Творческий проект в подготовительной логопедической группе: «Удивительный мир загадок»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной логопедической группы детского сада. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.
Вид проекта: творческий, групповой
Проблема: что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Продолжительность проекта: сентябрь - апрель
Участники проекта: дети подготовительной группы с ОНР, учитель-логопед, воспитатели, родители детей.
Цель: формирование умений у детей отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Автоматизировать поставленные звуки в речи.
Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление.
Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
Воспитывать любовь к родному языку.
Актуальность проекта:
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить составлять собственные.
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое (планирование, сценарий конкурса, художественная и методическая литература);
- материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления сборника загадок).
Формы работы: чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса к устному народному творчеству.
- Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Создание картотеки загадок.
- Создание сборника загадок.
- Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки».
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность учителя-логопеда:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.
Деятельность детей и родителей:
- Вникание в проблему.
- Принятие задач.
2 этап. Основной
Деятельность учителя-логопеда:
- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
- Знакомство с народными и авторскими загадками.
- Проведение логопедических занятий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
- Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
- Подбор народных и авторских загадок.
- Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
- Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми ОНР».
- Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Деятельность детей:
- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Объяснение, доказательство отгадки.
- Разучивание загадок по темам.
- Составление описательных рассказов с использованием карточек-схем (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
- Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
- Отгадывание «Да-нетки».
- «Чтение» загадок по карточкам.
- Коллективное и индивидуальное составление загадок по карточкам-схемам.
- Оформление сборника загадок, в котором собраны народные загадки, разученные детьми и загадки, составленные детьми.
Деятельность родителей:
- Подбор загадок по лексическим темам.
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
3 этап. Заключительный
- Презентация сборника загадок.
- Проведение конкурса загадок.
Реализация проектной деятельности
Что такое загадка?
В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-то неизвестное для решения.
Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.
Признаки загадки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание часто оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Происхождение загадок
Первые загадки появились у первобытных племен. У первобытных людей была тайная условная речь. Они считали, что все живые существа понимают человеческую речь. Древние охотники пользовались тайной речью, чтобы обмануть зверя. Позже загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. В русских народных сказках положительные герои проходили испытания.
В далеком прошлом проводились осенью «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.
Постепенно загадки превратились в развлечения. Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, ткачество), орудий труда в поле (соха, серп). Но появились загадки о телефоне, телевизоре и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние годы.
Причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.
Последовательность работы по обучению детей составлению загадок
1. Накопление знаний о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», «Чем похожи?». Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.
2. Отгадывание загадок в игре «Да - нет». Ведущий игры задумывает предмет, а участники задают ему вопросы, используя схемы. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.
3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).
Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.
Белый, большой, длинношеий, красноклювый. (Лебедь) (Федя Г., 6 лет)
4. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.
Ржет, жует траву, везет людей. Кто это?» (Лошадь) (Илья С., 6 лет)
5. «Чтение» загадок по карточкам-схемам (по Арбековой Н.Е.). Используется связка «как». Ребенок «прочитывает» загадку:
«Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар». (Морковь)
6. Составление загадок по модели: «Какой?» - «Что бывает таким же?» (по А.А. Нестеренко)
Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Желтая, как лимон;
Круглая, как мяч;
Сладкая, как мед.
Что это?» (Репа).
(Даша Р., 6 лет)
Оранжевый, как лиса;
Круглый, как мяч;
Сладкий, как конфета;
С семечками, как лимон. (Апельсин)
(Саша М., 6 лет)
7. Составление загадок по модели: «Что делает? – Что (кто) делает так же? (по А.А. Нестеренко)
Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Высоко прыгает, как заяц;
Стрекочет, как стрекоза.
Кто это такой? (Кузнечик).
(Аня П., 6 лет)
Дает молоко, но не коза;
Жует траву, но не лошадь;
Мычит, но не бык». (Корова).
(Наташа П.,6 лет)
Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4. Выразительно загадай загадку.
Создание и презентация сборника загадок
В сборник загадок вошли загадки, разученные детьми по лексическим темам, а также, составленные детьми.
Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки»: /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/scenarii-konkursa-zagadok-v-podgotovitelnoi-grupe.html
В конкурс загадок включались задания на отгадывание загадок, разгадывание ребусов, кроссворда, загадывание разученных загадок. Дети успешно справились с заданиями конкурса, а педагогов порадовали их знания. Ребятам очень понравился конкурс, их увлек дух соревнования. Победители и участники конкурса были награждены медалями за интерес и любовь к загадкам.
Используемая литература:
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. - М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
4. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Проект на Пасху для детей подготовительной группы ДОУ
Творческий проект в подготовительной группе. Морские обитатели
Творческий проект для детей подготовительной группы ДОУ
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»