Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группы ко Дню матерей России. Конспект

Конспект интегрированного занятия «Мама, милая мама! Как тебя я люблю!» для детей подготовительной к школе группы, посвящённое Дню матерей России
Цель: Обогащение мировосприятия обучающихся через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись, поэзия, декоративно-прикладное), в которых главным является образ женщины-матери.
Задачи:
Обучающие:
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через разные виды искусства.
• Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера единого образа, приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
• Продолжать обучать игре на детских музыкальных инструментах.
• Познакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Развивающие:
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку
- Помочь реализовывать музыкально-художественную деятельность детей, предоставлять возможности для самовыражения и развития музыкального творчества дошкольников.
- Развивать умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности,
творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись, поэзия), в которых главным является образ женщины-матери.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Основные представления: музыка выражает чувства и настроение, выразительные средства музыки – это мелодия, темп, ритм, тембр (музыкальные инструменты), динамика.
Знания: инструментальная музыка, песня, танец,; средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, лад; общие музыкальные термины: нота, звук, композитор, солист, хор, оркестр, музыкальные инструменты симфонического оркестра: струнные и духовые.
Новое представление: вокальная музыка; выразительные средства художника – цветовые ощущения.
Формируемые умения:
-определять общее настроение, характер музыкального произведения, жанр прослушанного произведения; различать части музыкального произведения (навыки восприятия музыки)
- держать правильно положение корпуса и головы при пении, относительно свободно артикулируя и правильно распределяя дыхание (певческие навыки);
- петь без напряжения, выразительно, естественным голосом (навык правильного звукообразования, кантиленного пения), рационально использовать дыхание и умело им управлять в процессе пения (навык правильного дыхания), с хорошей дикции и точным воспроизведением мелодии (вокальные навыки);
- петь в ансамбле, согласовывая своё пение с другими (хоровой навык)
- ориентироваться в пространстве, выполнять танцевальные движения, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером (музыкально – ритмические умения и навыки)
- уметь самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему (песенное и музыкально-игровое творчество)
- помочь овладеть приёмами игры на детском музыкальном инструменте, исполнять сольно и в ансамбле на музыкальном треугольнике (навыки элементарного музицирования)
Вид используемых средств ИКТ, их методическое назначение:
Кинотеатр – визуализация детских рисунков под звучание музыкального произведения и видеоряда на тему «Образ матери».
Ноутбук – демонстрация музыкального материала.
Синтезатор – музыкальное иллюстрирование во время коллективной работы.
Программное обеспечение:
Портрет композитора П.Чайковского, магнитная доска для графической записи («капельки»), иллюстрация «Мама с младенцем», «Детский альбом» П.Чайковского, фортепиано, музыкальные треугольники, мольберт для коллективной работы «Цветок для мамы», столы для выполнения работы с клеёнкой, клеем, тарелочками с «лепестками» и индивидуальными тряпочками.
Образовательные интернет-ресурсы: П.И. Чайковский "Детский альбом"
Интегрированное занятие «Мама, милая мама! Как тебя я люблю!» для детей подготовительной к школе группы, посвящённое Дню матерей России
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
- Здравствуйте, мои дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча необычайная. В наш музыкальный зал вас позовёт музыка, которая поможет раскрыть тайну: о ком же сегодня мы с вами будем говорить.
«Ave Maria» Гуно – Баха в вокальном женском исполнении (видеоряд "Образ матери").
- По вашим глазам я вижу, что музыка многое вам рассказала. Предлагаю взяться всем за руки и поделиться своими впечатлениями.
Ответ обучающихся: высказывания.
Музыкальный руководитель: Какие чувства вызвала?
Ответ обучающихся: Нежность, ласку, красоту…
Музыкальный руководитель: Как музыка передала ласку и нежность? Темп, ритм?
Ответ обучающихся: Плавная мелодия, певучая, задумчивая, задушевная, немного встревоженная.
Музыкальный руководитель: Может ли маршевая музыка передать такие чувства?
Ответ обучающихся: Нет, это песенная музыка.
Музыкальный руководитель: Почему? Расскажите.
Ответ обучающихся: Мелодию поют. Голос.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кому посвящено это музыкальное произведение?
Ответ обучающихся: Маме. Бабушке…
Музыкальный руководитель: Почему?
Ответ обучающихся: Они нежные, ласковые, любящие…
Музыкальный руководитель: Да, «мама» - самое понятное слово на земле и на всех языках произносится с нежностью. «Ave Maria» - «Святая Мария» воспевание женщины-матери. И вы сегодня узнаете удивительно много нового о том, как признаются разные люди и на разных языках, и в искусстве, в любви и привязанности к своей маме.

«Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего,
Ему конца нет,
Встаньте (слушайте), я произнесу его
- Мама!»

(музыкальный руководитель поёт в интервале ч5 вверх в С dur от тоники, по дирижёрскому жесту предлагает детям повторить)

Распевание:
- слово «мама» интервал ч5 вниз; затем по хроматизму вверх ч5 (повтор обучающихся)
- пение музыкального руководителя словосочетания «Мамочка моя» по нисходящей мажорной гамме, затем – обучающиеся;
-фразы вместе пропеваются в В dur (музыкальный руководитель, затем - обучающиеся)

Музыкальный руководитель обращается к воспитателю группы:- Анжела Витальевна, пожалуйста, о своей мамочке пропойте!
Вы старались передать любовь к своей маме очень душевно и протяжно главным человеческим инструментом. А каким?
Ответ обучающихся: Голосом.
Музыкальный руководитель: А исполнение голосом называется – вокальное. Все вместе повторим.
Повтор обучающихся: Вокальное.
Музыкальный руководитель:А как называется исполнение на музыкальном инструменте?
Ответ обучающихся: Инструментальное.
Музыкальный руководитель: Я приглашаю вас присесть на музыкальные стульчики поближе к нашему другу – инструменту:
Ответ обучающихся: Пианино или фортепиано.
Музыкальный руководитель:Как же называется профессия человека, который выражает свои мысли и чувства вот такими знаками (показ нот)
Ответ обучающихся: Композитор.

Музыкальная игра «Играем в композиторов»

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам сегодня побыть композиторами и рассказать звуками музыки о своей маме. Не забудьте, что мы с вами культурные слушатели, сядьте удобно, обопритесь на спинку стула. Я рядом с вами присяду, как в концерном зале и будем вслушиваться, что хотят нам ребята поведать сокровенного и интересного рассказать о своих мамах. Пожалуйста, к инструменту приглашается …( по желанию обучающихся – 2 ребёнка)

Импровизация обучающихся на фортепиано.

Музыкальный руководитель:Спасибо нашим исполнителям, ещё раз поаплодируем. Вижу, что и наши слушатели были почти все внимательны, кому – то надо ещё потрудиться, чтобы вдумчиво слушать музыку. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об услышанном:
Ответы обучающихся.
Музыкальный руководитель (наводящие вопросы): Разные мамы по настроению, характеру? Как услышали в музыке? Плавная или отрывистая? Задорно – танцевальная или убаюкиваюшая?
Ответы обучающихся.
Музыкальный руководитель: На нашей встрече присутствует портрет моего любимого русского композитора. Его звали в детстве Петя, а мама его называла «хрустальным мальчиком», потому что в «нём» всегда звучала музыка. Он вырос и стал великим композитором Петром Ильичом…
Ответ обучающихся: Чайковским.
Музыкальный руководитель:Мы с вами слушали пьесу о маме, какие воспоминания о ней оставил композитор в музыке?
Ответ обучающихся: Нежные, задумчивые…
Музыкальный руководитель: Певучая мелодия, ведь недаром композитора называли выдающимся мелодистом. Послушайте.

Музыкальное иллюстрирование мелодии пьесы «Мама»
из «Детского альбома» П.Чайковского


Музыкальный руководитель: вокализация мелодии на слог «лё», затем – обучающимися.

Музыкальный руководитель: Пётр Ильич очень любил свою маму и посвятил ей эту музыкальную страничку в «Детском альбоме» (показ альбома). А для кого же он написал этот альбом?
Ответы обучающихся.
Музыкальный руководитель: Верно, начинающему музыканту – племяннику Володе Давыдову. На первой странице так и написано «Посвящается ….» Приглашаю вас ещё раз вслушаться в эти проникновенно душевные переживания и ещё раз вспомнить о своей маме .

«Мама» П.И.Чайковский из «Детского альбома» в исполнении М.Плетнёва (фортепиано)

Музыкальный руководитель: Какими стали вдумчивые и внимательные ваши лица.
Почему? Поделитесь.
Ответ обучающихся:
Музыкальный руководитель: все вспомнили о тёплых маминых руках, объятиях…
А какой инструмент смог передать простые задушевные интонации?
Ответ обучающихся: Фортепиано или пианино.
Музыкальный руководитель: А как называется музыкальное произведение, написанное для музыкального инструмента?
Ответ обучающихся: Инструментальное.
Музыкальный руководитель: А когда исполняет много инструментов?
Ответ обучающихся: Оркестр или оркестровое.
Музыкальный руководитель: А какие по вашему мнению инструменты больше всего подходят для передачи нежной, задушевной мелодии для мамы? (Иллюстрации инструментов)
Ответ обучающихся: Струнные, деревянно – духовые.
Музыкальный руководитель: А вот если бы вы были художниками – какими бы красками нарисовали бы маму?
Ответ обучающихся: Яркими, разноцветными, не тёмными…
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам послушать и посмотреть, совпали ли наши выбранные инструменты и краски с начинающими художниками и музыкантами.

«Мама» П.И.Чайковский из «Детского альбома» в исполнении инструментов симфонического оркестра

Музыкальный руководитель: Наши мнения совпали? Расскажите, какие инструменты услышали и краски увидели?
Ответы обучающихся.
Музыкальный руководитель: Конечно, мамы у всех разные, но для каждого мама - самый родной и близкий человек. А какие подарки вы дарите своим мама?
Обучающиеся отвечают: Цветы, рисунки, стихи, песни..
Музыкальный руководитель: А я вам предлагаю спеть сегодня песня маме, которую обычно поют мамы для своих детей. Посмотрите.

(Узнавание песни: по жесту – имитационные движения «колыбель»)

Ответ обучающихся: Колыбельная.
Музыкальный руководитель: От какого слова происходит? (колыбель) Что такое колыбель? (Люлька, качают младенцев) Какие слова поют детям, когда их качают?
Ответ обучающихся: Баю – бай.
Музыкальный руководитель: Верно, от слова «баять» - успокаивать. Спокойно пропоём «баю-бай».

Пропевание мелодии припева песни «Колыбельная для мамы» слова и музыка В.Шестаковой

Музыкальный руководитель: Старались плавно исполнять, распевы выводить. Я думаю, что вы сегодня поменяемся ролями с мамами и подарим им колыбельную. Согласны?
Обучающиеся отвечают: Да, конечно.
Музыкальный руководитель: Будем сидя или стоя исполнять?
Обучающиеся отвечают: Стоя.
Музыкальный руководитель: Почему?
Обучающиеся отвечают: Правильное и удобное положение певца.
Музыкальный руководитель: Пригласим Софию и она воодушевит нас стихотворением перед исполнением.

Мама долго хлопотала:
Все дела, дела, дела…
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я ее не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного -
Я ей песенку спою.


«Колыбельная для мамы» слова и музыка В.Шестаковой

исполнение с солистом

(Музыкальный руководитель после исполнения жестом приглашает исполнителей садиться на стулья)

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, под ваше исполнение мамы смогли бы отдохнуть? Почему? Дружно ли исполняли? Прислушивались ли друг к другу?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Поглядите, а кто же это разбудил наших мамочек?

(Показ графического рисунка «3 капельки» к припеву песни «Утешалочки для мамы» слова и музыка О.Сивухиной)

Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Верно, наши уже знакомые «капельки». Они одинаковые или разные? Что означает расстояние между ними?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Верно, паузы или знак молчания! Они все ровные или разные? Сядем ровно и вместе наши капельки «оживим» (исполнение ритмического рисунка хлопками)
У всех капельки получились равные, одинаковые! Постарались! Послушайте и подумайте, что надо сделать с этими капельками, чтобы получилась вот такая мелодия
(иллюстрирование фрагмента мелодии припева песни «Кап- кап – кап!»)
Пожалуйста, поделитесь услышанным! (приглашается желающий к магнитной доске)
Верно? Пропойте про себя и проверьте правильность рисунка! (повторное иллюстрирование, пропевание «про себя»)
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Умница! Всё точно! Возьми, пожалуйста, указку и мы споём, что у тебя получилось! (Тон. Пропевание мелодии)
Все точно исполнили?
Ответ исполнителя – дирижёра.
Музыкальный руководитель: Спасибо за внимательное отношение к музыке. Все дружно поднялись возле стульев, вы сами отметили, что так правильно и легче петь и брать дыхание и я предлагаю припев спеть необычно, будьте внимательны
(показ музыкальным руководителем припева песни)
Что заметили?
Обучающиеся отвечают. Хлопки – на фрагмент «Кап-кап-кап»: мы не поём, а «поющие руки» нам помогут оживить мелодию припева.
Музыкальный руководитель: Исполняем вместе (Тон)
Музыкальный руководитель: Исполнили слаженно, внимательно. Какие же инструменты нам помогут дополнить свои красками исполнение этих слов?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Я прошу сегодня Анжелу Витальевну выбрать для игры на музыкальных треугольниках самым чутким и внимательных исполнителей.

(Воспитатель называет по имени, они самостоятельно берут правильно инструменты и выходят перед хором)

Музыкальный руководитель: У нас готовы исполнители на инструментах, но хор ещё не настроился для выразительного исполнения – вопрос: как называется песня?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Что такое утешалочки? Приведите пример… А слова «3 тёплых словечка» - это утешалочки? А как исполним: энергично и шумно можно шептать?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: А как лучше исполнить слова «ни к чему тебе паутинки – грустинки» ярко или взволнованно – нежно?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Теперь я уверена и хор готов к выступлению! (Жестом поднять исполнителей) А настроение перед исполнением, как на концерте создаст стихотворение в исполнении Димы П.

«Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!»


Исполнение песни «Утешалочки для мамы» слова и музыка О. Сивухиной
с солистами на музыкальных треугольниках.

Музыкальный руководитель: Ваши мамы утешились таким исполнением? Почему?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Настоящий щедрый подарок вы преподнесли своим мамам и они обязательно это оценят. Инструменты, пожалуйста, возвращайте и присаживайтесь и слушайте внимательно: вам предстоит необычное задание – сделать единый подарок для мам: наш цветок, как видите без лепестков. Что мы можем сделать дружно вместе?
Обучающиеся отвечают. Лепестки нарисовать или приклеить.
Музыкальный руководитель: Будьте внимательно и слушайте Анжелу Витальевну.
Воспитатель: Всем предлагаю пройти за рабочие столы и развернуться к нашему «Цветку». Посмотрите внимательно, где я проклеиваю и куда прикладываю, промакивая лишний клей тряпочкой. Лепестки старайтесь располагать в одну сторону и на одинаковом расстоянии, не торопитесь. Приступайте к работе.

Обучающиеся выполняют
коллективную работу «Цветок для мамы» под мелодию «Ave Maria» Ф.Шуберта в инструментальном исполнении синтезатора

Воспитатель: Помогайте друг другу. Кто сделал работу, посмотрите закрыт ли клей, порядок на столе. И подходите поближе к подарку нашим мамам. Встаньте, чтоб всем было видно, ведь все старались, друг другу помогали. А Дима К.и Андрей тоже помогут друг другу и посвятят стихотворение всем мамам. Выходите, ребята, к совместной работе, вас все внимательно слушают.

«Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несёт?!
Когда больны мы и упрямы
Кто пожалеет и спасёт?!
Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не броня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня…»


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мамы порадовались бы за вас? Вы заботливые, чуткие, проницательные, дружные?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Давайте покажем это всем. Что надо сделать для этого?
Обучающиеся отвечают. Взяться за руки. Встать в хоровод.
Музыкальный руководитель: Сегодня нас объединила любовь к маме.

Звучит голос Мамы из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Музыкальный руководитель: По вашей реакции вижу, что всем знаком этот голос. Чья же это мама? В какое время года добиралась до Простоквашино?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: На чём?
Обучающиеся отвечают.
Музыкальный руководитель: Покажите, как едем на лыжах, лыжные палки (Отрабатываем движения)
Какие движения предложите на слова «Не кружила б малышня возле снежной бабы», «От жары б устали мы, надоело лето» и т.д. (по тексту второго куплета)
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель: Какой вариант подходит? (движения выполняются с проговариванием текста в ритме)
Кабы не было зимы (отрабатываем танцевальные движения в разных темпах)

Исполнение танца – хоровода «Кабы не было зимы» Е.Крылатова из мультфильма «Зима в Простоквашино» в исполнении В.Толкуновой (1 и 2 куплет)

Музыкальный руководитель:
Предлагаю вспомнить любимый аромат мамы.

Упражнение на дыхание: «Любимый аромат запах цветка мамы» (вдох глубокий – выдох спокойный) По окончанию танцевальных движений:

Музыкальный руководитель: Какие же мы с вами подарки сегодня подготовили к празднику всех мам России?
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель: Возьмите в группу свою коллективную работу, найдите для неё самое видное место и порадуйте всех мам. Что интересного расскажете маме при встрече?
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель: Какие слова - утешалочки и три тёплых словечка придумали для своих мам? Не говорите пока никому, терпите до встречи с мамой и скажите только ей, своей на ушко. Под какую бы музыку вы хотели бы выйти с нашего занятия?
Обучающиеся предлагают свои варианты.
Музыкальный руководитель: Узнаем мнение вашей групповой мамы – Анжелы Витальевны?
Воспитатель делится своим впечатление.
Музыкальный руководитель: Давайте поблагодарим друг друга за приятную встречу. Спасибо за внимание. До свидания.
Под музыку (по выбору Воспитателя) с коллективной работой обучающиеся выходят из музыкального зала.

Рекомендуем посмотреть:

Развлечение с участием пап ко Дню матери в подготовительной группе детского сада. Сценарий Конспект познавательного занятия в детском саду «День матери» для подготовительной группы с презента Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе ко Дню Матери Сценарий НОД для детей старшей группы ко Дню Матери. Изготовление открытки в подарок маме

Похожие статьи:

Сценарий ко Дню Матери в подготовительной группе ДОУ

Участник №46 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2017 года по 20 января 2018 года
Сценарий новогоднего праздника для детей дошкольников 3-5 лет
Опубликовано: 2347 дней назад (22 ноября 2017)
Просмотров: 1544
Рубрика: Конкурс
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!