальную деятельность и делать выводы по результатам работы.
- Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и агрегатных состояниях воды.
- Развивать речь; активный словарь детей; мышление, любознательность, наблюдательность
- Закрепить умение графически фиксировать свои действия.
- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать аккуратность; умение работать сообща; ответственность за результат командной работы.
Словарная работа: лаборатория, научный сотрудник, куратор, фильтр.
Оборудование: клеенки на столы, фартуки, карточки с условным обозначением свойств воды, рисунок тучи формата А3, карточки с изображением солнца, снежинок, капелек воды.
Раздаточный материал: Бутылочки с водой, прозрачные стаканчики, соломинки для коктейля, соль, сода пищевая, мука, крахмал, мел, камень, стеклянные шарики, деревянные кубики, яйца из киндер-сюрприза, листы бумаги, губка, ткань, вата, клеенка, воронки, песок, таблетки активированного угля, мерные стаканчики, тарелочки.
Демонстрационный материал: схемы с условным обозначением физических свойств и состояния воды, плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека», литература о воде, ребус «вода».
Предварительная работа: данное занятие является итоговым по проекту «Чудесные превращения капельки».
1 экспериментальная группа.
Цель: выяснить, все ли вещества растворяются в воде.
Оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканчики (по количеству участников подгруппы), коктейльные соломки (по количеству участников подгруппы), подписанные контейнеры с сахаром, солью, пищевой содой, крахмалом, мукой, деревянные шпажки, листы бумаги и карандаши (по количеству участников подгруппы).
2 экспериментальная группа.
Цель: выяснить, все ли предметы тонут в воде.
Оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы 0,5л. (по количеству участников подгруппы), деревянные палочки, тарелочки на которых лежат камень, деревянный кубик, стеклянный шарик, яйцо от киндер-сюрприза, салфетки, листы бумаги и карандаши (по количеству участников подгруппы)
3 экспериментальная группа.
Цель: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.
Оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы (по количеству участников подгруппы), мерные стаканчики и тарелочки (по количеству участников подгруппы), губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши (по количеству участников подгруппы).
4 экспериментальная группа.
Цель:
выяснить, можно ли очистить грязную воду, и какой из предложенных фильтров лучший.
Оборудование: Бутылка с грязной водой, стаканы, воронки, 4 фильтра: ткань; ткань и ватный диск; ткань и песок; ткань, ватный диск и активированный уголь; ткань, ватный диск и песок.
Ход занятия:
- Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного и эмоционального контакта. Проведение игрового упражнения «Улыбка».
- Ребята, посмотрите на меня – я надеваю белый халат, и это значит…
- Я превращаюсь в заведующего научной лабораторией. Значит, сегодня у нас работает научная лаборатория. Посмотрите, пожалуйста, на этот ребус, и скажите, что мы будем исследовать?

- В нашей лаборатории работает четыре отдела, разделитесь, пожалуйста, на четыре группы по 5 человек, в каждой подгруппе выберите старшего научного сотрудника, который будет представлять ваш научный отдел.
- Старшие научные сотрудники, пожалуйста, подойдите ко мне и выберете номер вашего научного отдела. (Дети выбирают карточку с номером). Обратите внимание на цвет вашего номера, фартуки будут соответствующего цвета. А теперь, давайте пройдем в спальню и подготовимся к экспериментальной деятельности, одевайте фартуки и нарукавники, помогайте друг другу. Старшие научные сотрудники, когда ваша подгруппа будет готова, поднимите руку. Проверим, какой научный отдел самый дружный и быстрый. (Выходим в группу).
- Уважаемые научные сотрудники, вам предстоит внимательно рассмотреть предложенный материал в вашей лаборатории и решить какой опыт или эксперимент вы сегодня там проведете, хочу напомнить вам, что все результаты ваших исследований и опытов, вам необходимо фиксировать в ваших дневниках. Вам, так же предстоит решить, кто будет представлять результаты вашей работы, старшие научные сотрудники или каждый научный сотрудник расскажет о своем опыте, а старший научный сотрудник подведет итог.
- Проходите в свои научные отделы и экспериментируйте.
Дети проходят в свои науч. лаборатории и приступают к работе.
- Ребята, если вам будет необходима помощь, то можете попросить ее у наших гостей. А вас уважаемые гости, в свою очередь я попрошу стать кураторами нашей научной лаборатории. (Дети проводят эксперименты, педагог интересуется ходом работы, и в случае необходимости оказывает помощь).
- Время работы подходит к концу, заканчивайте свои исследования, наводите порядок в своей лаборатории и проходите на кафедру. Уважаемые старшие научные сотрудники, попрошу вас, как только вы будете готовы, дайте нам знак, кто первый будет представлять нам результаты своего эксперимента, а так же, где в жизни мы можем его использовать или наблюдать.
- Итак, какие научные открытия вы сегодня совершили?
- Слово предоставляется лаборатории №1
Дети рассказывают, что они сделали и, что в результате получилось, используя схемы и зарисовки.
- Есть ли у кого-нибудь вопросы к докладчику?
- Давайте поблагодарим Сашу. (Аплодисменты)
- Слово предоставляется старшему научному сотруднику лаборатории № 2, 3, 4 и т. д.
Рефлексия.
- Где мы можем использовать полученный в лаборатории опыт?
- Как вы думаете, наша сегодняшняя работа важна?
- Какие трудности вы сегодня испытали?
- Обратите внимание на эту тучку, если вы считаете, что работа в лаборатории была интересной и нужной, то приклейте над тучкой солнышко, если было трудно, но интересно – то капельки воды под тучкой, если было не интересно – то снежинки.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду Конспект занятия с экспериментами для детей старшего дошкольного возраста Элементарные опыты и эксперименты с водой в детском саду Опыты и эксперименты по валеологии для дошкольников. Старшая группа
Викторина "Что такое Новый год?" для детей старшей группы | Исследовательский проект для детей старшей-подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 3222 дня назад (7 января 2016)
Просмотров: 3892
+4
Голосов: 4
Анна Петровна Вихель # 7 января 2016 в 22:53 +1
Детям очень интересны такого плана занятия.Они столько много интересного узнают об окружающем мире. Спасибо. Успехов вам.
Елена Владимировна Иванова # 8 января 2016 в 00:18 +1
Интересное занятие познавательного характера. Примечательно, что оно является итоговым в проекте. Ребята имеют возможность опытно - исследовательской деятельности. Конспект составлен грамотно: прописаны цель и задачи деятельности, используемые демонстрационные и раздаточные материалы, словарная работа. Хотелось бы увидеть чуть более развернутые ответы детей по итогам работы (или может быть фотографии). Непонятно, какие "схемы и зарисовки" были использованы ребятами во время доклада. Мой голос вам №2.
Нелли Анатольевна Габдрахманова # 8 января 2016 в 01:04 +1
Светлана Анатольевна, вы подобрали и представили достаточно интересные эксперименты. Но,если для 1 и 2 эксперимента достаточно небольшого промежутка времени, то 3-й для получения правильных результатов требует много времени. Но сам эксперимент, как таковой, очень интересный. Хотелось бы узнать, какие выводы сделали дети.
Светлана Анатольевна Кучер # 8 января 2016 в 12:51 +1
Нелли Анатольевна, спасибо за содержательный комментарий. Ребята были знакомы с данными экспериментами ранее. В предварительной работе, мы обсуждали, что при работе в подгруппах, каждый участник научной лаборатории выполняет какой-то один опыт, а потом они сравнивают полученные результаты и делают выводы. Вы правы, предварительная работа была проведена огромная, но результаты получились потрясающие.
Ольга Анатольевна Сироткина # 10 января 2016 в 22:48 0
Спасибо, Светлана Анатольевна, за интересный опыт вашего труда. Вы хорошо продумали ход деятельности. Всё по возрасту доступно. Так держать. Голос за.