Сценарий праздника "День рождение домовенка Кузи"
Идея праздника: Воспитывать любовь к традициям и фольклору русского народа. Закреплять знания народных примет, поговорок, пословиц. Знакомить с народно-прикладным искусством, через художественное слово и песенный фольклор. Приобщать детей к чувству веселья и радости.
Предварительная работа:
Перед праздником проводятся занятия и беседы о народных промыслах, традициях. Разучиваются пословицы поговорки, стихи, песни, танцы.
Оформление:
Зал оформлен в стиле русской избы. На сцене оформлено логово Бабы Яги.
Действующие лица:
Ведущая,
Хозяюшка,
Хозяин, взрослые
Баба Яга,
Кузя,
Месяц.
Тесто – ребенок.Сцена первая: (зал оформлен под избу, хозяюшка прядет, напевает
песню "Пряха" р.н.м., хозяин играет на гармошке)
Хозяюшка: Ох, и вечер больно долог
Насчитаю сорок елок,
То в окошко погляжу
То на лавке посижу
Позову-ка я ребят на посиделки.
Эй, девчонки веселушки
Озорные хохотушки
Эй, ребята молодцы
Озорные удальцы
Приходите поплясать
Долгий вечер скоротать
Ясный месяц им в пути
Всю дорожку освяти.
Звучит песня русская народная песня "У нас нынче суботея" (дети вбегают в зал, образуют круг и исполняют песню вместе с хозяюшкой).
Хозяюшка:
Мои гости дорогие
Здравствуйте мои родные
(кланяется)
Гость на двор – хозяину радость
Кого почитают – того и величают
Красному гостю – красное место
Будьте, как дома присаживайтесь
(дети проходят, садятся на скамейки)
Ведущая:
Благодарим хозяюшка, что в гости позвала
В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
(двое мальчиков вносят сундучок с подарками)
Хозяюшке дарят платок, а хозяину валенки. Хозяева благодарят за подарки.
1 – ребенок:
Собрались, мы позабавится, да потешиться,
Пошутить поиграть, песни петь да плясать.
2 – ребенок:
Каблучками я стучу, пляску русскую хочу,
Пляска русская моя, замечательная.
Хозяюшка:
Смех вам, да веселье!
( Исполняется пляска " Калинка")
Хозяюшка: Ребята, а какой у нас сейчас месяц?
Дети: Февраль!
Хозяюшка: Без примет ходу нет. Народом сложены пословицы и поговорки, буквально о каждом времени года, о каждом месяце.
Ведущая: А, мы с ребятами знаем много примет о феврале!
1.Февраль рог зиме сшибает
2. Февраль три часа прибавит.
3.Вьюги да метели под февраль полетели.
4.Февраль лютый спрашивает – как обутый?
5.Февраль богат снегом, апрель водой.
6. Февраль силен метелью, март капелью.
Хозяюшка: Ну, ребята, молодцы! А как февраль в народе зовут, знаете?
Дети: Снеженем, Лютенем, Бокогреем, Вьюговеем.
Хозяюшка:
Вьюги там и тут метут
Песни звонкие поют,
Троики резвые бегут,
Февраль свадебным зовут.
Ведущая: А в нашей то Ольховке случай был, вы не слыхали?
Дети: Слыхали, слыхали!!
( Инсценируется песня " Во деревне то было в Ольховке").
Хозяюшка обращается к Андреяшке с Парашкой: - "А вы оставайтесь в горнице нашей, здесь чаю попьем, потом и попляшем".
(В зале гаснет свет, освящается сцена. Звучит сказочная музыка).
Сцена вторая. "Логово Бабы-Яги"
Баба-Яга: Ах, ты мой родненький, ах, ты мой яхонтовый. День, то сегодня какой! Аменины ведь у тебя. Ой, ты мой смышлененький. Такой я тебе праздник устрою, пир на весь мир. Гостей созовем со всех волостей. А, ты сладенький пойди к людям чай они и забыли что сегодня День Кудесы, день твоих аменин, а я на стол приготовлю.
Кузя: Хорошо бабусенька, хорошо ягусенька. На метлу твою вскачу, к людям быстро прилечу.
( В зале зажигается свет, занавес закрывается).
Сцена третья.
Хозяюшка:
Что же, что же вы притихли
Почему не веселы,
Ваших песен не слыхать,
Головы повесели.
Выходят матрешки, исполняется песня " Матрешки" музыка Ю.Слонова.
Хозяюшка: Ай да матрешки, ай да молодцы, чем же мне вас порадовать?
Ох, возьму я чугунок
Да поставлю на шесток
Печка русская топись
В чугунке кисель варись.
Пока кисель вариться
Пусть в горнице будет песня литься.
(Исполняется русская народная песня " Во горнице воновой")
Хозяюшка:
Что за чудо вот дела
Кисель, я точно завела
Поставила я на шесток,
Куда же делся мой горшок.
( Чугунок исчезает с места, пока обращается к детям чугунок опять появляется. И так два раза).
Дети, а вы не видели
Дети: Видели, видели, вот он!
Хозяюшка: И, правда, вот он. Видно померешелось мне, ой, ой, ой, опять пропал.
Ведущая: Да что с тобой, вот же он, стоит, как стоял.
Хозяюшка: Ох, и уморилась я
Звучи песенка моя.
(Исполняется песня " Я на горку шла")
Сцена четвертая.
( В зале гаснет свет, освящается сцена).
Баба-Яга: Ах, ты умненький, мой хвалю, хвалю. Видела, видела. И где же это ты таким премудростям научился. И в кого ты такой смышлененький. Только что-то ты не весел, что-то голову повесил.
Кузя: Ох, и весело у них. И пляшут и поют, угощенья готовят.
Баба-Яга: А это чем тебе не угощенье??
На первое суп соитие, на холодной воде.
Крупинка за крупинкой, гоняются с дубинкой.
На второе пирог – начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем, да с собачьем сердцем.
На третье значит, сладкое,
Да сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту!
Кузя: Да не хочу я твоего угощения. Ты петь как они не могёш!!
Баба-Яга:
Нечто я да не смогу
При моем да при уму,
Чай не лаптем щи хлебаю,
Соображаю что к чему.
Пропоем с тобой частушки, да-а-а! –
Петь, конечно, буду я,
Ты не сможешь, так как я!
(Исполняются частушки Бабы – Яги.)
Кузя:
Слушай бабка ,хватит петь,
Не могу больше терпеть.
От твоих частушек уши
Завернулись словно груши.
Лучше к людям, я пойду
И ребят повеселю.
Баба-яга: Кузенька, не пугай ты меня! Не уходи яхонтовый мой. Чего у чужих то делать тебе? Так и быть крендельков напеку, киселя наварю!
Кузя: Не хочу твоих крендельков из сушеной травы, хочу из пшеничной муки, да чтоб сахарком были посыпаны. И вообще я играть хочу!
( Кузя уходит).
Баба-Яга: Не пущу! Вернись домой! Ну, да ладно! Раз отомщу, два сильно отмщу!
Исполняются страданья Бабы-Яги. В зале зажигается свет, сцена закрывается.
Сцена пятая. Хозяюшка заходит, приносит валенки.
Хозяюшка:
Ох, на улице мороз,
Заморозил щеки, нос
Надо валенки надеть
Свои ноженьки погреть.
Выходят девочки.
Мы девчонки маленьки
У нас красивы валенки
Наденем их на ножки
И спляшем на дорожке.
Исполняется танец "Валенки"
Хозяюшка: Сразу теплее стало, вот я дров сейчас подкину, еще теплее станет.
(Подкладывает поленья в печь, а поленья вылетают обратно)
Это что за чудеса такие сегодня творятся! ТО чугунок пропадает, то поленья сами из печи выскакивают.
Ведущая: Это наверно домовой с нами заигрывает!?
Хозяюшка: Как же я могла забыть! День то сегодня какой особенный1 День Кудесы! Именины у всех домовых!
( Хозяюшка стучит кочергой по печи)
Кузя: Ой, ой!
Хозяюшка: И, правда, домовой. Ну что же ты там сидишь, выходи!
Кузя: Я боюсь.
Хозяюшка: Не бойся, мы тебя не обидим.
(Кузя вылезает из печи, весь чумазый.)
Хозяюшка: Какой ты чумазенький, славненький. Надо бы тебя отмыть, да на лавку посадить.
Кузя: Разве вы не знаете, что у меня сегодня аменины?
Хозяюшка: Ой, забыли Кузенька, ой, забыли сладенький, но ты на нас не обижайся. Ребята принесли целый сундук подарков, там и для тебя чего ни будь, найдется, а пока вот возьми плюшечку с молочком.
Кузя: Подарки я люблю, ну давай скорее дарите!
(Ведущая открывает сундук и достает рубаху и показывает Кузе).
Ведущая: вот посмотри, какую рубаху мы с ребятами для тебя приготовили.
Кузя: Красивая то какая, ну одевайте же скорее.
( Надевает рубаху, красуется перед зеркалом).
Ребенок:
Шалуны балуны,
Выбегайте со двора,
Становитесь играть
Зарю - Зарницу выбирать.
Проводится игра Заря-Зарница.
Ведущая: Долгими зимними вечерами, не только пели, плясали, но и очень много трудились. И мы с ребятами знаем много пословиц и поговорок о труде.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде)
Хозяюшка: Красоту природы и всю красоту нашей Руси люди воплощали в народно-прикладном искусстве. Так появились расписные прялки, посуда, самовары, подносы, а для маленьких делали яркие красочные игрушки. А вы что ни будь, знаете об этом?
Ведущий:
Эй, девчонки хохотушки,
Запеваете-ка частушки,
В них звучит пускай сама,
Золотая хохлома.
(Дети исполняют "Частушки")
Раздается голос из-за сцены. В зале гаснет свет и в это время Баба-Яга крадет месяц.
Чтоб вокруг все зазвенело
Затрещало, запищало
Чтоб темно в деревне стало.
Хозяюшка: Что такое? Чудеса еще не закончились? Почему же так темно на улице стало.
Кузя: Это все проделки Бабы-Яги, она на меня осерчала за то, что я к вам убежал. Вот она месяц и украла.
Хозяюшка:
Ну, ничего, горю я могу помочь
В руки ложки вы возьмите,
Бубенцами зазвените,
Будем месяц вызволять,
Будет месяц вновь сиять.
(Дети исполняют оркестр "Светят месяц" р.н.м. в инструментальной обработке)
Появляется месяц из-за ширмы.
Месяц:
Вы ребята молодцы
Так играли в бубенцы
Что появился я опять,
Вам дорогу освещать
Появляется Баба-Яга, Кузя прячется.
Баба-Яга: Ну, что радуетесь, веселитесь, не прошли мои проделки. А у Бабуленьки почитай с Рождества во рту крошечки не было.
А вы Кузеньку моего не видели?
Дети: Нет, не видели?
Баба-Яга: Ой, пропал мой яхонтовый, беда, беда, мне. Что я без него делать теперь буду? Ой. Волки наверно его съели.
Плачет. Хозяюшка и ведущая успокаивают её.
Ведущая: Ну, хорошо, горю, мы твоему поможем. Только обещай, что обижать его не будешь. Да кормить повкуснее будешь, а то он у тебя вон какой худенький.
Появляется Кузя.
Баба-Яга: Ой, ты мой яхонтовый, да нарядный то какой.
Кузя: Это ребята мне подарили.
Баба-Яга: Ну ладно пойдем дел у нас очень много.
Кузя: Не хочу, не хочу мне здесь очень хорошо, весело.
Баба-Яга: Хорошо конечно, а про меня старую совсем забыли, вон вы все, какие нарядные, а я то ужо, поди, как сто лет последнею обнову справила. Я смотрю, не кого не обидели.
Ведущая: И тебе подарок найдется, вот посмотри.
Дарят платок Бабе-Яге.
А, как наши девочки хоровод умеют водить с платками, хочешь посмотреть?
Баба-Яга: Конечно, хочу!
Хозяюшка: Тогда оставайтесь с нами!
Кузя: Бабулечка давай останемся?
Баба-Яга: Ну да ладно, так и быть останемся!
Девочки исполняют "Хоровод с платками" под песню "Оренбургский платок".
Баба-Яга: Я гляжу, вы все умеете, а играть то вы можете?
Проводится игра " Баба-Яга костяная нога"
Баба-Яга:
Ох, и устала я
Эх, сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто смышленей погляжу.
Загадывает загадки
Молодцы ребята, смышлененькие, за это вам мой подарок.
Дети с другой группы исполняют танец "Гжель"
Хозяюшка: Лучше нет радости, для ребят, чем сладости.
Ребенок:
Эй, ребята ложкари,
Ложки поскорей бери,
Разбирайте, поспешите
Пляску с ложками начните.
Исполняется танец "Кадриль"
Хозяюшка: Играми да плясками сыт, не будешь. Славится русский народ гостеприимством и угощеньем. Чем же гости вас угостить?
Разведу-ка я блинков.
Вытаскивает кастрюлю
Баба-Яга: Да разве этого на всех хватит? Мало, мало!!
Хозяйка берет кастрюлю побольше.
Все: Мало, мало!!
Кузя и баба-Яга выносят очень большую кастрюлю, в ней сидит ребенок (тесто), он появляется из кастрюли и говорит:
Тесто: Я тесто душистое, мягкое пушистое. Чтоб, блинов испечь вы сначала меня поймайте! (убегает, Кузя и Баба-Яга ловят его).
Исполняется песня " Ой блины мои блины вы блиночки мои"
Баба-Яга вносит на подносе блины и раздает всем гостям.
Хозяюшка:
У праздника есть начало,
У праздника есть конец.
Кто с нами играл и смеялся
Весь вечер тот был молодец
В деревне уж гасятся свечи
На небе сверкает вновь месяц
И звезды опять зажигаются
И сказка для всех продолжается
Загадаем все желания,
Чтобы легче стало расставание.
Все вместе:
Чтобы счастье и веселье
Были в доме круглый год
Чтоб гостей невпроворот.
Рекомендуем посмотреть:
Зимняя спартакиада в детском саду. Сценарий
Зимняя сказка в разновозрастной группе в детском саду с ОНР и ЗПР. Сценарий
Сценарий открытия снежного городка на улице
Зимний спортивный праздник на улице в детском саду. Сценарий
Похожие статьи:
Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе