Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Духовно-нравственное воспитание дошкольника на культурных традициях своего народа
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», -
В.В. Зеньковский.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание к нему необходимо с дошкольного возраста.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо формировать через приобщение к культурному наследию своего народа.

Главной целью воспитания - является развитие нравственных качеств личности ребенка, его социализация в процессе организации педагогической работы с детьми.
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач:
воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – Марийскому краю и большой Родине – России;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Из опыта педагогической практики складываются принципы воспитания.
П е р в о е - принцип культуросообразности в воспитании, которое основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфических особенностях, присущи традициям тех или иных регионов, не противоречащие общечеловеческим ценностям.

В т о р о е - принцип расширение связей ребенка с окружающим миром предполагающие преодоление имеющиеся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Т р е т ь е – принцип приоритетности регионального культурного наследия, которое означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов. композиторов, художников.

И ч е т в е р т о е – это принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требующие сознания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развитие ситуации.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ его личности, поэтому важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник русской педагогики – отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся ему близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. В старшем возрасте – мир родного марийского края и, наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком народа, его народными традициями, укладом жизни, и, таким образом, формируем любовь к своей семье, к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, одними из которых являются: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первом социальном общественном институте – детском саду, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также чувства, черты характера, которые незримо связывают дошкольника со своим народом, что существенно влияет на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке, который усваивает ребенок, в песнях, музыке своего народа, в игрушках и в играх, в которые он играет. Малыш естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, обрядов, нравов людей, среди которых живет.
По единому мнению русских и советских педагогов, именно музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей. К.Д, Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало: «есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения… Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» . К.Д. Ушинский выдвигает понятие об идеале в каждой нации: «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях…»
Наиболее яркой сферой выражения народного идеала является фольклор, так как это «область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа» .
Воздействие фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью, причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности – важные особенности фольклора, это естественно: произведения народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры – значит, приобщить его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура – это собрание национальных достижений. Однако нельзя слепо переносить систему воспитания одного народа на другой, даже если она совершенна. В любой системе воспитания можно брать только наиболее рациональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и понятной ребенку.
Большое воспитательное воздействие на детей оказывают и малые жанры фольклора. Так, колыбельные песни покоряют их нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички. приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь. В сказках жизненная, правда, народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство не просто композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком нравственных и эстетических идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о красоте человеческой. К.Д. Ушинский писал о сказках: «это первые и блестящие попытки русской народной педагогики…» . Сказки развивают личность, ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать и добиваться осуществления настоящей, большой мечты. Ведь в народных сказках – предчувствие социального и технического прогресса, мечта о нем.
Большое воспитательное значение произведений устного народного творчества отмечали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания», писал А.С. Макаренко.
Поэтому желательно, что бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок, так как выбор сказки имеет большое значение. Конечно же, лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. в русском сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. Точно так же и у других народов имеется богатейший запас сказок. По мере роста ребенка следует переходить к сказкам о человеческих отношениях.
По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления, благоприятных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетическое, духовно – нравственное и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активируют поток мысли, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить, словами.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общими переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, развлечений, досугов и посиделок.
Праздники в детском саду и семье начинаются с осени. Детям предлагаются праздничные развлечения, сюрпризы. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха. Первым таким праздником является – «Прощай лето, здравствуй Осень». С октября начинаются народные календарные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека.
Осенние праздники и развлечения - «Ярмарка», «Осенины», «С днем рождения родная Республика», «Моя родина – Россия».
«Зимушка-зима» - так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода. Этот период времени также богат народными праздниками.
Самым любимым и запоминающимся является масляная неделя и сам праздник «Масленица». Дети каждый год ждут его с нетерпением. Всю неделю идет подготовка, детям на занятиях рассказываются о традициях и обрядах народа, разучиваются масленичные песни, проводятся народные подвижные игры. Участки детского сада в масленицу преображаются: ледяные горки, снежные дворцы и крепости. Запоминающимся моментом праздника является катание на санном поезде, спортивные состязания, угощение блинами, а так же сам кульминационный момент сжигание масленицы, где дети приговаривают:
Приди, Весна-Красна,
Принеси нам тепла!
Приди, погода ясная,
Приди, солнце красное!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью!
Солнце, землю согревай,
Дай богатый урожай!
Кроме того детей знакомим с древним обрядом прощения всех обид, накопленных за год, они просят прощения у взрослых, а также друг у друга со словами «Прости меня, пожалуйста, ели, в чем виноват перед тобою».
Также детям нравятся такие зимние праздники и развлечения – «Новый год», «Рождество», «Святки», «День рожденье домовенка Кузи», «Зимние посиделки у огонька», «Наша слава Русская держава», «Защитники отечества».
Начало нового года по народному календарю приходится на время первого движения природы к таянию, пробуждение от зимней спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. К сожалению, скрытые возможности весенних праздников ныне далеко не исчерпаны. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Д. Ушинского, который говорил: что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно .
В нашем детском саду проводятся такие весенние праздники и развлечения – «Очень мы вас любим», «Новоселье птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Пробуждение природы», «Троица». Также хочется сказать о том , что наши дети участвуют в «Колумбовских чтениях».
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
По окончании праздничного периода педагоги с детьми старшего возраста организуют итоговые беседы.
Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему тот или иной праздник отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.
Познавательные беседы развивают мышления ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Ежегодно в нашем районе проходит конкурс «Пеледше тукым». К этому дню все коллективы готовятся с большей любовью, так как именно этот фестиваль сближает нас и детей с национальной культурой. Разучиваем песни, танцевальные композиции, готовим художественное слово, шьем сами костюмы. Мы гордимся тем, что в нашем детском саду воспитывается «звездочка» Алпаева Полина. Она является неоднократной победительницей конкурса «Пеледше тукым», а в этом году заняла первое место в республике среди чтецов. Вместе со своим братом Сергеем и мамой Лидией Витальевной они участвовали в «Колумбовских чтениях».
Также каждый год наш коллектив принимает участие в конкурсах и фестивалях:
• конкурс «Медвежонок – символ заповедника»
• фестиваль декоративно-прикладного творчества «Все из дерева»
• выставка цветочных композиций «Юннат – 2006»
• конкурс «напиши Аленке»
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками детской школы искусств помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколениями. Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.
В детском саду организован кружок «Радость творчества». Занятия с детьми выдуться по программе «Радость творчества» автора Ольги Анатольевны Соломенниковой. Данная работа посвящена ознакомлению детей 5-7 лет с народным искусством и включает в себя авторские разработки, сценарий и праздников развлечений.
Эстетическое воспитание детей основывается на интеграции различных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
Цель работы – это развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Основными задачами являются:
Расширять представления детей о многообразии предметов народно-прикладного искусства. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и.т. д.
Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов. Лепить их глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способами.
Система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:
тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное);
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и.т.д.)
активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
использование различных методов и приемов в работе с детьми.
При организации занятий практикуем игровые формы обучения, посещаем выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, организуем театрализованные представления и досуги. В детском саду организована стена творчества, где размещаются и периодически обновляются лучшие работы детей.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Саккулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает и в руководстве их изобразительным творчеством» .
Конечно же, одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним – это посещение музеев. К сожалению, для многих детских садов это большая проблема. Очень сложно вывести детей в места, где можно посетить музей. Поэтому сотрудники детского сада вместе с родителями организовали мини музей, где дети знакомятся с предметами старины родного марийского края. К сожалению, имеется и тот факт, что многие дети и их родители не знают свой родной язык, не говоря о народной культуре. Поэтому учитель марийского языка в нашем детском саду знакомит детей с языком и культурой народа мари.
В перспективе планируется создать мини музей «Русская изба», где дети могут не только познакомится с предметами старины, но свободно использовать в сюжетной игре (ложки, чугунки, самовар, глиняную посуду и многое другое). Также в интерьере будут использоваться предметы сделанные самими детьми. Например: ложки из бересты или расписная глиняная посуда и.т.д.
Задача заключается в том, чтобы ребенок осознавал понятия «прошлое», «настоящие», «время». Умел ощущать себя в потоке времени как продолжателя дела предков. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большей воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей.
В заключение хочется отметить, что самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.
Итак, освоение детьми результатов совокупно творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим, а творческим путем. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.
Литература:
1. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М. – Л., 1963.
2. Кокуева Л.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
3. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Каримова Л.Г. , Семикова Л.А. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000. -96с.
4. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима / авт.- сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2005, - 83с.
5. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна / авт.- сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2005, - 111с.
6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей._ М.: ТЦ «Сфера», 1998. – с 4.
7. Соломенникова О.А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Ушинский К.Д. Соч., т.1. М.- Л., 1948,с.131.

Рекомендуем посмотреть:

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника
Сценарий фольклорного праздника в детском саду | Досуг в детском саду с презентацией ко дню рождения республики Марий Эл
Опубликовано: 3391 день назад (10 сентября 2015)
Просмотров: 7271
Рубрика: публикации
0
Голосов: 0
Дарья Алексеевна Сахно # 11 сентября 2015 в 04:33 +1
Разделяю ваши взгляды на духовно-нравственное воспитание будущих поколений. Добавила бы еще посещение исторических культурных мест и музеев, а также интерактивную составляющую (например, просмотр фильмов о родном крае).