Проект Что такое Новый год" для детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации 1 месяц.
Автор составитель: Кучер С.А.
Актуальность
Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется массово. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной елке. Но зачастую, у взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение, особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа, позволит детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление новогодних украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщать и расширять знания детей об истории празднования Нового года в России.
- Познакомить детей с Новогодними традициями в разных странах.
- Расширять представление об основных новогодних персонажах: Деде Морозе, Снегурочке, Санта Клаусе.
- Познакомить с правилами безопасного украшения елки.
- Расширять сведения детей о пожароопасных предметах (бенгальские огни, петарды, хлопушки) и правилах безопасного пользовании ими.
Развивающие:
- Развивать навыки поисковой деятельности в изучении особенностей традиций празднования Нового года.
- Развивать познавательный интерес, подбирать интересные исторические факты о празднике, о сказочных новогодних персонажах.
- Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников, привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого и познавательного интереса: создание презентации, изготовление Новогодних игрушек, сочинение сказок, постановка новогоднего развлечения и т. д.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально положительное отношение к празднику и желание проявлять творчество в его подготовке.
- Воспитывать желание работать в коллективе, нести ответственность за результат совместных работ.
Предполагаемые результаты:
У детей сформировано представление, что традиции празднования Нового года различны, не только в разных странах, но и в каждой семье. Детям известно, что в стародавние времена Новый год праздновали не только в другое время, но и с другими атрибутами. Дети знакомы со сказочными новогодними персонажами различных стран, и знают в чем между ними отличия. Так же сформированы задатки поисковой деятельности. Детьми усвоены правила безопасности во время новогодних праздников, а так же при украшении новогодней елки. Научились рисовать елку разными способами, выполнять аппликацию, делать оригами новогодних украшений, сочиняют небольшие новогодние истории. Воспитано уважительное отношение к национальным традициям, бережное отношение к старинным вещам.
Этапы работы над проектом.
1 этап – организационный: (1 – 2 декабря).
В результате беседы с детьми, была выявлена проблема: поверхностные знания детей о празднике Нового года, вместе с тем у детей был большой интерес к данной теме, что и послужило причиной выбора темы проекта «Что такое Новый год?».
2 этап – планирование работы (3 – 5 декабря).
Побеседовав с детьми используя модель трех вопросов «Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, что бы узнать?» мы определили интересы детей, на основе которых был составлен план реализации проекта. Черновой вариант плана был предложен родителям для обсуждения, которые в свою очередь внесли свои дополнения и корректировки. В результате был составлен план работы над проектом «Что такое Новый год?».
3 этап – формирующий (8 – 23 декабря).
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану проекта.
4 этап – заключительный(24 – 30 декабря).
Подведение итогов, анализ полученных результатов.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Что такое новый год?»
№ п/п Содержание работы Цель
1. Составление «Календаря пожеланий». Мотивировать детей определять для себя интересные задания, планировать свою деятельность в течение длительного времени, воспитывать уверенность в себе.
2. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Определение точек соприкосновения в интересах детей и родителей по теме проекта «Что такое Новый год?». Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
3. Беседа - презентация «Как праздновали Новый год на Руси в старину». Познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с особенностями его празднования в разные эпохи. (Презентация Кучер С.А.)
4. Беседа-презентация: «Откуда елка к нам пришла?» Познакомить детей с разными версиями возникновения традиции – на Новый год елку наряжать. (Презентация Войнова В.)
5. Беседа-презентация. «Как празднуют Новый год России сейчас». Создать портрет современного праздника на основе детских рассказов. Дать понятие, что история огромной страны складывается из маленьких историй ее граждан. (Презентация Южакова А.)
6. Беседа-презентация «Как встречают Новый год в Испании». Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в разных странах мира. (Презентация Судьина М.)
7. Беседа-презентация «Как и когда, встречают Новый год в Италии». Познакомить детей с обычаями и традициями встречи нового года в разных странах мира. (Презентация Савельев М.)
8. Беседа «Неприятности, которые можно избежать». Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года. Познакомить с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках. (Д/и «Неприятности, которые можно избежать»).
9. Беседа «Пусть праздник будет веселым». Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении (бенгальские огни, фейерверки, хлопушки). (Мультфильмы «Зимняя азбука безопасности»).
10. Выставка «Новый год из бабушкиного сундучка». Привлечь родителей, бабушек, дедушек к созданию выставки с использованием их детских фотографий, старых открыток, подарков, елочных украшений сохранившимся с их детства. Показать детям разнообразие традиций, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
11. Д/И «Найди отличия». Нахождение между Дедом Морозом и Санта Клаусом. Расширять знания детей о новогодних сказочных персонажах Дед Морозе и Санта Клаусе, учить находить отличия между ними.
12. Д/И «Какая елочка». Упражнять детей в подборе определений к слову «елочка», в составлении описательных рассказов.
13. Д/И «Да – нет» (елочные украшения), «Что растет на елке?», «Нарядим елочку». Развивать внимание, память, логическое мышление.
14. П/И «Мороз Красный нос», «Два Мороза». Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать ловкость, быстроту реакции.
15. «Зимние забавы»: метание снежков в снежную корзину, катание на санках, с горки на ледянках, спортивная игра «Хоккей», игра «Снежная крепость». Развивать координацию движений, глазомер, общие двигательные навыки.
(Фотографии).
16. Оформление группы. Создание новогодней панорамы на окне, развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др. Воспитывать желание у детей создавать предпраздничную атмосферу в группе.
17 Исследовательская деятельность. Предметный мир «Украсим елку» Совершенствовать умение детей обследовать елочные игрушки, рассказывать об игрушке.
18 Экспериментирование. Опыты с водой: «Какая вода быстрее замерзнет: пресная, соленная или сладкая?», «Чем отличается лед пресной, соленной или сладкой воды?», «Цветные льдинки», «Превращение льда в воду, а воды в пар». «Изготовление искусственного снега». Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи.
(Фотографии).
19. Наблюдение за елью, сосной. Закрепить: знания о хвойных деревьях; умение находить отличие ели от других деревьев; определять, возраст ели; чем живая ель на участке отличается от искусственной. (Наблюдение на прогулке, экскурсия на городскую площадь).
20 Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников, изображения Деда Мороза, Снегурочки. Развивать связную речь, используя, при описании и составлении рассказа сравнения и эпитеты.
21. Конкурс авторских сказок «Новогодняя история». При составлении новогодней истории или сказки мотивировать детей самостоятельно выбирать, опираясь на собственный опыт. Укреплять детско-родительские отношения.
22. Конструирование «Новогодний фонарик». Упражнять детей изготовлять четырехгранный фонарик, украшать его мелкими деталями.
23. Лепка «Елочка». Познакомить детей с изготовлением елочки модульным способом: шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы.
24. Изготовление гирлянды для украшения группы. Закрепить умение детей правильно пользоваться ножницам, резать ровно и аккуратно, собирать из колец целую гирлянду. Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
25. Аппликация «В лесу родилась елочка» методом «оригами». Упражнять детей в складывании бумаги в разных направлениях, составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных методом «оригами», развивать мелкую моторику рук.
26. Выставка совместных работ детей и родителей «Новогодняя игрушка». Укрепление детско-родительских отношений. Развивать творческую фантазию и эстетический вкус.
27. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Хоровод у елки». Укрепление детско-родительских отношений. Развивать творческую фантазию и эстетический вкус.
28. Выставка детских книг разных лет о Новогоднем празднике. Развивать поисковый интерес: найти книгу старше остальных. Познакомить с книгами о новогоднем празднике.
29. Чтение сказок «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Е. Ракитиной «Приключения Новогодних игрушек», Р. н. сказка «Дети Деда Мороза», лит. н. сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев.
30. Чтение стихов о Новом годе, елке: С. Михалков «В снегу стояла елочка», С.Маршак «Песня о елке», К.Чуковский «Елка», С.Маршак «12 месяцев», И. Гурина «С Новым годом!», Ю. Кушак «Танцующая елка». Развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения. Упражнять в заучивании, развивать память.
31. Слушание музыкальных произведений: детских новогодних песен, итальянский рождественский гимн Развивать художественно-эстетический вкус. Развивать умение чувствовать настроение и характер музыкального произведения.
32. Разучивание стихотворений, песен, поговорок, загадок о Новом годе. Развивать память, логическое мышление, активизировать пассивный словарь детей,
33. Работа с родителями: оформление выставки книг разных лет издания о Новом годе, подбор стихотворений о елке, Дед Морозе, выставка рисунков «Хоровод у елки», выставка работ «Новогодняя игрушка». Выставка «Новый год из бабушкиного сундучка». Укрепить детско-родительских отношений, развивать умение совместно договариваться о содержании предстоящей работы.
34. Новогодний утренник «Служба спасения». Развивать артистические данные, воспитывать ответственность за коллективную работу.
35. Коллективная работа «Елочка» (коллективное панно), «Праздничный шар на елку», «Елочка из пуговиц». Творческая мастерская: «Елочка нарядная в гости к нам пришла», «Зимняя картина», «Веселые ладошки» - «Дед мороз» и «Елочка». Показать преимущества совместной работы, воспитывать желание работать сообща.
36. Итоговое мероприятие «Новогодняя викторина». Закрепить знания детей, полученные во время работы над проектом, создать атмосферу праздника и волшебства.
Рекомендуем посмотреть:
Дед Мороз из помпонов. Мастер-класс
Встреча Нового года с детьми. Советы
Проект для детей подготовительной группы на тему: Новый год
Беседа с дошкольниками о праздновании Нового года
Похожие статьи:
Новогодние и Рождественские традиции разных стран. Информация для детей
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Путешествие в город Великий Устюг к Деду Морозу»
Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Новый год шагает по планете»