Проект на Пасху для детей подготовительной группы ДОУ
Проект для детей 6-7 лет: Мир искусства в православном празднике «Пасха»
Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги.
Приоритетные направления:
1. Повышение мотивации дошкольников к изучению видов искусства посредством праздника «Пасха»
2. Обучение информационным технологиям.
3. Формирование социальной активности Проблема:
- у детей не сформированы представления о видах и жанрах искусства
- дети имеют неустойчивое представление о мире искусства, не проявляют любознательность.
- родители не достаточно принимают участие в эстетическом развитии своих детей, что входит в работу педагога; Цель проекта:
• Формирование представлений и знаний детей о видах и жанрах искусства, исследуя православный праздник «Пасха»
• Развитие умений передавать получаемые знания в продуктивных видах деятельности.
Задачи:
1. Формировать у старших дошкольников представления о видах искусства.
2. Познакомить детей с историей праздника Пасха.
3. Познакомить детей с видами искусства посредством праздника «Пасха».
4. Закреплять умения обобщать знания и сравнивать.
5. Развивать познавательный интерес
6. Воспитывать чувство уважения к людям создающие шедевры мирового искусства
Разделы программы: проект разработан по программе «От Рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и охватывает такие образовательные области как: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие. Ожидаемые результаты:
- Формирование первичных представлений о видах искусства, посредством праздника «Пасха».
-Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
-самореализация.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап:
-Разработка плана проекта.
-Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
-Ознакомление с художественной литературой по теме «Виды и жанры искусства»
- Просмотр мультфильма «Обетование пасхи»
- Виртуальные путешествия в музеи мира
- Обсуждение, обобщение знаний о видах искусства.- Посев пшеницы в горшочки, наблюдение;
Работа с родителями:
-выучить стихи о Пасхе;
-выразить через рисунок эмоциональное состояние души, слушая «Пасхальный тропарь» в исполнении Кемеровского хора «Вдохновение» Никольского собора;
- Украшение горшочков для посева пшеницы; 2. Практическая часть проекта:
- художественно-продуктивная деятельность,
- виртуальные экскурсии в музеи мира,
-просмотр презентаций «Что такое Пасха? ». 3. Итоговый этап:
Путешествие в мир искусства посредством православного праздника «Пасха» Выводы по проекту:
У детей сформированы первоначальные представления видах искусства.
Дети с помощью родителей умеют получать дополнительную информацию по теме проекта.
Дети знают о празднике «Пасха», о видах искусства.
Продолжается укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
Ход итогового интегрированного занятия
Слайд 1
Звучит «Благовет», дети заходят в зал и подходят к музыкальному руководителю
М.Р.: Здравствуйте ребята, сегодня очень хороший день, и к нам пришли гости, давайте все вместе с ними поздороваемся.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте
Здравствуйте, гости – здравствуйте!
Слайд 2
М.Р.: Очень часто мы слышим слово искусство. Какое красивое слово – «Искусство». А что, же такое «Искусство» ?, Что вы понимаете, под этим словом?
Ответы детей.
М.Р.: Действительно искусство - выражает чувство в образе, это мастерство передачи определенной информации зрителю или слушателю. Сегодня мы попробуем вместе с вами подтвердить ваши убеждения .
Скажите когда вы заходили в зал, что вам показалось необычным.
Дети: звучали колокола
М.Р.: Да действительно, звучали колокола. А кто из вас знает, что звучало.
Дети: звучал «Благовест»
Слайд 3
М.Р.: Правильно, звучал «Благовест». Совсем недавно весь православный народ отмечал самый главный праздник, и это праздник …
Дети: «Пасха»
(дети проходят на стульчики)
М.Р.: а что вы знаете о празднике «Пасха»?
Ответы детей
М.Р.: Пасха — это главное событие в духовной жизни христиан,
Слайд 4
Многие выдающиеся поэты посвящали свои стихи великому празднику, такие как А. Блок, А. Фет., а вот какое красивое стихотворение написал С. Есенин
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
У меня была к вам просьба найти стихи пасхе и выучить? Кто хочет прочитать стихи о «Пасхе»
Дети читают стихи
Как называется этот вид искусства?
Дети: поэзия
М.Р.: Молодцы, а мы отправляемся дальше…
Слайд 5
М.Р.: Ребята, посмотрите что, вы видите? А как называют человека, который звонит в колокола? А как вы думаете, профессию звонаря мы можем отнести к искусству? Почему?
М.Р.: Звонарем не так-то просто быть, этому нужно учиться, вот посмотрите, как умело управляется колоколами звонарь. Видеоряд «Пасхальный звон»
Мы с вами уже говорили о том из чего состоит колокол?. А как вы думаете, почему мелодия колоколов такая разная, и переливистая.
Ответы детей
М.Р.: Колокола мы можем отнести к музыкальным инструментам? Конечно, ведь он издает звук. Мы конечно с вами не звонари, но сыграть на колокольчиках мы с вами можем.
Оркестр «Вечерний звон»
Слайд 6
Так как мы сегодня говорим о празднике «Пасха», то я думаю, вам будет интересно, откуда же пришел к нам этот праздник, и сейчас мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в Иерусалим на родину Иисуса Христа
Виртуальное путешествие в Иерусалим к Храму Господня http://www.360tr.com/kudus/kiyamet_rus/index.html Комментарий:
1. Картинка 1
Территория Храма очень большая, пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, мы подходим к фасаду Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход.
2. Картинка 2
В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания, место, где помазали тело Иисуса.
3. Картинка 5
Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Если мы пройдем налево от камня, то попадем в большую ротонду центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня
4. Картинка 9
Это часовня, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в скале
5. Вторая святыня Храма Гроба Господня - Голгофа. К вершине горы, где был распят Иисус ведут мраморные ступени.
6. Картинка 8
Третья часть Храма Гроба Господня - Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли".
Слайд 7
В России тоже очень много храмов. В древней Руси храмы были деревянные и строились без единого гвоздя. Такие храмы сохранились и до наших дней. Белокаменные храмы. Купала у белокаменных храмов покрашены в золотой цвет, что бы на солнце они переливались. Храмы строились на бугре, чтобы их было видно из далека, и путник всегда мог там остановиться и попросить помощи.
Слайд 8
А это что за храм?
Дети: Храм Д. Сулонского
М.Р. Теперь мы можем с вами выделить еще один вид искусства. Как он называется.
Дети: Архитектура
Слайд 9
М.Р. : в каждом храме есть специальный хор , который исполняет духовные произведения. И сейчас в исполнении хора «Вдохновение» Вознесенского собора в г. Кемерово мы с вами послушаем Пасхальный тропарь.
-Что вы почувствовали, слушая это произведение?
Ответы детей:
В храмах поют без сопровождения инструмента, такое исполнение называют аккапела (пение без сопровождения инструмента)
- Как вы думаете, почему мы, слушая это произведение у нас создается впечатление звучание целого оркестра?
М.Р.: Все дело в устройстве храма, их купала имеют обтекаемую форму, когда звук летит вверх, он обратно возвращается с эхом.
М.Р.: а у человека есть музыкальный инструмент? Есть, это его голос. Если постараться, то мы можем им управлять. Голосовой аппарат это тот же инструмент, и прежде чем он зазвучит его нужно подготовить.
Слайд 10
Упражнение по Стрельниковой: «Вдох, выдох». Учимся правильно брать дыхание через нос, выдыхаем ртом. Вдох должен быть глубоким, для того чтобы наши легкие наполнились воздухом и кислородом, тогда звук при пении будет легкий. (дети вместе с руководителем выполняют упражнение)
А теперь я предлагаю вам, исполнить небольшую песенку «Поселились птицы в гнездах», но не просто исполнить, но еще и проиграть песенку пальчиками, для того чтобы показать направление звука.
Звучит вступление к песне, и дети исполняют «Пасхальную песенку»
М.Р.: теперь мы смело можем назвать еще один жанр музыкального искусства, это - песня
М.Р.: Ребята вы много раз ходили в наш храм, на что вы обратили внимание?
Ответы детей
Слайд 11
М.Р.: Своды куполов красочно расписаны. Это очень трудоемкая, тонкая работа. Краски светлые, олицетворяющие свет и радость к жизни.
- Кто расписывает храмы?
- Как называется этот вид искусства?
- Правильно, храмы расписывают художники, а жанр называется живопись.
Слайд12
М.Р.: Вчера, я попросила вас принести березовые веточки, как вы думаете для чего? Помните я вам рассказывала, что в народные праздники подразделяются на праздники отмечающиеся день в день и переходящие, которые каждый год перемещаются согласно лунному календарю, так вот через пятьдесят дней после пасхи отмечается праздник «Троица», а в этот день принято завивать березку, или украшать веточки ленточками. Я приготовила для вас ленточки и сейчас мы вместе с вами украсим веточки.
Я приглашаю всех вас сделать круг.
Проводиться ритмическая игра «Беру, отдаю» (игра заключается в том, в процессе игры детям раздаются по 2 веточки)
Слайд 13
Ребята посмотрите, как красивы березы нашей России
Видеоряд (дети украшают ленточками свои веточки)
М.Р.: Слушая эту красивую музыку и посмотрев на эти березки, что бы вам хотелось сделать
Дети: танцевать
М.Р.: какой танец мы можем танцевать под эту музыку?
Дети: хоровод
М.Р.: а что такое хоровод?
-какие движения вы можете предложить?
Дети исполняю импровизированный хоровод с веточками с двумя ведущими (используя слова подсказки: хоровод, березка, ветерок, звездочка и.т.д)
Слайд 14
Ребята есть еще один вид искусства - это декоративно-прикладное,
Вы знаете, что на пасху все стараются разукрасить яйца самыми различными способами. Посмотрите какие они красивые.
Слайд 15
А кто-то пытается к этому празднику сделать разные композиции из разных материалов, и такие фигуры называют – скульптура, а людей скульпторами.
Слайд 16
Сегодня мы тоже попытаемся с вами быть в роли скульпторов и декораторов, для этого часть своей скульптуры вы уже сделали, это чашечки в котором вы вырастили пшеницу, как символ плодородия. А сейчас мы оформим с вами яичко бисером и положим его в эту чашу и посмотрим, что же у нас получиться.
Выполняется работа (клеем служит белок яичка, украшение разноцветный бисер)
Слайд 17
М.Р.: Вот и подошло наше путешествие к концу. Еще раз вспомним какие виды и жанры искусства вы узнали
Ответы детей:
На слайде корзинка заполняется пасхальными яичками.
М.Р.: Искусство – многогранно и красочно как эта пасхальная корзинка! Спасибо всем за приятное путешествие и до новых встреч!
Презентация на тему: Мир искусства в православном празднике «Пасха»
Ирина Юрьевна! Ваш проект "Мир искусства в православном празднике Пасха" - это прекрасный образец русской традиции. Это современно, актуально и перспективно. Мы знаем, что русская народная культура несёт высокую духовность и нравственность. А этого, как раз, и не хватает в нашем обществе. Проект помогает прививать все эти качества у наших детей. Очень интересно построена работа по реализации проекта. Понятно, что этапы хорошо продуманы, много сделано для осуществления ожидаемых результатов. Отдаю свой голос.
Здравствуйте, Ирина Юрьевна! Большое спасибо за приглашение познакомиться с проектом "Мир искусства в православном празднике Пасха". Как педагог, работающий в школе по предмету Основы религиозных культур и светской этики, могу отметить: Ваш проект насыщен информацией не только в рамках искусства, но и религиозной культуры (надеюсь, родители Ваших воспитанников являются Вашими соратниками). В проекте идет смена разных видов деятельности (дети читают стихи, танцуют, поют); большая презентация дана+ путешествие к Храму в Израиль+мультфильм о Пасхе. Для одного мероприятия в рамках проекта для детей дошкольного возраста- очень много! Вы используете "непонятные для ребят слова: "миропомазание", "ротонда", "погребальное ложе", "пуп земли". Достаточно было (на мой взгляд)о празднике рассказать с православной стороны (у Вас собран и отработан с детьми прекрасный материал). Поверьте, дети в 4 классе усваивают не всю информацию, а Ваши воспитанники еще маленькие. Хотя они уже знают большое количество видов искусства. Вы-замечательный педагог!
Вы проиллюстрировали публикацию хорошим фото материалом,рассказали и проекте профессиональным языком. Примите голос за огромный труд!
Постарайтесь не использовать сокращения (МР-наверное, музыкальный руководитель). Желаю новых успехов!
Спасибо за подробный комментарий. Вы правильно заметили, родители являются моими соратниками они меня поддерживают. Наш детский сад находится рядом с храмом и на все праздники дети вместе с воспитателями и родителями ходят в храм. Мультфильм мы смотрели в предварительной работе. Это был проект исследовательский многое что, я использовала на занятии дети узнавали от родителей в этом была и задумка, чтобы дети сами пытались добыть информацию и мне это удалось, поверьте они давали такие ответы, что мне самой было интересно их послушать!
Здравствуйте,Ирина Юрьевна! Вы выбрали очень интересную тему для работы! Я считаю очень важным знакомить детей с православной культурой и традициями, церковным искусством. Наша страна всегда была православной державой, православие это неотъемлемая часть нашей истории, культуры, нам есть чем гордиться! Православие должно впитываться детьми не только с молоком матери, но и с устами педагогов. Спасибо, голос!