Пасха – творим праздник вместе (подготовительная группа)
Краткое описание: совместная деятельность проводится с детьми в течение пасхальной недели (предпочтительно – понедельник или вторник после Пасхи) в нестандартной форме. Это комплексное мероприятие, которое включает в себя познавательную часть (воспитатель рассказывает детям о празднике светлой Пасхи, знакомит их с традициями этого религиозного праздника), игровую часть (стихи, игры), творческую часть (изготовление пасхального яйца – аппликация). Праздник рассчитан на 50 минут, причем виды деятельности чередуются, и за познавательным компонентом следуют игры и эстафеты, а затем уже дети выполняют творческую работу. Затем детей ждет чаепитие.
При составлении материалов (стихи, игры к празднику Пасха) использованы интернет-ресурсы.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Цель – сформировать у детей представление о христианском празднике Пасха, приобщить их к православной культуре.
Ожидаемые результаты: на занятии дошкольники смогут:
А) в области знаний:
1. понять значение Пасхи в христианской вере;
2. узнать, какие существуют традиции празднования Пасхи;
2. рассказать об особенностях празднования Пасхи в своей семье.
Б) в области умений и навыков проявить умения:
1. внимательно слушать рассказ воспитателя и вести с ним диалог;
2. рассказывать выученные заранее стихи;
3. проявить себя активно в командных соревнованиях;
4. изготовить своими руками пасхальное яйцо.
В) В области качеств, отношений и ценностей смогут проявить:
1. уважительное отношение к религии и к религиозным праздникам;
2. чувство гордости богатой русской культурой, религиозными традициями;
3. чувство своей значимости, с одной стороны, и сплоченности коллектива в командных соревнованиях, с другой стороны;
4. интерес к творческой работе.
Материалы к занятию: выставка рисунков на тему «Светлая Пасха», листы бумаги, карандаши, заготовки для аппликации, клей, картон, цветная бумага, воздушные шары, аудиозапись колокольного звона, деревянные яйца для эстафеты и игр, куличи и сладости для чаепития.
Предварительная работа:
Воспитатель готовит для родителей информационный стенд о празднике Пасха.
С детьми: разучивание стихов. Детям объявляется, что скоро в детском саду их ждет интересное мероприятие, посвященное светлому христианскому празднику Пасхи.
С родителями:
1) ознакомление родителей со стендом, посвященном Пасхе, беседа с родителями на тему «Православные традиции. Пасха».
2) Воспитатель рекомендует родителям, чтобы они немного рассказали детям о Пасхе, вместе с детьми красили яйца, пекли куличи.
В этом случае дети проникнутся ожиданием светлого праздника, а также придут на праздник, уже имея некоторые знания о православных традициях и культуре.
3) Родителям дается задание совместно с детьми подготовить рисунки на тему «Светлая Пасха».
План праздника
1. Организационный момент (3 мин)
2. Мотивация (2 мин)
3. Что за праздник Пасха? – беседа с детьми, рассказ о празднике (7 мин)
4. Встречаем Пасху. – игровая часть (20 мин)
5. Встречаем Пасху. – творческая часть (15 мин)
6. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
7. Чаепитие
1. Организационный момент
Воспитатель рассаживает детей и объявляет:
-Ребята, сегодня в нашем детском саду необычный, удивительный, светлый день (если в этот день солнечная погода, то можно указать, как ярко светит солнышко, что оно несет нам хорошее настроение, заряжает бодростью и т. п.). Мы сегодня посвящаем наше время празднику Пасхи. Сам праздник вы уже встретили с родителями. Это был воскресный день 20 апреля, но и сейчас все еще идет светлая пасхальная неделя. Сегодняшний день мы посвящаем празднику Пасхи.
2. Мотивация
- В день Пасхи, кажется, что сама природа оживляется под звон колоколов церквей. Вот послушайте стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина о том, как же природа реагирует на утро пасхального дня.
Воспитатель наизусть читает детям стихотворение С. Есенина «Пасхальный благовест».
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
- Ребята, в чем же проявляется радость нашей матушки-природы в день Пасхи?
(Вместе с детьми воспитатель акцентирует внимание на том, что со звоном колоколов просыпаются поля, сонная земля улыбается солнцу, а звонкие удары колоколов разносятся и по долинам, и по лесам, и доносятся до небес).
3. Что за праздник Пасха?
-Ребята! Посмотрите, пожалуйста, вокруг. Сегодня наша комната выглядит необыкновенно – Воспитатель обращает внимание детей на выполненные ими и родителями рисунки. – С того момента, как я сегодня пришла в садик, я не могу оторвать глаз от ваших рисунков. Они великолепны. Здесь и купола церквей, и колокола, и праздничные столы, за которыми собрались счастливые семьи. Вы огромные молодцы, от ваших рисунков веет теплом и радостью. Спасибо вам за ваше творчество, дорогие ребята.
А что вы знаете о Пасхе? Что это за праздник? Давайте каждый по очереди скажет несколько слов, что же он знает о празднике, какие эмоции у вас вызывает этот праздник, поделитесь своими мыслями!
Воспитатель спрашивает детей и вместе с ними радуется их эмоциям, затем немного рассказывает сам:
-Пасха – самый главный праздник христиан, верующих в Бога, ведь в этот день Иисус Христос воскрес. Слово «Пасха», ребята, означает «освобождение», издавна на Руси этот праздник особо чтили и праздновали всегда весело. Все христиане в пасхальную ночь шли на праздничную службу в церковь. Всю ночь люди не спали, они молились и просили Бога простить совершенные ими глупости, нанесенные обиды, грубые слова. Проводился крестный ход, т. е. все прихожане (так церковь называет приходящих в нее людей) вместе со священниками обходили церковь вокруг. В руках они несли иконы, кресты. Издавна повелось на слова «Христос Воскрес» отвечать «Воистину Воскрес», так люди вспоминают воскресение Иисуса Христа и отмечают, что это случилось в те далекие от нас времена на самом деле. Иисус Христос и его ученики проповедовали идеи добра и любви. Они учили людей, прежде всего, любви, причем любви не только к своим родным людям, но и к людям вообще, даже к своим врагам. Ведь только любовь, доброта, справедливость смогут сделать нас лучше. А если мы, в первую очередь, сами станем лучше, то и мир вокруг нас тоже преобразится и станет добрее.
Пасхой заканчивается Великий Пост, т. е. то время, когда люди отказываются от мясной, молочной пищи. А вот в пасхальное воскресение после 40 дней поста люди готовили праздничный стол, и на нем присутствовали всевозможные кушанья, в т. ч. куличи и яйца.
И сейчас, как и в далекие времена, люди пекут на Пасху куличи, красят яйца, которые являются символами Пасхи.
4. Встречаем Пасху – игровая часть
4.1. Стихи
-Ребята, давайте-ка теперь встанем в круг, он будет похож на весеннее солнышко и будет таким же радостным, как солнышко.
Дети встают в круг. Тот, кто читает стихотворение, выходит в центр круга.
-Я знаю, что вы подготовили замечательные стихи, давайте прочитаем светлые стихи о Пасхе, которые мы с вами уже выучили. (Дети читают стихи известных русских поэтов – А. Майкова, А. Блока, К. Фофанова).
Дети читают стихи:
1.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
2.
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
“Воистину Христос воскрес!”
3.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
4.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
5.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
6.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
7.
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
8.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море - точно небеса.
9.
Сосны - в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
10.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
11.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
12.
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
13.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
4.2. Игра «Бабушка Маланья»
Именно на этой неделе, пасхальной неделе, начинались весенние веселые хороводы, игры. Давайте и мы с вами, ребята немного поиграем.
Игра «Бабушка Маланья»
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Дети повторяют смешные движенья за воспитателем, который делает их под следующие слова:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей!
Вот с такими глазами,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой!
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
- Какие вы, ребятки, молодцы! А теперь нас ждут веселые игры, сейчас я вам раздам цветные кружочки, если вам достался красный кружочек, то вы встаете сюда, а если зеленый – то сюда (воспитатель показывает куда).
4.3. Игры
1. Эстафета с яйцом
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде выдается по ложке с вареным яйцом. Участникам необходимо, держа в правой руке ложку с яйцом, добежать до стула, обогнуть его и передать следующему участнику команды ложку с яичком. Кто быстрее справился с заданием и не уронил яйца— тот выиграл.
2. Следующая эстафета – та же самая, только ложку надо держать в левой руке.
3. Соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде по одному ребенку из каждой команды раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот выиграл, и он приносит яйцо своей команде. После того, как сыграли все дети из двух команд, воспитатель подсчитывает, у какой команды больше и поздравляет ребят.
Ребята! На Пасху всегда звучит колокольный звон. Он создает особое праздничное настроение. На Руси в этот день разрешали звонить в колокола всем, даже детям. Давайте и мы с вами сейчас послушаем колокольный звон, а пока звенят колокола, вы, ребята, рассаживайтесь за столы.
Дети рассаживаются по местам под звон колоколов (воспитатель включает аудиозапись на проигрывателе).
5. Встречаем Пасху – творческая часть
Ребята, было принято не только дарить друг другу вареные яйца, но и мастерить их своими руками. К Пасхе яйца изготавливали и ювелиры, используя драгоценные металлы (золото, серебро), и деревенские мастера. Их материалы были попроще – дерево, стекло. Мы с вами сегодня тоже будем умелыми мастерами и изготовим пасхальные яйца, которые подарим нашим родным людям.
Воспитатель предлагает детям выполнить аппликацию. Дети работают за своими столами, у каждого есть вырезанные из картона овалы (заготовки), цветная бумага, ножницы, фигурки (бабочки, цветочки, кружочки), изготовленные воспитателем с помощью фигурного дырокола, а также цветные карандаши и клей.
6. Подведение итогов, рефлексия.
Ребята, вот мы с вами и сделали пасхальное яичко, вы можете подарить его маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Можете прийти домой и сделать еще столько красочных замечательных яиц, сколько вам хочется подарить. Не забудьте сказать «Христос Воскрес», и ваши близкие ответят вам «Воистину Воскрес».
А теперь закройте глазки и представьте, как вы это сделаете.
7. Чаепитие
-Я вас еще раз поздравляю со светлой Пасхой и через 10 минут приглашаю к нашему праздничному столу, нас ждет традиционное для этого радостного праздника чаепитие.
Детям предоставляется свободное время, при желании они могут помочь воспитателю накрыть столы куличами, печеньями, конфетами, после чего все рассаживаются за столы и пьют чай.
Рекомендуем посмотреть:
Выставка Пасхальных поделок. Фото
Конспект занятия для детей 5 - 7 лет на тему: Пасха
Пасхальная сказка в подготовительной группе. Сценарий
Проект на Пасху для детей подготовительной группы ДОУ
Похожие статьи:
Сценарии на Пасху для детского сада
Сценарий на Вербное воскресенье для детей 6-7 лет