Досуг в детском саду с презентацией ко дню рождения республики Марий Эл
Конспект досуга ко дню рождения республики Марий Эл "Цвети, мой край родной"
Цель: формировать чувства патриотизма, любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, своему Отечеству, продолжать знакомить детей с историей и культурой народа Мари средствами ЭОР совершая виртуальные этнотуры по Республике Марий Эл. Методический материал: конспект, презентация. Оборудование: проектор, музыкальный центр, ноутбук, подключение к сети интернет. Музыкальный репертуар: Гимн России; Гимн Марий Эл; «Гусли»; «Марий Эл Республика моя» студия звук, песня «Марий Эл» Слова В. Изиляновой, Музыка В. Захарова (сборник Музык Йочасадыште 1994г.); танец с полотенцами «Марий солык»; «Авай, молан кенеж шортеж» слова В. Абукаев, музыка С. Маков (Диск Вечаслава Осипова «Осенние настроение» тр.2); игра «Лапти»; «Модына веселан» слова Ю. Исакова, муз. С. Макова с шумовым оркестром; Горномарийская плясовая.
Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о государственной символике России, Марий Эл; посещение мини музея ДОО, музея при библиотеке, знакомство со сказкой «Ший пан, ший Пампалче», посещение виртуального музея им. Темофея Евсеева с Пампалче, разучивание пословиц, поговорок, песен, стихов, танцев.
Примечание: педагогу необходимо свободно владеть ИКТ и сетью интернет
Звучит песня «Марий Эл республика моя» дети в национальных костюмах исполняют танцевальную композицию, по окончании выстраиваются полукругом. (Слайд 1) 1.Ведущая в национальном костюме: (Слайд 2)
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С.Д. Дрожжин) 2.Ведущая: сегодня 4 ноября, когда вся страна отмечает «День независимости» наша Республика празднует и свое день рождение. Ведущая: Республика Марий Эл входит в состав Российской Федерации, нашей большой Родины России Ребенок: У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов) Диктор за кадром: звучат главные песни России, Республики Марий Эл (Слайд 3 звучит гимн России) (Слайд 4 звучит гимн Республики Марий Эл)
(под звуки гуслей дети читают стихотворение А. Подольского)
«О, Марий Эл» (слайд 5)
1-ребенок
Простор полей и красота лесной поляны
Богатство нив и колокольный звон церквей.
Улыбки детские, и веером фонтаны,
Как доброта живущих здесь людей. 2-ребенок
Исконный край отечества – марийский,
Из глубины веков история твоя.
Наш край лесов родной и близкий,
Мы навсегда с тобой, российская земля! 3-ребенок
Здесь тишина озер, благоухают травы,
А в поднебесье – птичьи голоса.
И в майский день отцовской славы
Оркестров радуга и первая роса.
Исполняется песня «Марий Эл» Слова В. Изиляновой, Музыка В. Захарова (сборник Музык Йочасадыште 1994г.)
Ведущая: (слайд 6)
На карте России Республика есть
О ней рассказать вам мне выпала честь
Зовется она – Марий Эл и всегда
О ней говорю с удовольствием я.
Ведущий: Взгляните на карту Республики Марий Эл и вы увидите на ней 14 районов и 4 города.
А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину и посмотрим, что вы знаете о нашем крае.
Викторина
1. Что мы называем Малой Родиной? (слайд 7)
2. Как называется наш район?
3. Назовите города нашей Республики? (слайд 8)
4. Какой город является столицей нашей Республики? (слайд 9) Ведущая: Много есть на земле городов,
Но навеки ты сердцу мила,
Разодетая в зелень садов,
Дорогая Йошкар-Ола Ведущий: Современная Йошкар-Ола – красивый и нарядный город. Живописные рощи окружают его со всех сторон. Все лето на площадях, бульварах, скверах растут розы, шумят листвою клены, березы, тополя. Девочки исполняют танец с полотенцами «Марий солык» Ведущий: (слайд 10) Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа. На протяжении 155 километров по нашей Республике протекает Волга – самая длинная и многоводная река Европы. Среди лесов и болот берут начало сотни родников и ключей, которые питают реки и озера нашего края, а так же Волгу. А как красив родной язык. Он несет информацию из глубины веков, это живая связь, соединяющая поколения народа в одно великое историческое целое. В языке нашего народа сокрыты все его думы и чаяния, его характер, его стремления.
Очень красиво в своем стихотворении пишет Семен Вишневский о нашем крае, вот послушайте.
(Выходят дети и читают стихотворение)
Шочмо мланде
1 ребенок:
Илышим да вийым
Пуэнат мылам.
Куш ом кай, ом мие –
Тый декет толам.
2 ребенок:
Нур кава умбалне
Чучкалта турий.
А чашкер лонгаште
Шушпык шып ок лий.
3 ребенок:
Икте-весышт дене
Нуно танасат…
Мыйын вер-шоремым
Мокталтем мурат.
4 ребенок:
Шочмо мланде веле
Лишыл мыланем.
Лачак тудын дене
Чон канен илем.
6 ребенок:
Калыкем пеш поро
Да ура чонан.
Таче тиде мурым
Полеклем тудлан
Песня «Авай, молан кенеж шортеж» слова В. Абукаев, музыка С. Маков (Диск Вечаслава Осипова «Осенние настроение» тр.2)
Звучат гусли Ведущий: ребята вы слышите эти волшебные звуки…
В это время в зале появляется Пампалче в руках у неё туесок.
Пампалче: Поро кече! Добрый день ребята! Я Пампалче, вы меня узнали? Из какой я марийской сказки? Ответы детей: «Ший пан, ший Пампалче»… Пампалче: Правильно, молодцы. Я уже давно за вами наблюдаю, слушала, как вы читаете стихи, поете песни, вот не удержалась и решила к вам на огонек заглянуть. Ведущая: это хорошо, что ты к нам заглянула, сегодня мы прославляем и восхваляем в стихах и песнях наш Марийский край. Пампалче: Шочмо мланде-кидкопаште шегре, это пословица говорит о том, что «Родная земля и в горсти мила» Ведущая: а наши ребята тоже знают пословицы о родной земле
- Родная земля – мать, чужая – мачеха.
- Кто, где родился, там и пригодился.
- На родной стороне и камни кланяются.
- На Родине тебе и дерево улыбнется.
- На родине и пасмурный день светел. Пампалче: молодцы ребята, пришла я к вам не с пустыми руками, вот туесок, в нем лежат предметы народного быта, то чем пользовались наши бабушки и дедушки, я буду загадывать вам загадки, а вы, если отгадаете, я вам его покажу.
Зубов много,
А ничего не ест. (Гребень)
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
Чтобы себя одеть прокормить, нашим предкам приходилось очень много работать, но и отдыхать они умели, особенно в праздники собирались на посиделки, пели песни, играли в игры. А вы любите играть?
Тогда мы сейчас с вами поиграем в народную игру «Лапти»
Проводиться игра «Лапти»
Описание игры: дети встают по кругу, ведущий в центре в руках размотанные лапти, ведущий крутит лаптями возле ног игроков, кто не успевает подпрыгнуть и наступает на лапти, тот выбывает из игры.
Ведущая: Модына веселан
Дети исполняют песню «Модына веселан» слова Ю. Исакова, муз. С. Макова с шумовым оркестром на припеве.
Пампалче: Ребята, я вам уже рассказывала как жили наши предки и мы даже побывали (виртуально) в музее Т.Евсеева который находится в нашей столице.
Пампалче: молодцы ребята, сегодня мы с вами совершим еще одно путешествие в один из городов нашей республики г. Космодемьянск. В Этом городе есть один замечательный музей под открытым небом, куда мы с вами и отправимся.
Дети вместе с Пампалче совершают виртуальный тур в музей под открытым небом
(Слайд 12)
Путешествие сопровождается небольшим рассказом
(Коллекции музея состоят из хозяйственных построек: ветряной мельницы, кузницы, жилой избы, амбаров, бани по - черному, бани по - белому и многих других, Площадь музея составляет более пяти гектаров. На его территории построено более 60 различных объектов и строений, собрано свыше 2000 экспонатов старины, предметов труда и быта горных мари. Здесь собрано все типичное, характерное для старинных поселений, жилищ и надворных построек, хозяйственного и бытового инвентаря марийских крестьян. Представленные в нем объекты и экспонаты дают полное представление о хозяйственных занятиях, постройках, жилищах, транспортных средствах, орудиях труда, бытовой утвари крестьян) Пампалче: вам понравилось путешествие? Чем оно вам запомнилось?
Ответы детей
(дети исполняют Горномарийскую плясовую)
Пампалче: спасибо вам ребята за прекрасное время, которое я провела вместе с вами. Мне хотелось бы вас отблагодарить и я приготовила для вас сюрприз. У нас в гостях фольклорный ансамбль «Пеледыш». Встречайте!
Пампалче: нам пора прощаться, до свидания ребята до новых встреч! Ведущий: Марий Эл! Тебе все поздравления,
Дружная республика моя!
Поздравляем с днем тебя рождения.
Мира тебе, добрая земля!
(Дети расходятся по группам)