Методическая разработка "Каждому нужна семья"
Описание. Данная разработка предназначена для воспитателей средней группы, рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет. Мероприятие рекомендуется провести после изучения темы "Семья" и приурочить его к празднованию Дню Матери. Возможен вариант организации досуговой деятельности дошкольников по предложенной разработке.
Цель: формирование уважительного отношения к своей семьи и чувства принадлежности к своей семье.
Задачи:
Образовательные: расширить кругозор детей, формировать представление детей о семье и семейных делах, об эмоциональном состоянии членов семьи.
Развивающие: развивать интерес к своей семье, умение вступать в речевое общение с воспитателями и друг с другом; развитие связной речи.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи, поощрять участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи.
Интеграция:
ООО «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать любовь к своей семье, закрепить представление о правилах безопасного поведения в быту.
ООО «Познавательное развитие»: расширять представление детей о семейных делах, событиях жизни, развивать гражданско-патриотические чувства.
ООО «Речевое развитие»: развивать связную речь, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
ООО «Физическое развитие»: формировать осознанную потребность в двигательной активности.
Предварительная работа: беседа с детьми на темы «Я и моя семья», оформление альбома «Нам нравится быть вместе», чтение художественной литературы на тему «Моя семья» («Гуси-лебеди», «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Магазин», «Больница»), беседа по пословицам, рисунки детей «Моя дружная семья», просмотр видеофрагмента м/ф «Мама для мамонтенка», беседа «Безопасность в быту», выполнение аппликации «Рамочка для фотографии».
Материал: солнышко, эмблемы «Дружная семья», рисунки детей «Моя семья», музыкальное сопровождение, игрушка мамонтенка, картинки с изображением членов семьи, домики для семьи, магнитная доска, фотография детей, шоколадные медали.
Последующая работа. Чтение литературы на тему «Семья», проектная деятельность (проект «Нам нравится быть вместе»), выпуск книжек-малышек, рассматривание семейных фотоальбомов и беседа по ним, проведение родительского собрания в нетрадиционной форме с участием детей «Праздник в семье», кружковая работа (совместная продуктивная деятельность детей и родителей), выполнение рисунков и аппликаций для поздравления членов семьи.
Ход ОД
Организационный момент. Дети заходят в группу.
Встреча в кругу «Лучики солнышка».
Дети вместе с педагогом образуют круг, протягивают одну руку в центр, укладывая ладошки, друг на друга. В другой руке держат лучик-солнышко.
- Мы – лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим теплом согреваем всё вокруг. Какие наши ручки-лучики? (добрые, теплые, нежные, ласковые).
Дети прикрепляют свои лучики к солнышку на магнитной доске.
Встреча с мамонтенком. Постановка цели.
Раздается стук в дверь. Воспитатель встречает мамонтенка. Он очень грустный, потому что он одинок, он не встретил никого похожего на себя. Мамонтенок очень стеснительный, поэтому говорит воспитателю на ушко, а воспитатель переводит слова мамонтенка детям.
Мамонтенок обращает внимание на картинки, которые приколоты к одежде детей. Он спрашивает, кто эти люди, а дети отвечают ему, что это семья. Мамонтенок удивляется, он никогда не слышал такого слова и не знает, что оно означает.
Воспитатель предлагает детям показать мамонтенку свои рисунки (рисунки прикреплены к магнитной доске).
Мамонтенок видит рисунки детей, где изображены их семьи:
- Ребята, как здорово! Как вы красиво нарисовали! Но все равно я не совсем понимаю, что такое семья.
Воспитатель обращается к детям:
- Как вы считаете, можем ли мы помочь мамонтенку? Как вы думаете, о чем мы сегодня расскажем нашему гостю?
Стихотворения. Воспитатель просит детей рассказать выученные заранее стихотворения о семье:
1.
Мы расскажем про семью
Нет на земле её милей
Дороже, ближе и родней.
2. Мой папа лучший самый!
Он очень дружен с мамой!
3. А мама ласкова нежна!
И днем и ночью мне нужна!
4. Встану утром рано,
Поцелую маму,
Подарю я ей букет –
Лучше мамы друга нет!
5. Мама нас ласкает,
Солнце согревает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
6. Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно,
Она во всех затеях
Со мною заодно.
7. Бабушки нашей
Нет в мире родней,
Часто читаем
И вяжем мы с ней.
8. Как хорошо кататься
У деда на руках!
Так высоко поднимет,
Что говорю я: «Ах!».
9. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит нас, друзья?
Наша дружная семья!
Мамонтенок благодарит детей и просит еще рассказать о семье. Воспитатель обращается к мамонтенку со словами, что дети хорошо знают членов своей семьи и сейчас докажут это. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Дидактическая игра «Составь семью»
Детям предлагаются картинки с изображением членов семьи. Задача детей заключается в том, чтобы разместить их в домиках.
Беседа «Моя семья»
Воспитатель организует беседу с детьми по следующим вопросам:
- Кто живет в вашей семье?
- А есть ли у вас братишки и сестренки? Они старше или младше вас?
- Приходят ли к вам в гости бабушка и дедушка? Что можно пожелать бабушке, дедушке?
- Как ласково можно назвать маму, папу? Как мама заботится о вас?
- Как вы отдыхаете вместе?
В ходе беседы воспитатель использует
пословицы и поговорки.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье дружат – живут не тужат.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им сказать добрые слова своим родным.
Физкультминутка. Утренний этюд.
Встань, как только солнце встанет
(тянут руки вверх)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
(тянут руки вперед)
Ты подставь скорей ладошку,
(подставляют ладошки к солнышку)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(дети хором повторяют: «С добрым утром!»)
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам…
(широко разводят руки в стороны)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(улыбаются друг другу)
Дидактическая игра «Настроение мамы».
Дети и воспитатель переходят к магнитной доске.
На магнитной доске прикреплены две сюжетные картинки:мама радуется (дети помогают маме), мама расстроена (дети раскидали игрушки).
Мамонтенок, увидев картинки, удивляется, почему на первой мама радуется, а на второй расстроена.
Воспитатель организует
беседу по вопросам:
Почему мама радуется? Как дети помогают маме?
Почему мама расстроена? Что нужно сделать детям, чтобы мама улыбнулась?
Как ты помогаешь маме и папе?
Мамонтенок благодарит детей, он уже многое узнал о семье, ему тоже очень хочется помогать своей маме.
Воспитатель просит детей присесть на стульчики, обращает внимание мамонтенка на то, что мама бывает очень занята и не всегда может находиться рядом, сообщает о том, что дети знают правила безопасного поведения дома. Воспитатель обращается к детям с предложением повторить их для мамонтенка.
Дидактическая игра «Можно-нельзя»
Дети хлопают в ладоши, если они согласны.
1. Можно спичками играть?
2. Залезать на подоконник?
3.В уголке игрушками играть?
4.Книжки за столом читать?
5. Может можно дверками играть? Закрывать и открывать?
6. Острые предметы брать?
7.Вместе с бабушкой вязать?
8. Из ящика таблетки взять?
9. Играть тихо на ковре?
10. Телевизор и утюг включать?
11. Громко в уши всем кричать?
12.Игрушки с пола убирать?
13. Дверь без спроса открывать?
Мамонтенок хвалит детей, удивляется, что они многое знают. Он очень им благодарен и уверен, что сможет найти свою семью. Он готов отправиться в путь прямо сейчас, чтобы быстрее встретиться с ней. Воспитатель спрашивает детей, что они хотели бы пожелать мамонтенку?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Я желаю мамонтенку…
После ответов детей воспитатель обращается к мамонтенку следующими стихотворными строками:
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее.
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Воспитатель и дети дарят мамонтенку на память свою фотографию, рамочку для которой дети уже украсили (предварительная работа).
Мамонтенок отправляется в путь. Звучит фрагмент песни из м/ф «Мама для мамонтенка».
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Дети и воспитатель встают в круг, берутся за руки.
Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им рассказывать мамонтенку о своей семье?
Затем воспитатель интересуется мнением детей, можно ли назвать детский сад большой дружной семьей и предлагает им сказать несколько приятных слов друг другу.
Упражнение «Объятия». Дети и воспитатель обнимаются одним большим кругом. Воспитатель благодарит детей и награждает каждого ребенка шоколадной медалью (самому доброму, отзывчивому, ласковому…).
Литература
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Блинова Г. М. познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 201о. 128 с.
3. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет / авт. – сост. О. Ф. Горбатенко. Волгоград: Учитель, 2015. 204 с.
4. Майер А. А. введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход): учебное пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 272 с.
5. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия / авт. – сост. Т. Д. Пашкевич. Волгоград: Учитель, 2014. 123 с.
6. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий развлечения ко Дню Матери для детей 4-5 лет
День матери в средней группе. Сценарий
День матери в детском саду. Средняя группа. Сценарий
День матери в средней группе. Сценарий праздника