Аннотация проекта по художественно-эстетическому развитию «Рождественские каникулы и не только…». (краткое содержание)
Вид проекта – творческий
Участники – дети 2 разновозрастной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители
Продолжительность –3 недели
Введение. Актуальность. Проблема.
В наше время существует проблема: отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего
народа. А ведь, приобщение и погружение детей в русскую культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же как, встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколения.
Наша задача: суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям. И в этом нам может помочь знакомство с историей обрядов, народным творчеством.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Гипотеза:
Художественно-эстетическое развитие детей поможет активизировать интерес у детей к изучению культурных традиций русского народа через ознакомление детей с народными традициями празднования Рождества.
Цель: Знакомство детей с народными традициями празднования Рождества
Задачи:
1. Составить план организации творческой деятельности детей.
2. Подготовить информационно – дидактический материал, атрибуты для организации творческой деятельности при участии детей и родителей.
3. Познакомить родителей с особенностями организации и проведения творческой деятельности с детьми дома, дать рекомендации.
4. Организовать творческую деятельность с детьми группы.
Содержание работы:
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (10 дней: 30.12.16-08.01.17 гг)
• Анализ имеющихся дидактических материалов (литературных произведений, атрибутов, игрушек, музыкального оформления)
• Изучение материалов по данной проблеме на основании диагностики детей 2 разновозрастной группы, а так же интернет-ресурсы, методические пособия, опыт других коллег нашего детского сада
• Подготовка раздаточного материала для родителей – буклеты.
• Составление плана работы, программы, конспектов НОД, тем экскурсий, бесед, наблюдений.
• Изготовление поделок с детьми 2 разновозрастной группы в совместной деятельности с воспитателем для выставки «Рождественское чудо»;
• Индивидуальное консультирование родителей по изготовлению поделок в совместной с детьми деятельности дома на Семейный творческий конкурс «Ангелочки».
2 этап основной (7 дней: 09.01.17-15.01.17 гг)
• Знакомство с устным народным творчеством: заклички, потешки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки.
• Экскурсия в сельскую библиотеку.
• Реализация плана совместной деятельности родителей с детьми, индивидуальная работа по запросам родителей и оказание помощи.
• Реализация плана совместной деятельности воспитателя с детьми. НОД по художественно-эстетическому развитию «Рождество».
• Подготовка и оформление выставки «Рождественское чудо», «Ангелочки»
• Проведение итогового Семейного творческого конкурса «Ангелочки».
3 этап заключительный (5 дней: 16.01.17020.01.17гг)
• Проведение педагогической диагностики по художественно-эстетическому развитию детей 2 разновозрастной группы.
• Анализ проведенной работы и обобщение опыта.
• Участие в работе педагогического совещания.
Результаты проекта
1. Собран материал по данной проблеме.
2. Составлены программа, план работы, тем экскурсий и прогулок, написан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.
3. Проведена экскурсия в сельскую библиотеку.
4. Изготовлены:
• Поделки для выставки «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса.
• Буклеты-рекомендации для родителей.
• Афиша к Семейному творческому конкурсу.
5. Оформлены выставки и определены победители (участники получили сертификаты.
6. Проведены:
• Семинар с родителями по ознакомлению с проектом.
• НОД по развитию художественно-эстетического развитию 2 разновозрастной группе.
• Индивидуальное консультирование родителей
• Экскурсия в сельскую библиотеку.
• Конкурс. Вручение грамот Семейного конкурса «Ангелочек».
• Педагогическая диагностика детей. Результаты обсуждены за «круглым столом».
• Выступили на педагогическом совете.
Оценка результатов
Мероприятия:
1. Заседание
2. Заседание рабочей группы. Сбор информации
3. Заседание рабочей группы. Работа над программой
4. Консультации с родителями по ознакомлению с проектом. Цель: Организация совместной деятельности родителей с ребенком дома
5. НОД «Рождество». Цель: Выполнение коллективной поделки.
6. НОД «Снеговик». Цель: Выполнение аппликации
7. НОД «Волшебные снежинки». Цель: Выполнение коллективной поделки.
8. НОД (2 занятия) «Традиции и культура русского народа». Цель: Приобщение детей к народным традициям через песни и танцы
9. Индивидуальное консультирование родителей. Цель: Оказание помощи в процессе создания поделок
10. Экскурсия в сельскую библиотеку.
11. Выставки: Коллективная поделка «Рождественское чудо» и Семейного творческого конкурса «Ангелочек».
12. «Круглый стол». Проведение педагогической диагностики речевого развития детей.Презентация проекта.
Количественная оценка
1. 7 чел.
2. 3 чел.
3. 2чел.
4. Родителей: 17чел
Детей: 15 чел.
5. Детей: 16 чел
6. Детей: 17 чел
7. Детей: 18 чел
8. Детей: 15 чел
9. Родителей: 13 чел
10. Детей: 17 чел.
11. Детей: 15 чел.
12. 5 чел.
Качественная оценка
1. Создана рабочая группа. Распределены обязанности.
Проанализирован имеющийся дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки. Изучен материал по данной проблеме (интернет-ресурсы, методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Проведена диагностика по художественно-эстетического развитию детей нашего детского сада
3. Подготовлены буклеты и рекомендации для родителей, так же план работы, программы, темы НОД, экскурсий, прогулок и т.д.
4. Изготовлена афиша к конкурсу «Ангелочек».
5. Розданы буклеты, ознакомлены с проектом, даны рекомендации.
6. Выполнена коллективная поделка, аппликация, познакомились с народным творчеством.
7. Прочитали заклички, русские народные сказки, пели песенки, потешки, связанные с Рождеством, потешки, изучали русские народные танцы. Фотоматериалы.
8. Изготовлены поделки родителями совместно с детьми дома.
9. Проведена беседа. Фотоматериалы.
10. Оформлены выставки. Подведены итоги конкурсных работ. Видеоматериалы. Фотоматериалы.
11. Проведена диагностика.
12.Результаты обсуждены за «круглым столом». Принято решение выступить на педагогическом совете. Аналитический отчет.
Средства.
1. Дидактический материал (литературные произведения, атрибуты, игрушки, интернет-ресурсы (название сайтов), методические пособия, опыт коллег и т.д.).
2. Музыкальное оформление, атрибуты, костюмы по теме праздника
3. Буклеты, рекомендации для родителей и детей
4. Афиша к конкурсу.
5. Музыкальный зал.
6. Ноутбук, интерактивная доска для презентации и проведения мероприятий по проекту, музыкальный центр, принтер.
7. Бумага А4, файлы, папки и т.д.
8. Материалы для рисования, аппликации, танцев.
9. Сборник русских народных сказок и потешек.
10. Список литература.
Кадры:
Рабочая группа:
Руководитель проекта: воспитатель С.В. Аржанова, стаж 9 лет, (собирает материал по данной проблеме, составляет план работы, пишет сценарий, готовит материал для раздачи родителям, материл для индивидуального консультирования для родителей, оформляет и проводит презентацию проекта, составляет план НОД и творческого занятия, оформляет и проводит их, участвует в написании сценария, проводит консультирование родителей)
Сотрудники:
Музыкальный руководитель, Т.С. Рахвалова, стаж 2 года, (подбирает музыкальное оформление к НОД)
Родители (выполняют рекомендации воспитателей и музыкального руководителя, изготавливают поделки дома с детьми, учат тексты стихов с детьми)
Дети 2 разновозрастной группы (изготавливают поделки с воспитателем и родителями и учат текст песенок, потешек)
Жизнеспособность проекта
По окончанию проекта на заседании рабочей группы была выстроена дальнейшая работа по данной проблеме в дошкольном учреждении. Наработанные и раздаточные материалы помогут в совместной деятельности по развитию связной речи и эмоциональности у детей 2 разновозрастной группы.
Следует отметить, что работа велась в направлении художественно-эстетического развития как совместная деятельность детей с педагогом, так и детей с родителями:
1. Чтение художественной литературы:
• Потешки: «Как на тоненький ледок», «Ой мороз, мороз…», «Коляда, коляда! А бывает коляда…», !Коляда, коляда, ты подай пирога…!, «Как пошла коляда…»
• Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью…», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Мороз Иванович», «»Елка» В. Сутеев
2. Художественное творчество:
• Волшебные снежинки (НОД, знакомство с народным творчеством)
• Снеговик (аппликация, НОД)
• «Ангелочек» (совместная поделка детей и родителей во время рождественских каникул, проведен Семейный творческий конкурс)
• Коллективная поделка «Наше творчество» (НОД тема «Рождество», изготовление фигурки по схеме , оформлена коллективная поделка)
3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4. Колядование. (дети и родители, во время рождественских каникул)
5. Составление сказок, рассказов по теме «Рождество»
Проведены беседы по теме проекта. Состоялась экскурсия в Звездинскую сельскую библиотеку, где детям было рассказано об истории празднования на Руси.
Во время рождественских каникул дети с родителями посетили народные гуляния в нашем поселке, Безенчуке, Чапаевске. В канун Рождества дома вместе с мамами приготовили традиционное блюдо: кутью, ходили колядовать. Дети с воодушевлением рассказывали, как замечательно они провели время с родителями, в кругу семьи.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки. Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей: во время рождественских каникул родители постарались как можно больше времени провести с детьми, не смотря на свою занятость, так как не секрет, что основная масса работает по сменам.
На педагогическом совете выйти с предложением реализовать данный проект в 1 разновозрастной группе нашего детского сада, затем – на Районное методическое объединение.
Список литературы:
1. Аникин В. П. «Живая вода»: {Вступительная статья}// Сборник русских народных песен, сказок,
пословиц, загадок. М., 1987.
2. Василенко В.М. Народное искусство, М., 1974.
3. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977-1988
4. Князева О.А., Маханева М.Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры: Праграмма. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. Перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО_ПРЕСС», 2016. – 304 с.: ил.
5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л. 1987
6. Морохин В.Н. Сказки родного края. Горький. 1978
7. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М., 1957
8. На буяне , славном острове: Сб. русского фольклора / Сост. и обраб. Н. Колпаковой. Л., 1976
9. Русские народные сказки / Сост. А. Нечаев, Н. Рыбаков. М., 1956
10. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность // Программа «Обновление гуманитарного образования в России». М. 1994
Приложение. Фотоматериалы.
На занятиях.
Семейный творческий конкурс «Ангелочек»
Победители Семейного творческого конкурса «Ангелочек»:
Дарья Николаенко (1 место)
Евгений Климкин (2 место)
Все поделки Евгения... помогают друзья...
Иван Павлов (3 место)
Коллективная поделка «Рождественский ангел»
Рекомендуем посмотреть:
Новогодний проект в детском саду. Подготовительная группа
Исследовательский проект для старшей группы на тему: Дед Мороз
Проект в средней группе ДОУ по теме «Снеговик – лучший друг Деда Мороза»
Проект на новогоднюю тему для детей подготовительной группы детского сада