Формирование толерантности у дошкольников
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития.
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность. Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В Сибири, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания.
Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Так что такое толерантность?
Об этом изложено в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры: «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности…
Проявление толерантности созвучно уважению прав человека – это значит «быть внимательным, проявлять внимание».
Подлинная толерантность является ценным нравственным качеством развития личности, т.е. личности, которая имеет свои ценности, интересы и готова, если понадобится, их защищать, но вместе с тем с уважением относится к воззрениям ценностям других людей. Поэтому, чтобы воспитать подлинно толерантную личность, надо начинать её развитие с детского возраста.
Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В детском саду дети до 4-х лет ещё не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. А к пятому году жизни у детей начинает пробуждаться национальное самосознание, поэтому так важна благоприятная психологическая обстановка как в семье, так и в детском саду. Совершенно очевидно, что формирование личности, её установок и ориентаций происходит, начиная с детского воспитания в семье. Поэтому так важно, чтобы семья и детский сад на начальном этапе, а затем и школа формировали установку на соблюдение норм общения с окружающими – носителями другой культуры и сыграли большую роль в укреплении культурных традиций и привитии общекультурных норм и ценностей, воспитание толерантной личности.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Совместно с педагогами и с помощью родителей в нашем детском саду были созданы два мини-музея: русская изба и хакасская юрта. Создавая музеи, дополняли детей о культуре двух народов: хакасов и русских. В мини-музеях была создана мини-обстановка и помещены предметы быта. Проводили экскурсии и занятия «Хакасская юрта и русская изба», «Одежда хакасской женщины», «Русский сарафан» и другие. Таким образом, воспитывается уважение к людям разных национальностей, усваиваются традиции и обычаи неповторимой самобытности, богатства языка, развивается толерантная личность.
Знакомя с культурой хакасского народа, дети знакомятся со своей Родиной – Хакасией. Узнают о том, что в Хакасии проживает очень много других национальностей со своей языковой культурой. У них воспитывается уважение к хакасскому народу, как к коренному, так и к людям других национальностей. Дети в группу приходят из разных семей, они разных национальностей, и у каждой семьи свой уклад. Но в группе их встречает доброжелательная обстановка, их всех одинаково любят. Они учат песни, стихи, как на хакасском, так и на русском языках, исполняют танцы, играют в разные подвижные игры. Они любят играть в народные игры: хакасские и русские. Например: «Аба- тцкпес» и «Красочки», хор. Игры «Трипун тайым» и «По малину в сад пойдём» и другие. И как показывает опыт, народные игры, это не просто вид деятельности, но и эффективное средство воспитания, которым пользовались наши предки.
Изучая язык и фольклор наших предков (русских и хакасов) никак нельзя было умолчать о топонимике. От нескольких названий гор, озёр, рек, сёл и городов веет живой стариной. Знакомя детей с Хакасией через топонимику, пополняя знания о родном крае, воспитывались чувство любви и гордости за красивейший уголок Земли на нашей планете, за землю, где родился и живёшь.
Исполняя традиции и обряды, вырастая ребенок, передаёт их следующему поколению. Совершенствуя себя, соревнуясь в играх, выступая за коллектив, он находит своё положение в обществе. У него воспитываются уважение к культуре, обычаям народов, живущих рядом с ним. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста ФГОС
Сценарий «Сказка карельская» для детей 5-8 лет с презентацией
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении