Непосредственно образовательная деятельность «Эпос Урал - батыр» в подготовительной к школе группе
Описание материала. Представляю вашему вниманию образовательную деятельность «Эпос Урал - батыр». Данный материал будет полезен воспитателям при ознакомление детей с народным этническим фольклором, проведении конкурса чтецов.
Цели. Приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
Ведущий. Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа это та в которой говорится о могучем богатыре, в честь которого названы горы. Что это за легенда, сказка? Правильно, это эпос- Урал-батыр. А сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока и сказителя народного эпоса Урал –батыр. Дети делятся на команды.
Вопрос командам.
• Народного поэта и певца-творца, исполнителя и хранителя произведений устно-поэтического творчества башкиры называли:
А) акын; Б) аксакал; В) сэсэн; Г) бахши.
• Главная идея эпоса «Урал-батыр».
А) Увековечивание главным героем своего имени;
Б) Объединение в единую народность;
В) Поиск бессмертия для всего живого на земле;
Г) Поиск спутника жизни для создания семьи.
Музыка тихая поэтическая.
1.ребенок
В древнюю пору, давным-давно
Было, говорят, место одно,
Куда никто не ступал ногой
(И на целом свете никто
Не знал, не ведал о суше той),
С четырех сторон обступала
Это место морская вода.
2.ребенок
С незапамятных пор проживала
Там семейная чета:
Старик по имени Янбирде;
Со старухой по имени Янбике;
Куда б они не желали пойти,
Не было преград на их пути.
3.ребенок
Жили-жили они вдвоём,
Нажили себе двух сыновей,
Старший был Шульген,
Младший был Урал.
Так и жили они вчетвером,
Не видя людей, в местечке глухом.
4.ребенок
Держали как равных при себе
Льва для езды верховой,
Щуку, чтобы рыбу ловить,
Сокола, чтобы на птиц выпускать
Пиявку, чтоб кровь животных сосала
П/И башкирская «Юрта»
Вопрос командам.
• Укажи форму хозяйственной деятельности Янбики и Янбирде.
А) земледелие; Б) скотоводство; В) охота; Г) бортничество.
• Укажи средство передвижения зачинателей человеческого рода в этих краях – Янбирде и Янбики и их детей.
А) конь; Б) олень; В) лев; Г) тигр
• В какой стране находится Живой Родник:
А) в стране Катилы; Б) в царстве Змей; В) в стране дивов; Г) в царстве Самрау.
Ведущий. Случилось так, что в ту самую пору, когда он начал ходить на охоту, землю постигла страшная беда: высохли реки и озера, пожухли травы, пожелтели листья на деревьях, трудно стало дышать. И тогда решил Урал –батыр победить смерть и добыть живой воды, чтобы оживить землю и все живое.
И встретил он на пути девушку- лебедь по имени Хумай.
5.ребенок
Урал взглянул на неё, говорят:
С её плеч, словно густые колосья,
Волосы, монетами украшенные,
Спину её закрывая,
Волной ниспадали до колен.
Сквозь длинные ресницы её
Чёрные глаза глядели в упор,
Подвижные брови в разлёт
Над глазами улыбающимися [её]
Танец башкирский «Танец девушек»
6.ребенок
Х у м а й:
«Чтобы в чёрную землю не уйти,
Есть Живой Родник,
Владеет им див-падишах.
Он не в моей стране,
Его не видал никто!
Акбуз — тулпар мой.
Отдам его тебе.
7. ребенок
Хумай:
Есть белый конь у меня вдалеке
Подарила мне его мать
Прискачет он на майдан,
Если ты батыр – узнает тебя,
Если ты сумеешь на майдане коня
Схватить и сесть на него верхом,
Снять с его седла
Булатный меч
Если таким батыром окажешься ты,
Тогда Буза тебе подарю,
Раз, два, три, четыре, пять
В игру «Сабантуй» мы будем играть,
Где каждому нужно ленточку сорвать.
Сорвать ее нелегко, потому что она высоко!
(Дети бегут до зонтиков, на которых прищепками прикреплены ленточки, подпрыгивают, срывают и бегут обратно)
8.ребенок
Булатный меч дам я тебе:
Острие его ржавчина не берёт,
Никакая сила перед ним не устоит,
Против огня он становится огнём,
Против воды становится водой,
Джиннов, дивов — всех
Страшит он, словно Смерть,
Разгоняет, словно стадо овец».
Игра «Перетяни палку»
Воспитатель: Хорошо, берите спортивные палки и вставайте парами, приготовились. 1, 2 – начинается игра. Крепко держите палку, опирайтесь пятачками, ох, какие сильные ребята, давай, давай!
9.ребенок
Шульген посох схватил,
Не дожидаясь Хумай,
Не встретившись с Айхылыу,
Ничего не сказав Самрау,
В сторону отошёл,
Посохом ударил [по земле],
Водой всех затопил,
В ужас поверг.
10.ребенок
Против дива-падишаха
Начал кровавую войну.
Месяц бился Урал, говорят,
Год бился Урал, говорят.
Не дал огню землю спалить.
Бился беспощадно, Урал,
Уничтожал дивов, говорят,
И так много их погибло, говорят,
Что [посреди] широкого моря
Возникла гора, говорят.
Игра разминка «Путь Урал-батыра» под подвижную башкирскую музыку.
• Гора Башкортостана, образованная от тела убитого Урал батыром падишаха дивов Азраки:
• В облике какой птицы навсегда осталась Хумай после смерти Урал батыра?
А) журавля; Б) лебедя; В) утки; Г) гуся.
А) Янгантау; Б) Ямантау; В) Торатау; Г) Ирандык.
• Как звали детей Урал – батыра? Идель, Яик, Нугуш.
11.ребенок
Дорога Урала — великие горы,
Могила Урала — высокие горы,
Название приняли то же — Урал.
12.ребенок
По истечении долгих лет
Загрустила она по Уралу,
Вдоль дороги, что он проложил,
Махая крыльями, пролетала,
Опустилась на гору-скалу.
Думая об Урале, грустила.
Позднее вывела там птенцов,
Белых лебедей расплодила.
И об этом узнали все.
13.ребенок
Говоря: «Это птица Хумай»,
Лебедей за родных принимали,
Охотиться на них запрещали;
Не ловить благородных птиц
Между собой договорились —
Оттого птицы те расплодились.
Поэтому мясо лебедей
Навеки запретно для людей.
Заветы Урал-батыра:
1. Злодею спутником не становитесь.
2. Без совета за дело не принимайтесь.
3. Славными батырами будьте.
4. Умейте почитать старших.
5. Будьте благосклонны к младшим.
6. Будьте мудрыми на войне.
7. Не ссорьтесь.
8. Живите дружно.
Пусть, как цветы в краю родном
Растут ребята наши!
Пусть будут крепче с каждым днем
И с каждым годом краше!
Подведение итогов. Награды победителям.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада