Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о факире».
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов о факире. Материал входит в цикл бесед «Профессия - Артист цирка». Беседы из данного цикла можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях для школьников, так и на классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с профессией факир.
Задачи:
- уточнить знания детей о факире;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- воспитывать уважение к артистам, выступающим в цирке.
Предварительная работа: разучивание текстов песен.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с Вами снова отправляемся в цирк!
(Просмотр видеосюжета, начало циркового представления).
Учитель: В цирке огромное множество разнообразных артистов. Для всех, кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, а не просто место работы. Артисты цирка - народ кочевой, находятся в бесконечных разъездах. Труд любого артиста цирка - тайна для зрителя. Настоящие профессионалы работают легко, непринужденно и весело. Хотя цирковое искусство и живёт традициями, артист пребывает в постоянном поиске новых идей и технических возможностей, новых трюков и сюжетов. Зрителей требуется восхищать, удивлять и покорять. Не только физическое, но и творческое развитие - вот основные задачи артиста цирка.
Звучит песня в исполнении Витаса «Цирк».
(На доске появляется фотография факира).
Учитель: Ребята, знаете ли Вы, кто изображён на доске?
(Ответы детей).
Учитель:
Я из Индии факир,
Знает про меня весь мир.
Только в дудочку подую –
Сразу змеи затанцуют.
Как Вы думаете, кто такой факир?
(Ответы детей).
Учитель: Факир – это фокусник, демонстрирующий большую физическую силу или нечувствительность к боли. Факиром также может быть йог, дрессировщик животных, заклинатель болезней, толкователь снов, глотатель шпаг.
Учитель: А знаете ли Вы, ребята, когда и где появились первые факиры? Много нового о факирах узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
В Европе принято называть всех фокусников, приходящих с Востока, факирами. «Факир» в переводе с арабского - «нищий» и относится к монахам, скитающимся по дорогам Индии.
Учитель: В XIX веке история факирского искусства из восточных стран дошла до европейских путешественников, исследователей, учёных, артистов. Португальский аббат Фария в первой половине XIX века демонстрировал в Европе опыты словесного усыпления. С этого момента в цирковых представлениях всего мира появляются факиры и гипнотизёры, которые со временем приобретают известность.
Индийские факиры. Открытка начала XX века.
Учитель: Во второй половине XIX века в Европе факирское искусство обретает вторую жизнь. Елена Блаватская - создательница одного религиозно-философского учения. В возрасте 17 лет Елена отправилась в скитания по Турции, Египту, Европе и Америке. Будучи цирковой фокусницей и наездницей, она познакомилась с искусством факиров. В 1908 году в России она, объединив тысячи человек, передаёт свой опыт.
Учитель: Самой колоритной фигурой среди европейских факиров был Дмитрий Иванович Лонго, родившийся в России в 1888 году. Артист выделялся из всех факиров европейского происхождения не только выдающимся мастерством, артистизмом, мудростью, но и глубоким познанием восточной культуры. Он в совершенстве владел многими восточными языками, увлекался литературой, превосходно разбирался в живописи и сам рисовал, был тончайшим знатоком антиквариата и ювелирного мастерства. Своё пристрастие к искусству Индии и Персии артист унаследовал от деда и отца, которые были коллекционерами и торговцами старинных изделий. Случайно встретившись с бродячим итальянским артистом Лионелло, он научился иллюзионным и факирским трюкам, например, заглатыванию острой шпаги. Выступления Лонго проходили в форме спектакля. Он менял красочные халаты, обставлял манеж ярким реквизитом в восточном стиле, продумывал малейшие детали: костюм, музыку, оформление. Однажды в детстве Дмитрия Лонго укусила змея. Переболев, он остался жив и безбоязненно мог брать в руки кобр. Укус для артиста был не опасен, поэтому в трюке, загипнотизированным змеям он давал кусать себя. Этот номер производил на публику мистическое впечатление. Ещё Лонго ходил босиком по битому стеклу, глотал шпаги, откусывал зубами куски раскаленной металлической пластинки, вливал в рот расплавленное олово, ложился на доску, утыканную гвоздями.
Учитель: В трюках с глотанием шпаг некоторые мастера применяли различные хитрости. Поэтому зрители считали его не опасным, так как артисты исполняли трюк с ненастоящими шпагами. Лезвие складывалось и пряталось в рукоятку. Профессионалы факирского искусства считали неприличным прибегать к подобным уловкам. В результате изнурительных тренировок своего организма, а не с помощью обмана, они достигали вершин совершенства. При этом риск при выполнении опасных трюков был смертельный. Но даже среди них особо выделялись
«повелители огня», или «короли огня». Так называли факиров, которые глотали огонь, проводили по своим рукам и груди горящими факелами, ходили босиком по горячим углям.
Учитель: Лонго тоже демонстрировал свою нечувствительность к огню. На металлический лист рассыпались толстым слоем горящие угли. Жар доходил до зрителей первого ряда, но Лонго спокойно прогуливался босиком по огненной дорожке. Многие старались разгадать секрет трюка. Пытались уличить факира в нечестности, думали, что он натирает квасцами ноги, смазывает их особым химическим составом, предохраняющим от ожогов. Но факирское чудо имеет многовековую историю. Вероятно, цирковые факиры применяли хитрости, чтобы облегчить ежедневное исполнение трюков с огнём. Ответ на эту загадку природы и сегодня неизвестен.
Учитель: В Европе факиры гастролировали в одиночку или с ассистентами, при этом нагрузка ложилась на плечи исполнителя. У себя же на родине факиры объединялись в группы, демонстрируя целые представления. Таким образом, развлекательная культура России в начале XX века сложилась из пересечения факирского искусства с одной стороны и религиозно-философского учения с другой. Известен, например, такой факт, что чудодей Аммосс, Европейская знаменитость, имевший колоссальный успех в странах Европы, гастролировал у нас в России.
Учитель: Современные факиры подняли мастерство, зарождённое на Востоке в древние времена, до невиданных высот. Выполняя экстремальные номера на глазах у изумлённой публики, они являются продолжателями бродячих артистов, глотавших и выдувавших огонь, шпагоглотателей и заклинателей змей. Номера завораживают и полностью меняют представления зрителей о возможностях человеческого тела и духа. Факир моет держать публику в напряжении на протяжении всего номера, а трюки могут быть настолько непредсказуемыми и поражающими воображение, что сердце буквально замирает. Выступление факира - это, пожалуй, самый яркий момент всего представления. Его по праву можно назвать «гвоздём» любой цирковой программы.
(На доске появляются фотографии факиров наших дней).
Учитель: Йоги и факиры показывают нам свои удивительные способности: ходят по колотому стеклу, лежат на гвоздях и многое другое. Обычным людям не рекомендуется ни в коем случае пытаться повторить их. Это смертельно опасно для жизни!
Учитель: Мухтар Гусенгаджиев - человек-змея, самый гибкий человек планеты, а также рекордсмен Книги рекордов Гиннеса.
(На доске появляются фотографии М. Гусенгаджиева).
Учитель: Марианна Магдален, умеющая глотать шпаги и огонь, родом из Швеции. Челси Ноупэнтс родом из Нового Орлеана. Она умеет глотать шпаги, ходить по стеклу. «В глотании шпаг, хотите, верьте, хотите, нет, нет ничего сложного, оно демонстрирует контроль духа над телом» - говорит она.
Учитель: Йоги и уличные артисты показывают чудеса с помощью хитрых штуковин. Кажется, что они держатся над землёй с помощью своих сверхъестественных усилий. Но на самом же деле йоги пользуются основами фундаментальной физики.
Учитель: Искусство факиров на способности управлять скрытой психической энергией, дремлющей в подсознании человека. Существует ряд упражнений, при помощи которых йоги и факиры, подготавливают своё тело и волю к полному отрешению: стоят по несколько часов на одной ноге, смотрят подолгу в одну точку, стараясь как можно реже дышать, и так далее. Выступая перед зрителями факиры, находясь в состоянии отрешенности, показывают, что их тела совершенно не чувствительны к болевым ощущениям.
Метатель ножей
Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож -
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнёшь!
Учитель: Номер "Метатель ножей и топоров" опасен не столько для самого артиста, сколько для ассистирующей помощницы. Острые ножи пролетают прямо около головы и тела бесстрашной красавицы. Экстремальное, яркое, волнующее зрелище, которое никого не оставляет равнодушным.
Пожиратель огня
Учитель: Следующее задание –
«Скороговорки». Узнаем, кто из Вас быстро и правильно сможет три раза повторить эти скороговорки:
1.Факир фокус показал.
2.У Киры и Фиры в квартире был пир:
Факир ел зефир и кефир пил Факир.
А Фира и Кира не пили кефира,
Не ели зефира - кормили факира.
Учитель: А знаете ли Вы, что Россия - единственная страна в мире, в которой предусмотрено высшее образование для артистов цирка. Будущие артисты цирка изучают основы цирковых жанров, цирковую педагогику. Режиссеры - искусство цирковой режиссуры и основы менеджмента цирка. Управляющие - общий менеджмент, экономическую теорию, маркетинг.
Цирк - это, пожалуй, одно из самых удивительных явлений в жизни. Он пленяет сердца людей.
Цирковое представление - словно дверь в мир фантастики, не подверженный известным физическим законам. В нём люди буквально парят в воздухе. Популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности.
Учитель: Послушайте внимательно одну
притчу о факире:
Однажды купец спросил факира:
- Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень храбрый человек?
- Видишь ли, - ответил факир, - бывают три вида храбрости. Первая - когда храбрец не представляет размер опасности и поэтому не чувствует страха. Вторая - когда храбрец представляет размер опасности, пересиливает свой страх. А третий вид храбрости - это храбрость знания, это тогда, когда благодаря знанию ты не боишься, а человек, не посвященный в тонкости дела, считает тебя храбрецом. Поэтому я и не боюсь.
Учитель: Как Вы поняли смысл притчи?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание –
раскрасить факира. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).
Учитель: Предлагаю посмотреть интересный мультфильм. Приятного Вам просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма «Ну, погоди!»).
Учитель: Ребята, у меня для Вас хорошая новость: к нам в город недавно приехал цирк! Рекомендую всем его посетить. В представлении факиры демонстрируют свою силу, ловкость и смелость. Они выдувают и проглатывают огнь, дрессируют змей, занимаются метанием дротиков и ножей в тело, разрывают тугие металлические цепи, ходят по ножам, сгибают горлом стальной прут, жонглируют, обжигают свои тела. Артисты экстремального жанра показывают фантастическое владение телом и уникальные техники. А их выдающиеся возможности вызывают у зрителей лишь восхищение.
(На доске появляются фотографии факиров из цирка).
Далее учитель знакомит детей с выставкой книг, настольными играми и наборами для магов.
В завершении звучит песня.
«Мой мир - манеж»
(Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона).
Цирк - это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск - зачем - не требует ответа.
Опасность, боль здесь - это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!
Мой мир - манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже - нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца.
И в каждом сила, и любовь, и счастье,
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!
И счастлив я, что цирк - мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
Благодарю Вас за занятие!
Спасибо за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о факирах»
Рекомендуем посмотреть:
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. О клоунах
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Дрессировщики
Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Эквилибристы