Мастер – класс на тему «Нухуко - ненецкая кукла»
В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения.
Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Поэтому сегодня необходимо
использовать в обучении такие приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно:
• добывать новые знания
• собирать необходимую информацию
• умение выдвигать гипотезы
• делать выводы и умозаключения
добиться всего этого возможно при использовании в практике работы проектной деятельности.
Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. По мнению психолога А.Б. Воронцова «...Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи...»
Проектная задача – это задача, в которой
через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проекта от проектной задачи …
•
Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
•
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
Типы проектных задач
• Предметные
• Межпредметные
• Разновозрастные
• Одновозрастные
В начальной школе основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
Проектная задача содержит набор действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей.
Количество заданий в проектной задаче – это
количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
В содержании проектной задачи нет
конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания.
Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.
Итог решения проектной задачи:
Реальный «продукт»
(текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1.
Описание проблемной ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной.
2.
Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3.
Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Таким образом, в ходе решения системы проектных за¬дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.
Я предлагаю вам, с помощью проектной задачи выполнить ненецкую игрушку – куклу Нухуко.
Советы по выполнению задания (слайд)
1. Выберите ответственного за результат вашей работы.
2. Посмотрите план работы.
3. Распределите между собой обязанности
4. Начинайте выполнять работу, отмечайте выполненное задание +
5. Представьте результаты вашей работы.
План работы
Шаблоны:
Подготовка деталей куклы
•
Голова куклы
Подготовка деталей:
1. Сложить прямоугольник
желтого цвета пополам, обвести шаблон № 1, вырезать.
Получилось 2 больших круга - голова куклы.
2. Приложить шаблон № 2 на квадрат
бежевого цвета, обвести шаблон № 2, вырезать.
Получился маленький круг - лицо куклы.
3. Приложить шаблон № 3 на квадрат
коричневого цвета, обвести шаблон № 3, вырезать.
Получился полукруг – волосы для куклы.
Сбор деталей:
4. Взять 1 большой круг (голова куклы), в середину круга приклеить маленький круг (лицо куклы), приклеить кукле волосы.
5. Нарисовать кукле глаза, нос, рот.
6. Склеить 2 больших круга между собой, оставляя отверстие для конуса.
Голова куклы готова.
•
Конус – основа куклы
Подготовка деталей:
1. Приложить шаблон № 4 на прямоугольник
желтого цвета, обвести шаблон, вырезать.
2. Сделать 2 разреза для рук канцелярским ножом.
Заготовка для конуса готова.
•
Руки для куклы
Подготовка деталей:
1. Приложить шаблон № 5 на цветную бумагу
желтого цвета, обвести шаблон, вырезать.
Получилась деталь - руки для куклы.
2. Сложить прямоугольники
красного цвета пополам, обвести шаблон № 6, вырезать.
Получились 2 варежки (4 детали)
Сбор деталей:
3. Приклеить варежки с 2х сторон на руки кукле.
Руки для куклы готовы.
•
Орнамент (украшение для куклы)
Подготовка деталей:
1. Приложить шаблон № 7 на бумагу
красного цвета, обвести шаблон – 2 раза, вырезать 2 детали.
Получились 2 фигуры для украшения основы куклы.
2. Сложить прямоугольник
синего цвета пополам, обвести шаблон № 8, вырезать.
Получились 2 фигуры - орнамент.
Сбор деталей:
3. Приклеить орнамент
синего цвета на фигуры
красного цвета.
Украшение для основы куклы готово.
4. Приклеить 2 детали с орнаментом на основу куклы.
Сборка деталей куклы
1. Склеить конус (основу куклы).
2. На конус - основу куклы приклеиваем голову.
3. Вставляем руки в отверстия.
Кукла Нухуко готова!
Таким образом, при решении системы заданий в проектной задаче, все члены группы принимали участие в работе, в результате у нас получился реальный продукт - ненецкая игрушка – кукла Нухуко, который можно представить публично и оценить.
Рекомендуем посмотреть:
Карандаши из бумаги в уголок ИЗО своими руками
Поделка к 23 февраля для детей 6-7 лет. Вертолет своими руками
Объемная божья коровка из бумаги своими руками
Кукла из бумаги своими руками для детей 4-5 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото