Занятие по познавательному развитию в детском саду. Младшая группа. Тема «Мой край родной - Башкортостан»
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями культуры, быта, национальной одеждой башкирского народа.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о своей республике, познакомить с особенностями культуры.
Развивающие: обогатить словарный запас (башкиры, юрта, курай).
Воспитательные: воспитывать интерес к культуре башкирского народа.
Материалы и оборудование: 2 куклы в национальных башкирских костюмах; панно, с элементами плоскостных фигур, обозначающими: уральские горы, реки Кама, Агидель, юрта, кони, улей; платки для игры «Юрта», маска медведя для игры «Медведь и пчёлы»
Предварительная работа: беседа о жизни башкир, их традициях; прослушивание башкирских мелодий; рассматривание иллюстраций на тему «Республика Башкортостан»; чтение башкирских сказок.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Ход образовательной деятельности
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости (показывает кукол в башкирских национальных костюмах). Это Зухра и Айнур. Они пришли сегодня с нами позаниматься и узнать много нового о родном крае. Давайте с ними поздороваемся с помощью пальчиков.
Проводится пальчиковая гимнастика
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут!!
- Хорошо.
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Большие пальцы четыре раза постукивают друг об друга.)
- Здравствуй, здравствуй! Чмок, Чмок
(по очереди каждые пальцы «здороваются» и «целуются» с друг другом)
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны)
Я вас всех люблю
(обнять себя).
Воспитатель:
- Ребята, а в каком городе мы живем?
– В городе Нефтекамск.
- Правильно. Нефтекамск - это наш город, наша земля. И она является частью… какой Республики?
- Молодцы, мы с вами живем в прекрасной Республике Башкортостан и сегодня мы с вами поговорим о башкирском народе, о Башкортостане. И соберём панно в подарок для наших гостей.
- У каждой республики есть свой герб и флаг. Посмотрите, какие цвета на флаге Башкортостан. (Зеленый, синий, белый)
Воспитатель: (показывает на панно)
- Широка и просторна наша республика, славится она Уральскими горами. (выставляется фигуры Уральских гор) О них сложено много песен и легенд.
Есть и полноводные реки, самые знаменитые это - Кама и Агидель. (На панно крепятся элементы фигур рек)
- Кто ни будь побывал на этих реках? Какие реки вы видели?
- И конечно же славится Башкортостан своими лошадьми. Быстрые наездники – башкиры, сильные и смелые.
(На панно крепятся фигуры лошадей)
Звучит музыка «Башкирские наездники».
Игра «Наездники»
Воспитатель: В старину башкиры жили в юртах - это жилище сделанное из шерсти и кожи животных, войлока. Оно было теплым и просторным, быстро разбиралось и собиралось, ведь башкиры были кочевым народом. (На панно выставляется юрта)
Звучит башкирская национальная музыка «Мы весёлые ребята».
Игра «Юрта»
Воспитатель: Республика Башкортостан славится полезным, душистым мёдом. С древних времён башкиры занимались бортничеством, собиранием дикого мёда.
(На панно крепится картина с изображение улья и пчёл)
Игра «Медведь и пчелы»
Воспитатель: У каждого народа есть свой национальный костюм, посмотрите, какие наши гости нарядные (дети рассматривают одежду кукол). Это национальная одежда башкир. У Зухры красивое платье, с оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилетка, украшенная башкирским орнаментом и монетками. На ногах у Зухры черные сапожки, а на голове налобная повязка, украшенная монетками. У Тимура штаны красного цвета, рубаха, украшенная узорами и красивая жилетка, на ногах у него тоже черные сапоги, на которых вышиты узоры башкирского народа. Головной убор у Айнура очень богатый, он украшен мехом.
- В таком же национальном костюме сегодня одета и я. Посмотрите как весело звенят монисто у меня на платье и на головном уборе – кашпау.
А сейчас разрешите мне для вас станцевать.
Звучит национальная башкирская музыка.
Танец «Бурзяночка»
Воспитатель: сегодня ребята мы познакомились с культурой, бытом, национальной одеждой башкир. И собрали панно. Как его можно назвать?
- Молодцы! Сегодня вы узнали много новых слов – башкиры, юрта, Уральские горы, Кама, Агидель. Вам понравилось? А сейчас я хочу угостить всех башкирскими национальными сладкими блюдами: чак-чак, и баурсак. Дети рассматривают мучные изделия. Готовятся к чаепитию.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Родной город» для детей второй мл