Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Эквилибристы

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим об эквилибристах».


Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов об эквилибристах. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией эквилибрист.
Задачи:
- уточнить знания детей об эквилибристах;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
Учитель: Предлагаю разгадать загадки, и узнать, о каком артисте цирка сегодня пойдёт речь.
Слоник катится на шаре
По арене цирковой.
Слоник слышит крики «Браво!»
И качает головой.
(Слоник-эквилибрист).


Учитель: Эквилибристика является одним из основных жанров циркового искусства. В переводе с латинского, слово "эквилибр" означает "находящийся в равновесии". Артист, исполняющий номер эквилибристики, называется эквилибристом, а номер - эквилибром.


Учитель: Основные виды эквилибристики: на першах, канате, проволоке, лестницах (плечевых, ножных, вольностоящих), на стульях и столах, «катушках», шарах, на велосипедах (велофигуристы), на мотоциклах (мотоциклисты), на штейн-трапе, ручных брусьях и др.
(На доске появляется фотографии эквилибристов).










Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые эквилибристы? И ещё много интересного узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
В народных играх, при проведении некоторых работ, в спорте, состязаниях, из которых затем выросли отдельные виды искусства, людям всегда требовалось развитое чувство равновесия.


Учитель: В странах древнего Востока, например, сборщики фруктов использовали в своей работе бамбуковый шест. Один забирался на него, а другой, более сильный товарищ, поднимал и балансировал, удерживая за поясом шест со сборщиком. Отсюда и возникли первые зачатки искусства эквилибристики с першами.


Учитель: В Древнем Китае предшественниками канатоходцев (эквилибристов), являлись ремесленники, которые научились плести канаты из джута. Они растягивали канат между деревьями и прыгали на нём, испытывая, таким образом, крепость. Затем это перешло в своеобразную игру-соревнование: кто дольше удержится, кто станцует, кто выше. Для ловких и смелых это становилось профессией. Позже это переросло в отдельный вид искусства - эквилибристику.


Учитель: Изображения выступлений артистов, исполняющих стойки на руках и на голове дошли из глубины веков. Аристофан писал, что античные артисты в стойке на руках ловко танцевали между мечами, расставленными на земле остриями вверх. Античным артистам была знакома и эквилибристика на шаре. В историческом музее Москвы хранится римское знамя (2 век нашей эры), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на катящемся шаре. Выступление эквилибристов с шестом изображено на фреске Софийского собора в Киеве (11 век). Эквилибристика на шесте изображена и на многих индийских и турецких миниатюрах. Таким образом, в античном мире высоко ценилось искусство эквилибристов. В Древнем Риме, Греции, Китае выступали известные эквилибристы, но имена их, к сожалению, до нас практически не дошли. Их номера были настолько популярными, что публика, бросив все дела, устремлялась на площади. Из рисунков в книгах XVI - XVII веков известно, что в репертуаре выступлений канатных плясунов появляются трюки на провисшем канате, из которых впоследствии сформировалось искусство гимнастов на корд де волане и эквилибристов на свободной проволоке.


Учитель: Об очень древнем виде эквилибристики - балансировании на гончарном круге - рассказывал древнегреческий историк Ксенофонт. Девушка, балансируя на катящемся гончарном круге, рассказывала всем зрителям стихи. В эпоху Средневековья эквилибристика не исчезла. Она показывалась в балаганах и на ярмарках, на рыночных площадях. Здесь она тоже была очень популярна.


Учитель: В конце 18 века ярмарочные артисты оказываются в цирке. Далее значительными темпами идёт формирование новых разновидностей жанра эквилибристики.


Учитель: В 40-х годах 19 века появляются номера эквилибристов на вольностоящих лестницах. В 1854 году в Европу приезжают китайские артисты с оригинальной эквилибристикой на пирамиде из стульев и эквилибристикой на лестнице, балансируемой на ступнях ног. В 70-х годах 19 века японские артисты показывают эквилибристику на наклонном канате и на бамбуковых шестах. В 1860 году американец К. Вашингтон изобретает новый эквилибристический снаряд - трапецию с утяжелённой плоской перекладиной, получившую название штейн-трапе (за рубежом она называется "трапеция Вашингтона"). Первый велофигурист Н. Кауфман появляется в 80-х годах 19 века. В 1927 году бразильский артист Васнес показывает оригинальную работу на эквилибристической "катушке".


Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить эквилибристов. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: Российские эквилибристы М. Егоров и В. Волжанский первыми исполнили сложные стойки на ходулях и прыжки в стойке на одной руке на ходуле. Революцию в искусстве эквилибристики на канате совершил В. Волжанский, создавший уникальный по трюкам и композиции аттракцион. Кроме того, Волжанский и Иванов использовали длинный шест, на кончике которого балансировал партнер.


Учитель: А сами в это время могли жонглировать мячиками или ехать на двухколесном велосипеде. В. Яковлев первым выполнил стойку на руках на вертикалях вольностоящей лестницы. В. Арзуманов в стойке на голове на роликах совершал спуск по наклонно натянутому канату.


Учитель: Н. Носкова, стоя на руках на шаре, медленно катилась по горке вниз в манеж. Ручная эквилибристика соединяется с трюками из других жанров. Братья Шуляковские, стоя на голове, играли в футбол руками и били в ударные. Яковлев соединял ручную эквилибристику с акробатическими прыжками на батуте, а В. Головин и В. Стэкан - с силовой акробатикой. Основоположник нового художественного направления в искусстве ручной эквилибристики Л. Осинский, соединил с элементами "каучука" и хореографии.
(На доске появляется фотография).


Учитель: Среди эквилибристических снарядов наиболее простым является шар. Вольностоящие лестницы позволяют поставить её на любую поверхность: пол, ноги, лоб, шар, трапецию. Артисты балансируют на ней, усложняя свои номера кручением обручей, жонглированием, акробатикой (братья Мирославские, Войницкие, Свирины, В. Дубицкий). Многие эквилибристы балансировали лестницу с несколькими партнерами. Так, «над головой» у Луриха показывали акробатику и пластику двое-трое артистов одновременно, а Милаев «рискнул» держать лестницу с пятью акробатами. Новатором в жанре стала труппа А. Симадо. В оригинальном номере, между двумя лестницами через весь манеж летала трапеция, на грифе которой нижний балансировал партнёров на плечах, на голове и на лобовом перше. П. Шидловский изобрёл оригинальную конструкцию выдвигающейся переходной лестницы, на которой демонстрировал с партнёрами эффектные трюки. Оригинальную работу, характерную для эквилибристов на переходной лестнице, показал Г. Федин, поднимаясь по вертикально стоящему шесту, балансируя партнёршу на голове и на лобовом перше. Новую конструкцию движущейся на роликах лестницы изобрёл Н. Чумаков. Её удерживал в равновесии в вертикальном положении ассистент с помощью руля. Особую разновидность жанра эквилибристики представляют цирковые велофигуристы на велосипедах различной конструкции, демонстрирующие фигурную езду и акробатические трюки (Вартановы. Александровы, Морено, Польди, Асмус). Большую роль в развитии эквилибристики с першами сыграли Я. Бахман, А. Ширай, Р. Манукян. Половнёвы перенесли на перш трюки воздушных гимнастов на бамбуке. Эквилибристы Французовы впервые в цирке исполнили сложный двойной баланс двух лобовых першей.

Эквилибристы Французовы
Учитель: Многообразием форм отмечено и искусство канатоходцев.

Канатоходцы Волхонские
Канатоходцы Щербаковы
Учитель: В 30-х годы заслуженным успехом пользовались Свирины и Тарасовы - воздушные канатоходцы над сеткой. Они первыми перенесли на канат сложные акробатические трюки. Другое направление эквилибристики на канате было представлено узбекскими, дагестанскими, азербайджанскими, армянскими артистами. Их искусство отличают гармоничный сплав национальной традиции и современного трюкового решения (Абакаровы, Ташкенбаевы, Гаджикурбановы, Алихановы, Медниковы).
(На доске появляется фото).

Дагестанские эквилибристы
Учитель: Скромнее достижения российских артистов в эквилибристике на шпрунг-канате. Достижениями в области канатоходцев могут похвастаться Бойцов, Меджидов, а также сестры Кох. Они свободно перемещались по натянутому и свободному канатам, тонкой проволоке, стояли под куполом на руках, балансировали на колесе. Артисты Васитаевы первыми выполнили номера хождения по канату без страховочных тросов. Многообразием форм характеризуется и работа эквилибристов на тугой проволоке, которая по технике балансирования схожа с техникой канатоходцев. Заметных успехов в этом виде добиваются Розетти, Кох, Курзямовы, Жирновы. На свободной проволоке эквилибристы исполняют стойку на руках, в том числе, в раскачке, стойку на одной руке, балансирование в ручной стойке на педалях катящегося по проволоке велосипедного колеса.


Учитель: Ребята, кого в природе можно сравнить с эквилибристом и почему? Подсказкой Вам будет загадка.
Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец. (Паук).
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Ребята, предлагаю Вам немного побыть эквилибристами. Вам нужно пройти закрытыми глазами вот по этому «канату» (дорожке, в виде протянутого шнура). Победитель тот, кто пройдёт полностью или сделает большее число шагов.
(Дети играют в игру «Эквилибрист»).


Учитель: Эквилибристика - сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия. Данный жанр циркового искусства основан на способности сохранять равновесие при исполнении трюков на неустойчивых предметах. В современном цирке известны следующие виды эквилибристики: ручная, на канате (тугом, наклонном, пружинистом), на шаре, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), на першах, на проволоке (тугой, свободной), на штейн-трапе, на катушках, на велосипедах (двухколёсных, моноциклах, велосипедных колёсах). Иногда сочетается с игрой на музыкальных инструментах, акробатикой и жонглированием, балансированием других предметов.


Учитель: Эквилибр на руках или Ручной эквилибр - разновидность жанра, артист стоит на руках, и выполняет различные трюки, удерживая баланс тела. Трюки выполняются как в одиночку (сольно), так и парно. Главным элементом является чувство баланса, которое построенное на умении владеть равновесием. Важным моментом является умение менять позиции, стойки, положения, при этом выполнять различные эффектные трюки на разнообразных опорах, в том числе, и на вращающихся. Подобно остальным жанрам циркового искусства, эквилибристика возникла с давних времен, из трудовых навыков древних народов. Бродящие артисты демонстрировали умения, основанные на сохранении равновесия. Ярмарки и праздники не обходились без актёров “балансёров”. Их корни берут своё начало в Древнем Китае, о чём свидетельствуют изображения эквилибристов на камнях. Ручной эквилибр развивается по линии усложнения трюков и повышения исполнительской техники. Наиболее распространённым трюком считается стойка на одной руке.


Учитель: Своё название данное направление получило от основного элемента - стойки на руках. Значительно позже в этом виде эквилибристики чаще стала исполняться стойка на голове, но название - ручной эквилибр - сохранилось до нашего времени. Упражнения ручной эквилибристики по техники исполнения различны, выполняются на основе упора, это когда артист упирается головою, руками, локтями в точку опоры, для поддержки баланса. По сравнению с другими элементами, стойка на руках имеет наибольшее количество вариантов упражнений и трюков.


Учитель: Ручная эквилибристика развивает не только мускулатуру рук, но и является сильнейшим укрепляющим упражнением мускулатуры туловища, шейных мышц, плечевого пояса, приучает к нагрузке, совершенствует вестибулярный аппарат, улучает координацию в пространстве. Вырабатывает физическую силу, ловкость, выносливость, пластичность, гибкость и скоординированность движений, а также способствует воспитанию волевых качеств, позволяя при этом научиться самоконтролю и владению своим телом. Тело профессионального ручного эквилибриста имеет пластичный, выразительный и стройный вид. Данный цирковой вид деятельности является опасным, так как сложность трюков крайне тяжелая. Это сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции - и равновесие нарушено. В эквилибристике каждый приём и трюк доводится до автоматизма.


Учитель: Эквилибр с дрессированными голубями - интересное, нежное и трогательное выступление. Страсть, сила, чувства, энергия, танец и любовь - всё это присутствует в исполнении эквилибристов. Это волшебство и чудо. Эквилибрист словно вышел из мира музыки, неся с собой атмосферу чувственности, тайны и красоты, демонстрируя зрителям великолепную гибкость и пластику своего тела, легкость, грацию и изящность движений. Эквилибрист обладает своеобразной харизмой. Каждое выступление артиста насыщено эмоциями, жизнерадостностью и заражающей энергетикой.



Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. Вас ждёт огромное разнообразие номеров эквилибристики, эффектных украшений циркового представления, в сочетании великолепной пластики и гибкости, грации и легкости.
(На доске появляется фотографии из цирка).
Эквилибр на стульях





Эквилибр на руках








В завершении звучит песня.
«Мой мир - манеж»
(Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона).
Цирк - это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск - зачем - не требует ответа.
Опасность, боль здесь - это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!

Мой мир - манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже - нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца.
И в каждом сила, и любовь, и счастье,
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!

И счастлив я, что цирк - мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!

Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим об эквилибристах»

Рекомендуем посмотреть:

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. О клоунах Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Факир Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Дрессировщики Внеклассное занятие для учащихся начальной школы на тему: Эквилибристы
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Воздушные гимнасты | Внеклассное занятие для учащихся начальной школы с презентацией. Гимнасты
Опубликовано: 3401 день назад (12 июля 2015)
Просмотров: 5300
+13
Голосов: 13
Жанна Николаевна Никитина # 12 июля 2015 в 19:48 +2
Очень интересный материал)))детям всегда нравится цирк...и узнать об этом подробнее им будет очень интересно...молодец
Светлана Николаевна Матвеева # 12 июля 2015 в 19:48 +1
Огромное Вам спасибо, Жанна Николаевна!
Алла Ивановна Ефимова # 12 июля 2015 в 19:56 +2
Светлана Николаевна, спасибо ещё за один интересный рассказ. С удовольствием познакомилась с работой.Материал носит ценный характер, богат историческими фактами. Проделана огромная работа по подборке информации и иллюстраций. Изучая материал, сама узнала много нового и интересного.
Спасибо за Ваш труд!Примите голос!
Надежда Леонидовна Макарова # 12 июля 2015 в 19:56 +2
Спасибо за приглашение! Замечательная публикация! Примите голос!
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 12 июля 2015 в 19:58 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Материал, представленный вами о эквилибристах мне очень понравился - интересная, познавательная и хорошо иллюстрированная информация. Информации много и поэтому для дошкольников, конечно её нужно сократить, или разделить на несколько частей. И, на мой взгляд, надо добавить физминутку или дополнительно несколько игр по теме, чтобы дети больше принимали участия в беседе, т.к. здесь большая часть отведена монологу учителя. Голосую за прекрасный материал! Удачи, творческого вдохновения!
Ирина Николаевна Бычкова # 12 июля 2015 в 20:09 +2
Добрый вечер,очень познавательная,интересная беседа,в ней отражены все заявленные задачи , они соответствуют и методам и приемам поставленных задач, логическая последовательность и взаимосвязь этапов, очень грамотно подобран сюжет. Классное занятие!!!
Надежда Евгеньевна Скорых # 12 июля 2015 в 20:56 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Ваша тематическая беседа «Поговорим об эквилибристах», настоящая находка для познавательно - развивающей деятельности педагогов в прочем как и весь цикл бесед о цирке. Чтобы познать природу и особенности трудовой деятельности циркового артиста, нужно, прежде всего, знать цирковые жанры и их разновидности, о которых Вы рассказываете в своем блоге. Вы, очень доступно рассказываете о цирковом жанре (франц. genre - род, вид), исторически сложившейся группе цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак. Вы очень интересно раскрываете профессиональные особенности работников цирка так, например, в жанре эквилибристики таким признаком является сохранение исполнителем равновесия при самом неустойчивом положении тела, в жонглировании - это умение артиста в заданном ритме подбрасывать и ловить одинаковые или разнородные предметы. Молодец, ГОЛОС №5
Ольга Васильевна Яковлева # 12 июля 2015 в 22:15 +3
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Спасибо за приглашение на прекрасное мероприятие по знакомству детей с цирковыми профессиями. Публикация содержит много познавательной, интересной, увлекательной информации. Сама для себя открыла много нового. Прекрасные, яркие фотографии. Представляю, как детям было интересно. Самое главное, что мероприятие "не надумано", а имеет прикладное значение: дети захотят сходить в цирк, посмотреть представление и, действительно, будут с уважением относиться к людям, там работающим! А значит цель достигнута. Дальнейших Вам творческих успехов и новых прекрасных разработок! Примите мой голос
Наталия Александровна Куликова # 13 июля 2015 в 00:01 +2
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Благодарю за приглашение! Тема профессии важна для детей. Многие профессии трудны для их понимания и восприятия.Вы провели увлекательную экскурсию в мир эквилибристики, представили интересный и разнообразный по содержанию материал, раскрывающий эту профессию, предоставили удивительные, объясняющие многое, фотографии. Не сомневаюсь, что дети пополнили свои знания о любимом мире цирка, выделили для себя и запомнили эту профессию, получили массу удовольствий и впечатлений! Замечательная разработка. Успехов! Примите голос!
Ирина Юрьевна Матюшина # 13 июля 2015 в 13:44 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение! Удивительный, интересный и красочный классный час! Мой голос Вам!
Светлана Николаевна Матвеева # 13 июля 2015 в 19:41 +1
Огромное спасибо, коллеги!
Раиса Владимировна Коломыцева # 13 июля 2015 в 21:26 +2
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Ваша энциклопедия пополняется новыми, интересным темами, с превеликим удовольствием ознакомилась, желаю творческих успехов! Голосую!
Ольга Валентиновна Полежаева # 15 июля 2015 в 06:38 +2
Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за приглашение! Замечательная разработка внеклассного мероприятия! Желаю дальнейших творческих успехов!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 15 июля 2015 в 12:46 +2
Примите голос за разработанный цикл бесед о профессионалах цирка.
Ксения Сергеевна Борисова # 23 июля 2015 в 06:45 +2
Очень необычна и интересная тема! Вами проделана огромная работа! Материал грамотно построен. Большое количество иллюстраций и презентация помогут привлечь внимание детей и повысят эффективность усвоения материала! Голос!