Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие на тему: День Матери, 11 класс

День Матери в России. Внеклассное мероприятие в 11 классе
Литературно – музыкальная композиция Святой любви великая раба
(Посвящается Царице Александре, жене последнего русского императора)
Выполнила учитель русского языка и литературы: Кураева Светлана Викторовна

Цель мероприятия:
формирование у ребят уважительного отношения к своему дому, семье, матери, Родине;
осознание важности семьи в жизни ребёнка;
развитие творческих способностей ребят;
содействие благополучию в семье через систему занятий и внеурочной работы преподавателем основ православной культуры.
Задачи:
Обучающие:
на примере Царской Семьи:
- формировать у детей представления о семье, общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- совершенствовать стиль партнёрских отношений.
- воспитание чувства сопричастности к героической истории Российского государства.
- умение анализировать ситуации;
- учить вырабатывать собственную тактику принятия решений.
Развивающие:
- развивать логическое и аналитическое мышление учащихся
Воспитательные:
- показать, что в русской культуре существует глубинное понимание связи детей и родителей,
- показать возможную красоту отношений родителей и детей,
- показать возможную красоту настоящей любви.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: литературно – музыкальная композиция.
Наглядность: фотографии Царственных Страстотерпцев, иллюстрации икон.
Сопровождение: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, поэтическое сопровождение (стихотворения русских поэтов)
Оборудование: магнитная доска, магниты, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.
День матери в России. Святой любви великая раба.«Ищите рай у ног матерей ваших»
Учитель.
(Звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария».)
Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга —
Первоугодница еси,
Монахини, княжны... О, сколько
Святых заступниц на Руси!
Какие бури и метели —
Людскую зависть, гнев и злость
Им, о душе, а не о теле
Радевшим, потерпеть пришлось!
В духовной битве пораженный
Враг отступал от них не раз.
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас!
Одни за веру жизнь отдали,
Другие — в подвиге святом,
Терпеньем Богу угождали,
Трудом, молитвою, постом.
Мгновеньем пронеслись столетья.
Но, не забыв земли родной,
Вы были с нею в лихолетья —
Глотком воды в духовный зной.
В народе говорят: "Бог, чтобы стать ближе к людям, создал матерей"
Новый праздник – «День матери» - постепенно приживается в России. Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О Дне матери», он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Официальное объяснение этого праздника таково: День матери отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству, объединяет все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины - Матери. Кроме того, как считают многие, необходимо повышать статус женщины - матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы посвящаем эту композицию памяти матерей, которых уже нет на свете, незабвенных матерей, явившихся воплощением любви, доброты, заботы, всепрощения, беззаветной преданности. А для тех, у кого, к великому счастью, мамы живы, пусть услышанное станет назиданием и напоминанием о великом долге перед матерью, о заботе и любви к ней.
Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одной из самых образованных, утонченных и красивых женщин своего времени - Царице, жене последнего русского Императора Александре Фёдоровне Романовой. Всё проходит как сон в этой жизни. Сопоставим женщин-правительниц всех времен и народов. Высоко и одиноко над ними стоит светлая, чистая женщина, мать, жена – мироносица, друг, сестра, христианка-страдалица Ее Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна".
Учащийся – чтец.
(Звучит музыка Фредерика Шопена Ноктюрн №2 Ми – бемоль.)
...Александра – святая Царица
Всю Россию Ты усыновила.
Пред Небесным Царём в поднебесье
Ты осталась родною и близкой.
Защити нас молитвой Своею
И любовью согрей материнской.
О безоблачном счастье мечтая,
Новой родине сердце открыла.
Только вместо небесного рая
Ты на скорбную землю спустилась.
Жизнь не сказка. И неуловимо
Счастье лёгкое в суетном мире.
Не минули Тебя стороною
Скорби даже под Царской порфирой.
О покое навек позабыла,
Пусть о счастье мечтают другие.
Ты с державным Супругом делила
Все труды и печали земные.
И под бременем невыносимым
Лишь в одном обрела утешенье:
Перед Божьим склонялась Ты Сыном,
И молилась о вечном спасенье.
И по Божьему благословенью,
Под покровом Небесной Царицы,
Ты детей пятерых в утешенье
Подарила Царю и России.
И на камне спасительной веры
Ты очаг созидала небесный.
Благочестия светлым примером
Стало Ваше святое Семейство.
Прославленная в веках в лике святых Православной Церковью мученица… Не понятая и отвергнутая, оклеветанная и осмеянная, претерпевшая унижения и издевательства, неблагодарность и равнодушие, пре[bдательство и изгнание, пытку неизвестностью, страшную опасность, грозившую детям и Царю, и их смерть…
(Звучит песня в исполнении Жанны Бичевской «Царица Александра)
Учащийся.
До сего дня она была мало неизвестной большинству русских… Мы, тот самый народ, за который она пожертвовала собой и жизнями пятерых детей, продолжаем судить о ней по бульварщине или стоим в недоумении перед целыми библиотеками добросовестных книг и публикаций, где к правде незаметно примешались клевета, вольный и невольный вымысел. Таково уж свойство изощренной клеветы: ею, как сажей, марает даже тот, кто хочет очистить. И вдруг — святость. Изреченный соборным мнением Церкви строгий и непреложный вердикт, свидетельствующий праведность Царицы, ее жертвенную любовь к Богу и людям.
Учащийся – чтец.
(Лара Фабиан Адажио)
Взгляд мягкий, светлый и глубокий,
Изящный строгий силуэт...
Ты крест несла. Струился свет
Любви Христовой. В царском доме
Твоей заботливой рукой
Всё созидалось. В каждом слове
Царил порядок и покой.
И, в миг последний, умирая,
Не видя глаз своих убийц,
Детей в час смерти утешая,
Хранила честь, не пала ниц.
Венец терновый принимая,
С мольбой растерзанная мать,
Любви нетленность прославляет
И ныне царственная стать!
Сегодня мы перелистаем дневниковые записи Государыни и просто вглядимся в этот дивный лик святой Императрицы. Женщины, жены, матери.
Лицо любого человека, его глаза — книга его души. Чем чище и выше она, тем благороднее и одухотвореннее его лицо, тем больше доброты, мира и покоя в глазах, тем с большей отчетливостью проступает в них икона образа Божия.
Учащийся.
(Звучит музыка Шарля Камиля Сен – Санса «Лебедь».)
«Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней. Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую бескорыстную любовь"
(Из дневника Государыни, автор приводимой ею цитаты неизвестен).
Учащийся.
Судьба этой женщины удивительна. Дочь великого герцога Людовика Гессенского и Алисы Английской, внучки королевы Английской Виктории, по происхождению немка, по воспитанию англичанка, лютеранка по вероисповеданию, она приняла святое Православие и стала, по свидетельству близких ей людей, по духу истинно-православной, подлинно русской женщиной. В 1894 году юная красавица принцесса Алиса Гессенская выходит замуж за последнего российского Императора Николая Александровича и становится русской Императрицей.Этих двух людей соединили искренняя любовь и беззаветная, до смерти, преданность друг другу. Но так много тяжкого и страшного легло на хрупкие плечи молодой Царицы в земле Русской. Достоинство спины…
Достоинство плеча…
Достоинство – любить…
Достоинство – сиять…
Достоинство – иметь…
Достоинство – терять…
Теряя все и вся, Но, не теряя лиц…
Умела уходя - Молиться за убийц…
Из картины выходит Николай Александрович.
(Звучит музыка Поля Мориа «История любви»)
«Аликс, когда вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши Богослужения, вы их полюбите…»
Из - за портрета выходит Александра Фёдоровна:
«Твоя страна будет моей страной, Твой народ - моим народом…»
«Да поможет мне Бог стать достойной помощницей тебе, моё сокровище…»
Николай Александрович:
Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...» Учащийся – чтец.
В дни нашей скорби безнадежной,
В дни общей слабости людской,
Твой Образ, девственный и нежный,
Влечет нас прелестью былой;
Влечет лучистыми глазами
С их неподдельной добротой,
Влечет небесными чертами,
Влечет - нездешней красотой.
И забываются ошибки
И скорбь, терзающая нас,
При виде Царственной улыбки
Твоих невинных, детских глаз.
И сердцу кажутся ничтожны
Все наши праздные мечты,
И страх корыстный и тревожный,
И голос мелкой нищеты.
И в эти сладкие мгновенья,
Пред обновленною душой
Встает, как светлое виденье,
Твой Образ Чистый и Святой.
Сергей Бехтеев. 1922
Алексей Волков, камердинер императрицы:
«Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья».
Александра Фёдоровна:
«Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь, может оказать положительное или вредное воздействие.»
Учащийся:
(Звучит музыка Франца Шуберта «Серенада)
голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем покой и благодать – две спутницы твои и каждой женщины, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесет свое вот-вот родившееся слово. Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, свое дитя подъемля, всю землю держит. И только потому ее святой позволено назвать.
Это была самая прекрасная и самая желанная для нее роль в жизни! Мать детей обожаемого ею человека.
(Звучит песня матушки Александры «Царица – мать»)
В Александровском дворце Царского Села Императрица создала счастливый остров Уединения и Покоя для императора, обремененного тяжким грузом государственных забот, украшением которого были четыре прелестных цветка:- дочери, появившиеся друг за другом с интервалом полтора – два года: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Четыре Цесаревны, так разительно похожие друг на друга и такие разные! Особенно много ран и шрамов стало на ней после рождения долгожданного, вымоленного наследника, которого в народе называли, крестясь: «Алешенька – кровоточивый!»
Учащийся.
(Звучит музыка Томазо Альбиони «Адажио».)
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. "Я" – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Дети - это апостолы Бога,
Которых день за днем
Он посылает нам, чтобы говорить
О любви, мире, надежде!
Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами - только пустота,
А впереди - лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу -
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами.
Александра Федоровна была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично.
И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.
(Из картины выходит старшая дочь)
(Звучит «Лунная соната» Бетховена)
«В девять часов ровно услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно. Богом посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой.»
(Из картины выходит Ольга):
Ольга поражает искренностью горячей любви и заботы, добровольным беспрекословным послушанием. На всех производила чарующее впечатление своим ласковым и милым обращением.
Царица написала дочери Ольге в открытке в день ее рождения: «Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка... Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой... Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю».
(Из картины выходит Татьяна)
Татьяна:
«Татьяна Николаевна была «Великой Княжной с головы до ног, так она была аристократична и царственна», - писала Ф.Я. Офросимова. Татьяна обладала большой силой характера, сдержанная. Девушка удивительной прямоты и честности, с твёрдо устоявшимися идеалами, с самостоятельным, живым и ясным умом.
Вот такое письмо однажды написала Александре Федоровне дочь Татьяна:
«Моя дорогая, родная, милая Мама. Я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом чувствую себя такой грустной и несчастной оттого, что утомила тебя, потому что тебе все время приходилось мне все повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная Мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с моей стороны плохо себя вести, моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая моя, буду стараться вести себя как можно лучше и никогда не утомлять тебя и всегда слушаться с первого слова. Прости меня, дорогая. Пожалуйста, напиши мне только одно слово, что ты меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит тебя Бог всегда и повсюду – никому не показывай это письмо.
Поцелуй от твоей любящей, преданной, благодарной и верной дочери Татьяны.»
(Из картины выходит Мария)
Мария:
Мария, её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, ярким румянцем на открытом лице. Она весела и жива.
(Из картины выходит Анастасия)
Анастасия: Анастасия. Её личико полно живости и лукавства. Быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно и зорко высматриваю, где бы ей нашалить.
b]Учащийся. [/b]
Трудно было бы найти четырёх сестёр с более разными характерами, и всё же так совершенно едиными в любви друг к другу, что не исключало личной независимости каждого, и, несмотря на разные темпераменты, делало их самой сплочённой семьёй. В Царской Семье труд был потребность и радостью.
Учащийся.
(Звучит музыка Фредерика Шопена «Фантазия. Экспромт.»)
У Царицы Александры Федоровны была установка: «Жизнь дана нам для трудов, а не для утех».
Царица–Мать следила, чтобы дети ни минуту не сидели без дела. Царевны штопали свою одежду и младшие донашивали после старших.
У них всегда был огород, сначала маленький, а потом большой.Царевны с восторгом писали своей бабушке Марии Федоровне, что они вырастили красивую редисочку, сладкую морковку, душистые огурчики.
Надо понимать, что это воспитание происходило в условиях богатства под градом насмешек высшего общества и негодований родственников.
Нам в наше время необходимо говорить детям, что труд – это «Царское дело», принесение пользы и себе и обществу.
Понимание значения труда было едино у Царской Семьи с русским народом:
«Без труда нет добра», «Труд кормит, а лень портит».
Николай Александрович:
Не принимая расточительного образа жизни большей части высшего общества России, Николай Александрович и Александра Федоровна хотели постепенно привить чувство настоящих ценностей и своим детям.
Царица не любила "праздных рук" -
Ей чужды были сплетни и безделье,
И девочек учила рукоделью,
Уборка в комнатах своих - за слуг!
Отечеству Высокое служенье
Мать мудрая Им с детства привила.
Воспитывала Веру и смиренье, -
Смерть, дни мучительного заточенья -
Безропотно душа Их приняла!
Вовек тот день я не забуду,
Как мужичок смотрел Им вслед
И со слезами молвил люду:
"Как ласковы, нежнейший цвет!
О, точно солнышко скатилось,-
Все кланялись с любовью мне!
Увидел - сердце осветилось.
Как хороши, сердечные!
Теперь бы умереть мне надо -
Такая сердцу вдруг отрада.
Как лепестки чистейших лилий,
Как золотых лучей струна!
Вам платья из рассвета шили
Святые Ангелы, весна.
Она порхала на полянах,
Ласкала хрупкую красу,
От ветров укрывалась рьяных,
В благоговении росу –
Пречистой собирала
Для убиения души,
И чтобы сердце восторгалось
Господнем пламенем в тиши.
В глазах Невест заря сияла,
Вам кланялись вослед цветы…
И вся земля возликовала,
Дивясь на Образ Чистоты!
Родители считали, что дети не должны сидеть без дела. В светских приемах, балах, развлечениях дети редко принимали участие и посещали их, если этого требовал Дворцовый этикет. Уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры – вот их обычный круг занятий. «Да будет украшением вашим не внешние плетения волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом».
Учащийся.
(Звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Царские дети были прекрасны – не только своей внешностью, но в еще большей степени своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, царица с четырьмя дочерьми целиком посвятили себя делам милосердия. Во время Александра и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. Солдаты не знали, кто эти смиренные сестры, перевязывающих их раны, часто гнойные и зловонные.Светское общество, ждущее блеска развлечений, говорило с возмущением: «Это не царица, это мать». Министр финансов Российской Империи Владимир Николаевич Коковцов называл императрицу «безупречной женой и матерью», которая отдавала детям всю свою нежность и любовь. Однако она не любила своих детей слепо и эгоистично, императрица их не баловала, потому они выросли простыми, ласковыми. Она прилагала все усилия к всестороннему развитию и укреплению в детях высоких нравственных принципов. Дочери и сын никогда не показывали окружающим своего превосходства, никто не слышал от них слова «приказываю». Одевались дети царской семьи просто, донашивали друг за другом вещи. С самого детства императрица приучала своих дочерей к рукоделию, чтобы они не сидели праздно, без дела. Дочери и сама Александра Федоровна шили и вышивали для бедных семей. Также они часто продавали свои работы на благотворительных базарах. А во время войны царская семья до минимума урезала свой бюджет, все ходили в старых платьях, часто сильно заштопанных. Дочери сами убирали свои комнаты, сами стелили постель, много читали, старались учиться. При этом Татьяна Мельник-Боткина, дочь врача Е.С. Боткина, который лечил наследника, часто бывавшая при дворе указывала, что ее величество сама выбирала детям книги и занятия, вникая во все мелочи, это и сейчас делают редкие матери. Родители мудро готовили детей к реальной жизни, к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали»- говорила Царица-Мать.
Учащийся.
Когда мы слышим слова Царь, Царица, мы представляем пышные балы, красивые платья, ежедневные праздники, полную веселья жизнь. Но Николай Александрович и Александра Федоровна свое предназначение видели в другом.
Александра Фёдоровна:
Она приняла на себя труды по созданию благотворительных учреждений.
Женское сердце кроткое
Умеет любить и жалеть,
Нищего и сиротку
Может оно обогреть.
Оно отзовётся чутко
На нашу печаль и боль,
Встревожившись не на шутку,
Шепнёт: "Я рядом с тобой!"
Дар любви бескорыстной
Женщине дал Христос.
Любви благодатной, чистой,
Омытой каплями слёз.
Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они ежегодно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами
Инсценировка.
Мария: В госпитале мне рассказывал один раненый о том, что когда у него болела нога да ещё неожиданно разболелось ухо, мамочка пришла сама делать ему вливание в ухо. Она села к нему на постель, положила руку на лоб.
Анастасия:
Знаешь, у мамы большие способности к хирургии. Раненые говорят, что её перевязки держатся дольше и крепче других.
Когда склонялась над больными -
Сама в болезни, чуть дыша -
В увечьях страшных, над слепыми,
Молилась, плакала душа.
Несчастных в горе утешала,
Лечила раны, свет несла.
И умирающих ласкала -
Касаясь, точно два крыла!..
И девочек - Княжон Великих -
Звала всем страждущим служить.
Не лица, Их святые Лики…
И руки помогали жить!
Императрица обмывала раны (в том числе и такие, от которых молодые санитарки, бывало, падали в обморок), делала перевязки и ассистировала при операциях. Занималась она этим не для рекламы собственной персоны (чем отличались многие представительницы высшего общества), а по зову сердца. Важно отметить - «Лазаретная служба» не вызывала понимания в аристократических салонах, где считали, что это «умаляет престиж высшей власти».
Из личных денег – много помогала!
Бюджета не хватало на весь год!
Приюты, лазареты содержала,
И с нуждами к Ней шел и шел народ.
Устраивала бедным мастерские,
И строила больницы для детей,
И слезы отирала в скорбь людские,
И утешала вдов и матерей.
Всех красотой душевной поражала,
Чем силы зла невольно раздражала…
Учащийся.
Т.Е. Мельник-Боткина. Из воспоминаний (Свидетельство офицера)
Уже темнело. Был весенний вечер.
Белели кое-где кресты могил.
Как изумлен был я внезапной встречей:
У кладбища стоял автомобиль.
Вышла дама дивная, вся в черном,
И, осенив себя святым крестом,
Молилась у могилы с видом скорбным,
Как будто был умерший ей знаком…
Но тут она пошла к другой могиле, -
И также горячо мольба лилась!
Не смел пошевелиться - изумило, -
Когда Она с поклоном обошла.
Кладбище! Все братские могилы!
Над каждою в слезах скорбит Она…
За души верноподданных просила,
Склоняясь над крестом в ночи одна!
Я в трепете не мог не поклониться, -
Когда увидел - то была… Царица!
Высшие и «образованные» слои общества не понимали и осуждали деятельность Императрицы. Однажды один из офицеров, который вышел из церкви, где проходила вечерняя панихида, был потрясён всем им виденным. У ограды кладбища остановился автомобиль, из которого вышла дама вся в чёрном и, войдя в ограду, обошла всё кладбище, молясь перед каждым крестом. Когда она дошла до офицера, то он узнал в ней Государыню Императрицу, которая одна ночью молилась за души погибших своих подданных. Этот случай говорит о великой любви и подлинной религиозности Государыни, которая служила Богу и людям до полной самоотдачи. Эти добродетели помогли ей и в перенесении многочисленных скорбей, болезней, ожесточённой клеветы, страданий в ссылке и, наконец, позволили мужественно и смиренно принять мученическую кончину.
Не утолить всей скорби
Всех слез людских не осушить,
И с этой мыслью безотрадной
Мучительно и тяжко жить.
И счастлив тот, кто в день несчастья
Хоть раз дал руку бедняку
И осушил слезу участьем
И в радость обратил тоску.
Императрица Александра Федоровна
Николай Александрович:
(Звучит музыка Шостаковича «Прелюдия № 5».)

После отречения царя Николая 2 от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Но как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь. Учащийся.
Императрица писала о детях:
Александра Фёдоровна:
[/b]Они делили все наши волнения.
Учащийся.
Самым главным утешением семейства была православная вера.
Николай Александрович: «Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом», - учили родители детей.
Александра Фёдоровна: «Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Мы должны быть настоящими людьми, - учили отец и мать своих детей.»
Учащийся.
И каждый в этой семье думал, прежде всего, о других, а не о себе. С раннего детства. Наследник говорил:«Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу чтобы все были счастливы».
Это вымоленный для России Наследник. Алексей старался подражать отцу во всем: никакого самодовольства, надменности, терпелив к себе, внимателен к людям, особенно к обиженным.
Такие отношения в семье, принципы воспитания детей - духовный ориентир для тех молодых семей, которые желают построить свою жизнь в духе взаимного уважения, чуткого и нежного отношения друг к другу, любви и целомудрия.
Это пример воспитания подрастающих детей как настоящих христиан, как людей, которые будут чтить родителей, помогать ближним, любить землю, на которой они живут, и бережно к ней относиться.
Учащийся.
(Звучит музыка Бетховена «К Элизе».)

Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер – вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога. Царица сама воспитывала пятерых детей и, даже находясь в ссылке в Тобольске и Екатеринбурге, давала им уроки Закона Божия. Не только по воскресеньям, но и в будни Царица присутствовала за богослужением в храмах. Чтобы не быть узнанной, она уезжала на дальние приходы, одевалась скромно и закрывала лицо вуалью. В церкви она чувствовала себя ближе к народу и со слезами вымаливала у Бога облегчение участи всех, и живых, и ушедших, всей России, — воспоминают о ней случайные очевидцы и немногие близкие ей люди. После отречения Царская Семья могла уехать за границу, но Государь и Государыня предпочли унижению и позору эмиграции «смерть за други своя». Мертвые сраму не имут…
«Да я лучше буду последней поломойкой, но останусь в России!» — это подлинные слова русской Царицы Александры Федоровны.
Дошедшие до нас дневниковые записи императрицы Александры Федоровны уцелели чудом, и в них открывается подлинная Царица, истинная христианка, супруга и мать. Через них она обращается к сердцу каждого из нас, дает нам бесценные уроки счастливой, правильной, и, самое главное, богоугодной жизни. То, что мы имеем сегодня, — бесценные фрагменты, по которым спустя почти столетие возможно, хотя не полностью, хотя в общих чертах, восстановить этот чудотворный образ, образ души последней русской Императрицы, праведницы и великомученицы. Удивительно отчетливо встает перед нашим внутренним взором благороднейшая натура Императрицы, ее тонкий, проницательный ум, ее большое и любящее сердце. Чистотой души, неприятием греховности окружающей светской жизни изумляли Царские дети окружающих.
Уметь жертвовать собой ради ближних, отсекать свои эгоистичные наклонности, которые становятся непреодолимым барьером между Богом и человеком — одна из главных тем записей Императрицы. В этом открывается суть Христианства как веры любви, ибо истинная любовь всегда жертвенна.
«Дай, Господи, чтобы все дети нравственно были так высоки, как дети Царя».
(1917г. (Протоиерей Афанасий Беляев)
Учащийся.
(Звучит вальс Грибоедова.)

Из Тобольска в декабре 1917 года Царица пишет: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной».
Ольга: 1918 год. Царская семья встречает Рождество в Тобольске.
(Звучит музыка Шостаковича «Вальс дождя»)
Татьяна: У нас в углу залы стоит ёлка и издаёт чудный запах. Украшений нет, только серебряный дождь. Мы подготовили собственными руками, работая в продолжении нескольких недель, подарки как для всех нас, так и для всех слуг.
Мария: Таким трогательным вниманием мама хотела выразить свою благодарность тем, кто остался ей преданным.
Анастасия: Все радовались. Чувствовалось, что мы составляем одну большую семью.
Алексей: «Царица внушила своему сыну, что пред Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения» (Игумен Серафим (Кузнецов). «Православный царь-мученик»). Если бы мать не приложила к этому стараний, то положение воспитателя наследника, которое и так было непростым, стало бы еще сложнее.»
Мы старались забыть все заботы и скорби, чтобы наслаждаться, не думая ни о чём, этими минутами – чистой дружбы, в полном единении сердца.
Неизлечимо больной царевич Алексей в последние дни не мог самостоятельно ходить и передвигался только в коляске. Сёстры и родители старались облегчить его страдания. Учащийся.
(Звучит «Симфония №5 Бетховена.»)

В дни февральской анархии и беспорядочной стрельбы на улицах Петрограда, рискуя быть убитой шальными пулями вместе с дочерьми ежесекундно, она вела себя так, что напоминала Истинных героев трагедий Эсхила, Шиллера, Шекспира. Героев духа в дни Величайшей Смуты Времен. Трагическая, скорбная, непонятая почти никем Императрица, она сумела возвыситься над своими страданиями. Там, позже, в ссылке в Тобольске и Екатеринбурге, в последние месяцы своей жизни в Ипатьевском доме. Но смерть уже стояла над нею стражем, обвеивала упругим, прохладным крылом. Смерть в очередной раз дирижировала ее Судьбою, сыграла свою последнюю, победную ноту, громкий, звучный аккорд в странной, блестящей, непонятной, изломанной линии ее Жизни. Линии, которая резко оборвалась, ушла в звезды в ночь с 17 – го на 18 июля 1918 года, в подвале Ипатьевского дома, на улице Свободы. Смерть тогда вздохнула облегченно. Она, наконец ,одолела, накрыла черною, глухою вуалью облик, черты, той, что звалась сначала: Алики – Аликс, Принцессою Гессен - Дармштадскою и Рейнской, и Ее Императорским Величеством Государынею Императрицею Всероссийскою, Александрою Феодоровной. Кстати, замечу напоследок, что, наверное, меньше всего на свете, Последняя Государыня хотела бы быть, как ни странно, Святою Великомученницей, ибо ее душа познала и постигла под конец земного пути всю истинность горечи и непоправимость ошибок от страданий, возведенных в культ, положенных на алтарь божества, озаренных ореолом непогрешимости и избранничества! Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня...
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий,старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой.
Учащийся.
Незадолго до смерти Великая княгиня Ольга записала :
Ольга:
Отец просил передать всем, кто оставался верен ему, чтобы за него не мстили, что он простил всех и молится за них, и не надо возмездия, только нужно помнить, что зло, которое сейчас есть в мире, станет еще сильнее, но зло побеждается не злом, а любовью. "
Александра Фёдоровна:
Да, прошлое кончено. Благодарю Бога за все, что
было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет…
Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь…Ты же знаешь, что НЕЛЬЗЯ ВЫРВАТЬ ЛЮБОВЬ ИЗ МОЕГО СЕРДЦА, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце…Господи, смилуйся и спаси Россию». из частного
письма императрицы, незадолго до убийства.
Учащийся.
(Звучит «Аппассионата»(соната №23) Бетховена)
В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай 2, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны.
(Все члены семьи выходят из рамки картины. В руках у них свечи.)
Учащийся.

За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час.
Николай 2:
И как в земной жизни их семья была единым союзом и источником любви для всех, так и ныне прославленные в лике святых царственные мученики вместе предстоят у престола Божия, в молитвах о земле российской и её православном народе.
Александра Фёдоровна:
Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан.
Ольга:
Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью.
Татьяна:
И главное не в том, как они ушли из мира, а в том, как жили в миру.
Анастасия:
Важны поступки, чаяния, вера…
Алексей:
Жизнь семьи Романовых может во многом служить примером вам, современным людям.
Анастасия:
Иным путём идут святые к высокой цели неземной.
И, побеждая зло любовью, как Божьи ратники-борцы,
Родные мученики кровью стяжают славные венцы.
Учащийся.
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О, прости! То не песнь утешения,
И заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну – и ради спасения
Я твою призываю любовь!
(Звучит песня Валерия Малышева «Святой Царице Александре».)
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
из преступлений искупленья
Возникнет праведная Русь.
я за неё одну молюсь…
Государь писал перед своей смертью:“Не мстите за меня…” Вот люди живые духом, о которых мы молимся. И с ними вместе – о всех тех, кто в течение русской истории кровью, смертью заплатил за все события, такие мучительные, такие порой страшные, которыми наша история наполнена… И о тех, кто в течение всей нашей истории склонил голову к земле, в болезни, в заточении, в рудниках, на горьких работах, кто потонул в пучине морской, кто был лишен радости тихой смерти, окруженной лаской и любовью.Всех соберем в своё сердце; всем дадим, сколько сумеем, сострадания, ласки и любви. На их именах будем строить мир всеми силами, всей верой, всей любовью, чтобы он стал менее страшным, чтобы таких событий когда-то уже не стало на земле. Мы верим, что скоро настанут лучшие времена. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства. Так будет. И воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент ей, женщине – труженице Земли.
Молю, о, Господи, чтоб жизнь моя была,
Как звуки чистой музыки чудесной…
Молюсь я, чтобы день за днём
Судьбы моей звучала постоянно струна.
И чтоб лечила неустанно сердца она…
Хочу так жить! Когда же на земле Меня не станет,
Пусть музыка судьбы моей Звучать не перестанет.
(Стихи из дневника царицы Александры Фёдоровны)
Соберут люди все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов недр земных и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над Землей образ Матери человеческой, нашей веры, нашей надежды, вечной нашей любви.
(Звучит вальс Евгения Доги «Мой нежный и ласковый зверь».)
Список используемой литературы.
[1| Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы православного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия, 2000.
[2| Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русское слово», 1998.
(3| Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. РассулинЮ. -
СПб.: «Царское Дело*. 2005.
[4| Савченко П. Русская девушка. ТрифоновПеченегский монастырь, «Ковчег», 2002.
[5| Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.
[6| Миллер J1. Царская семья-жертва темной силы.- Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический Центр, 1998.
[7| Покояние / Ред.-сост. Голованова Е. - Екатеринбург: ИД «Филантроп». УГМК-Холдинг.2007.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I-III. М., 2000; Он же. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Т. I-II. М., 2001
Назаров В.Д. Свадебные дела 16 в. // Вопросы истории, 1976, № 10;
Агеева О.Г. Под малиновый звон и пушечный гром вступали в жизнь царские отпрыски // Родина. 1996. № 3. С. 50-53; Thyret I. Blessed is the Tsaritsa’s Womb: The Myth of Myraclous Birth and Royal Motherhood in Muscovite Russia // Russian Review. 1994. Vol. 53 (4). P. 479-496.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий мероприятия по английскому языку, посвященный Дню Матери Сценарий праздника ко Дню Матери для 5 классов Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери для 8-9 класса Сценарий внеклассного мероприятия для школьников ко Дню Матери

Похожие статьи:

Сценарий литературно - музыкального часа в 4 классе ко Дню Матери

Сценарий праздника ко Дню Матери для 5-6-7 классов

Игровое занятие для начальной школы ко Дню Матери «Моя любимая Мама»

Русская классика - духовно – нравственный стержень подрастающего поколения
Опубликовано: 3192 дня назад (3 июля 2015)
Просмотров: 2998
Рубрика: конкурс
+4
Голосов: 4
Инна Николаевна Евсейчик # 4 июля 2015 в 11:42 +1
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Познакомилась с Ваше разработкой. Прочла на одном дыхании - увлечённо. Очень серьёзная тема, выбранная форма проведения мероприятия, подобранный материал соответствуют возрасту (юношество). Великолепные стихи в разработке, чудесно подобрана классическая музыка. Высока и нравственная ценность такого мероприятия. Такие мероприятия часто провожу и сама. Считаю, что литература и музыка неразрывно связаны между собой.Спасибо. Желаю Вам творческих успехов!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 июля 2015 в 07:26 +1
Доброе утро! Не смогла пройти мимо вашего мероприятия! Работая в начальной школе, конечно же проводим обязательно этот праздник. Но соответственно возрасту детей праздник получается с играми, конкурсами- досуговое мероприятие! У вас получился изумительный сценарий! Какие прекрасные слова, музыка! Браво!ГОЛОС!