Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Цель здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Одной из
главных целей работы нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду. Комплексный подход к оздоровительной работе включает в себя: рациональный режим дня с учетом особенностей детей разных возрастных групп; создание условий детского сада; полноценное питание детей.
В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать все возможные условия для организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. Работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Являясь участниками этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни. Применяем на практике
внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса:
Ежедневная утренняя гимнастика – с мая по сентябрь на свежем воздухе.
Динамические паузы, которые проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке; в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксация проводится воспитателями с использованием спокойной классической музыки, звуков природы.
Пальчиковая гимнастика. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. Дыхательная гимнастика используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики.
Бодрящая гимнастика. Ежедневно, после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения и массаж на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам и пуговицам.
Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещении 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз в неделю на прогулке.
Занятия по валеологии для детей и родителей в качестве познавательного развития. Детям очень нравятся «Уроки Айболита». На эти занятия к детям приходит Доктор Айболит и учит заботиться о своем здоровье, знакомит со способами профилактики простудных заболеваний и т.д.
Дополнительно используем различные методы закаливания: умывание холодной водой после дневного сна и босохождение после дневного сна. Проведение консультаций и бесед с родителями по поводу: профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользе дополнительных прогулок. Освещаем эти вопросы и на родительских собраниях.
Таким образом, создание в работе дошкольного учреждения здоровьесберегабщей среды повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует целостные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.
Рекомендуем посмотреть:
Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа
Дорожка здоровья для ребёнка своими руками
Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ