Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Алалия у детей. Симптомы

Статья. Алалия в детском возрасте

Автор: учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из - за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из - за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» - «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» - Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.

Рекомендуем посмотреть:

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Логопедический самомассаж лица для детей | Стихи для детей от 5 лет
Опубликовано: 2848 дней назад (15 января 2017)
Просмотров: 3466
Рубрика: Статьи
+19
Голосов: 19
Ирина Ивановна Шумейко # 15 января 2017 в 20:46 +7
Статья " Алалия в детском возрасте"-очень интересная.Материал изложен доступно и понятно.Мне воспитателю работающему с маленькими детками очень полезный.Спасибо Светлана Вячеславовна!Голос!
Анастасия Павловна Щаулова # 15 января 2017 в 22:58 +7
статья интересна и полезна мне не только для дальнейшей педагогической деятельности, но и как маме. Спасибо за доступность и четкость изложения!
Ирина Юрьевна Ручина # 16 января 2017 в 23:01 +8
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Материал очень интересный, познавательный, мне понравился. ЗДОРОВО!!! Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 17 января 2017 в 02:15 +7
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна.
Спасибо за консультацию о заболевании. В доступной форме раскрываете понятие «алалия», причины её возникновения, формы. Полезная информация не оставит равнодушными педагогов и материал обязательно будет востребован коллегами. Голосую!
Вера Александровна Орехова # 17 января 2017 в 06:23 +4
Светлана Вячеславовна,спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенной публикацией!
Познавательно! Спасибо, что делитесь своим опытом!
Примите мой голос +1.
Желаю вам успехов и удачи!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 17 января 2017 в 09:54 +5
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна!Очень актуальная тема и Вы её раскрыли очень подробно.Спасибо Вам за познавательную информацию,желаю Вам большого терпения с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.Успехов Вам в дальнейшей Вашей работе.Желаю Вам удачи!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 17 января 2017 в 11:21 +4
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна!
С неподдельным интересом познакомилась с Вашей публикацией. Спасибо Вам, что знакомите педагогов со сложными детскими заболеваниями по нарушению речи - алалией. Вы подробно рассказали о причинах заболевания, познакомили с формами и способами коррекции заболевания. Хороший ликбез. Теперь многие педагоги обратят внимание на таких деток, и смогут подсказать родителям правильный путь к лечению болезни. Голос.
Александр Семенович Жбанов # 17 января 2017 в 17:27 +3
Замечательно! Коллеги должны знать обо всем, о болезнях детей в первую очередь! Спасибо, Светлана Вячеславовна! Примите голос!
Светлана Владимировна Иванова # 17 января 2017 в 21:14 +3
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна! С интересом познакомилась с Вашей статьёй. Спасибо, что знакомите педагогов со сложными детскими заболеваниями по нарушению речи. Очень полезная информация как для педагогов, так и для родителей. Примите мой голос.
Елена Викторовна Багрова # 18 января 2017 в 20:00 +3
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна!
Спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась со статьей по коррекции речевого развития у детей с поставленным диагнозом.
Очень доступно изложен. Материал будет понятен не только специалистам, но и родителям. Это поможет заметить нарушение в развитии в раннем в возрасте и обратиться к врачу.
Примите голос!
С уважением!!!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 19 января 2017 в 09:48 0
Доброе утро,Светлана Вячеславовна! Благодарю за приглашение.
Ваша статья вызвала у меня интерес, работая в логопедической группе я даже постаралась проанализировать своих ребят. Уверена, что такой материал будет полезен не только педагогам, но и родителям. Ведь чем раньше обратить внимание на нарушения, тем легче их исправить. Спасибо, что делитесь своим опытом! Примите голос. Желаю Вам успехов и удачи!
с уважением. Ирина
Ирина Николаевна Ступченко # 19 января 2017 в 14:40 0
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Материал очень интересный, познавательный, мне понравился. Творческих Вам успехов. Примите мой голос. +1!
Ирина Анатольевна Князева # 21 января 2017 в 16:59 0
Светлана Вячеславовна! Великолепная публикация, материал представлен в доступной и понятной форме! Спасибо! Конечно же голос!
Маргарита Александровна Гришина # 21 января 2017 в 21:04 0
Спасибо за приглашение.Ознакомилась со статьей.Для дилетантов это интересно и познавательно,думаю не будет лишним ознакомиться с такой информацией любому педагогу.Кратко,понятно,информационно.Спасибо +1
Ольга Васильевна Яковлева # 21 января 2017 в 21:31 +2
Здравствуйте, Светлана Вячеславовна!Очень актуальная тема и Вы её раскрыли очень подробно.Спасибо Вам за познавательную информацию. Творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 21 января 2017 в 22:33 0
Интересный материал.
Спасибо за статью.
голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 24 января 2017 в 20:23 0
Светлана Вячеславовна!
Статья "Алалия в детском возрасте" показалась мне интересной, актуальной.
Материал Вашей публикации пригодится многим педагогам.
Да и я с удовольствием узнала много нового.
Спасибо огромное за то, что поделились с нами своими наработками.
Успехов Вам в педагогической деятельности,
благополучия во всём!
Голос!
Зоя.
Наталия Александровна Клюка # 29 января 2017 в 21:36 +1
Светлана Вячеславовна, спасибо за ценный материал, которым Вы делитесь с коллегами. А ещё спасибо Вам за труд. Логопедическая работа с детьми - процесс сложный, ответственный, требующий от педагога-логопеда высокого профессионализма и беззаветной любви к детям. И родителям, и педагогам будет полезно расширить свои знания и в этой специфической области, ведь все мы имеем отношение к воспитанию детей, а значит должны знать не "от" и "до", а очень и очень много всего. Успехов Вам в работе и счастья в доме.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 19 февраля 2017 в 17:37 +2
Светлана Вячеславовна, спасибо за приглашение. Статья познавательная, написана доступным языком, чётко.Успехов! Голосую +1
Ирина Ивановна Кошкина # 23 декабря 2017 в 19:13 +1
Здравствуйте Светлана Вячеславовна!
Статья "Алалия в детском возрасте" показалась мне интересной, актуальной.
Материал Вашей публикации пригодится многим педагогам.
Да и я с удовольствием узнала много нового.
Спасибо огромное за то, что поделились с нами своими наработками.
Успехов Вам в педагогической деятельности,
благополучия во всём!
Голос, Ирина!