Выразительное чтение и театральные постановки как средства социально - культурного воспитания младших школьников.
Автор: Смирнова Светлана Юрьевна,воспитатель в группе продлённого дня.
Описание: Данный проект разработан на ознакомление с сериями книг и итоговой театральной постановкой. Рассчитан на детей 7-11 лет.
Проект может быть полезен педагогам начальной школы, педагогам дополнительного образования, руководителям театральных кружков. Данный проект направлен на представление выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы с младшими школьниками, способствующего возникновению и развитию у детей интереса, любви к книге, чтению, слову, стимулирующего творческие, эстетические способности, активизирующего возможность самовыражения, самопроявления, самоутверждения ребенка..
Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
Современный этап развития российского общества характеризуется принципиально новой социокультурной ситуацией: нарастанием тенденций расширения влияния на человека массовой культуры и разрушения богатейшей системы человеческих ценностей. В условиях меняющейся влиятельной моды, при господстве приоритета вседоступности и вседозволенности, когда обрушивается на общество вал различных аудио-видео-теле и прочих средств, нередко подменяющих своими подделками картину изображения подлинной жизни человека с ее сложнейшими поисками правды, добра, высокой духовности, нельзя оставаться равнодушным к тому, что, именно дети остаются вне влияния высокого искусства.
Падение духовности, нравственности, общей культуры общества, и особенно подрастающего поколения, непосредственно связано с кризисом чтения. Россия перестала быть «самой читающей страной мира». В наши дни возрастающая роль информационных процессов в общественном развитии изменила отношение к чтению - изменилось качество чтения. Тогда как чтение – важнейший элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Интеллектуальный потенциал вырастет лишь из читающих детей.
Данные социологических, психологических исследований убеждают, что в XXI веке дети отдают предпочтение деловому чтению, которое выполняет информационную функцию, развивает логическую часть мышления, получается - растим левополушарных людей, тогда как, именно правое полушарие мозга отвечает за воображение, фантазию, творчество.
Снижение интереса именно к художественной литературе выступает, одновременно, и как причина недостаточного нравственного, эстетического развития растущего человека, гиперактивной его практичности, эмоционально-эстетической инфантильности.
Психологи утверждают, что мультимедийные компьютеры, современная виртуальная реальность оттеснили живое слово, книжную культуру и, как следствие, заметно упала культура общения, падает грамотность. В прямой связи с этим актуализируется проблема поиска действенных методов педагогической работы, способных
содействовать восстановлению высокой миссии литературы, активизировать нравственно-эстетическую роль чтения, приобщающего растущего человека к высокому искусству.
Концепция проекта
Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать художественное чтение и театральную деятельность ребенка как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания.
Чтение, которое требует многообразной аналитической и синтезирующей работы ума и сердца, в 20-е годы прошлого столетия иногда называли "вчувствованием". Оно вводит в замысел автора, в особенности, в суть конфликтов, характеров действующих лиц, во все своеобразие художественного мира данного произведения искусства, при понимании общих законов художественного творчества. М.И. Цветаева определяла такое чтение как «соучастие в творчестве», призванное обогащать духовный мир человека, укреплять потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность - одна из главнейших и благороднейших в системе духовных ценностей личности.
Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей – это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности.
«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» - писал П.Ф. Келлерман. Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством – это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя.
Цель проекта - проверить продуктивность выразительного чтения и театральной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста как средства социально – культурного воспитания.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей интереса, любви к книге, чтению.
2. Стимулировать творческие, эстетические способности.
3. Активизировать возможность самовыражения, самоутверждения младшего школьника.
Выразительное чтение рассматривается как метод творческой деятельности детей-читателей, позволяющий осваивать произведения искусства слова эстетически, т.е. на личностно значимом уровне. Обратимся здесь к мысли литературоведа - A.M. Левидова: "Проблема "как читать художественную литературу" только кажется простой».
Художественное чтение взаимосвязано с литературой, театральным искусством. Теоретической основой искусства художественного чтения является театральное наследие К.С. Станиславского. Гениальный актер, режиссер и театральный педагог создал школу воспитания актера, представляющую собой целостное, научно достоверное учение о законах актерского мастерства, что имеет мировую известность как "система Станиславского». В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяет пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрских работ. "Не верю!" — фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма Станиславский. Согласно Системе Станиславского актёр должен максимально вживаться в роль. Восклицание «Не верю!» означает, что в игре актёра чувствуется ненатуральность.
Целенаправленность выразительного чтения проявляется в активности, эмоциональности словесного действия, преследующего конкретную цель - поделиться своими мыслями, чувствами, выразить свое отношение к читаемому произведению. Осознанно воздействовать на слушающих: какие мысли, чувства пробудить, чтобы «заразить» ими слушателя, помочь ему увидеть, пережить то, что вижу, переживаю и я; к каким выводам подвести.
Методы и приёмы для достижения цели
-Выразительное чтение по книге,
-Выразительное чтение по ролям;
-Беседа о прочитанном;
-Детские рисунки;
-Герои книг оригами;
-Посещение детской библиотеки;
-Литературные игры, викторины, КВНы;
-Игры- драматизации;
- Театральные постановки.
Ожидаемые результаты.
Данный проект направлен на представление выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы с младшими школьниками, способствующего возникновению и развитию у детей интереса, любви к книге, чтению, слову, стимулирующего творческие, эстетические способности, активизирующего возможность самовыражения, самопроявления, самоутверждения ребенка. Он эстетически ориентирован на раскрытие индивидуальных творческих потребностей и возможности растущей личности.
Выразительное чтение естественно включает и читателя, и слушателя в процесс сотворчества с писателем и, одновременно, активизирует эстетические реакции, эмоции, стимулирует заинтересованное отношение к читаемому как источнику радости, игре, а игра - основная форма возрастных потребностей ребенка. Этот процесс тем действеннее, чем выше развита способность руководителя чтением детей (родителя, воспитателя, учителя, библиотекаря) выразительно читать произведения литературы.
Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проектирования:
Первый этап с целью: анализа современного состояния проблемы, изучения психологической, педагогической, методической литературы по теме проекта. Посредством анализа, обобщения школьного и внешкольного опыта, в процессе наблюдения определялись основные тенденции работы по выразительному чтению с детьми.
Второй этап с целью: выявить место и роль выразительного чтения и театральной деятельности как метода педагогической работы; апробировать эффективность принципов педагогики сотворчества для формирования читательской деятельности детей.
Третий этап связан с анализом результатов проекта, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой материалов.
Данный проект рассчитан на три года. Возраст детей 7-11 лет. В течение данного времени ребята группы продлённого дня знакомятся не только с серией произведений, указанных в проекте, но и большим количеством книг известных и молодых авторов: С. Лагерлеф, А. Волков, Н.Носов, П.Бажов, А.Линдгрен, А. Толстой, Р.Киплинг, П. Ершов, В. Губарев, М.Макиенко, Э Успенский и многих др. Закрепляют и расширяют знания в игровых и познавательных программах: «Поле чудес», литературное сражение, игра- викторина, литературный ринг, «Что? Где? Когда?». Самыми интересными стали: Игра викторина «Наш любимый Буратино», ринг «Вечер Павла Бажова», сражение «Путешествие Нильса с дикими гусями», конкурсная программа «В королевстве Кривых зеркал».
Данный проект разработан на ознакомление с большими сериями книг и итоговой театральной постановкой.
Первый год проекта./сентябрь-декабрь/
Проектные мероприятия:
1.Выразительное прочтение русских народных сказок
2.Конкурс рисунков «Любимые герои народных сказок»
3.Игровая программа «Спасение Королевы сказочной страны»
4.Игры драматизации «Русские народные сказки на новый лад»
5.Сказка «Репка» оригами.
6.Постановка русской народной сказки «Репка»
7.Показ пьесы в Мурзинском детском саду
Промежуточный результат
1.Дети с интересом слушают выразительное чтение.
2.Дети охотно изображают героев сказок. Придумывают новый ход событий в сказках
3.Ребёнок – инвалид отлично справился с главной ролью в пьесе, самоутвердился, преодолел трудности в общении. Все дети артистичны, уверенно держатся на сцене.
Второй год проекта./сентябрь-декабрь/
Проектные мероприятия:
1.Выразительное прочтение русских волшебных сказок
2.Конкурс рисунков по сказкам
3.Выразительное прочтение пьесы «Волшебное кольцо»
4.Конкурс детских сказочных кроссвордов
Оформление уголка «Литературная беседка» с литературными играми
5.Постановка спектакля «Волшебное кольцо»
6.Поле чудес по волшебным сказкам
Промежуточные результаты:
1.Дети охотно слушают и сами выразительно читают по ролям.
2.Для выполнения конкурсных заданий самостоятельно читают сказки.
3.Актёрское мастерство детей растет. Исполнитель главной роли освободился от внутренней скованности, улучшил память.
Третий год проекта /сентябрь-декабрь/
Проектные мероприятия:
1.Выразительное прочтение сказок братьев Гримм.
2.Выставка рисунков по сказкам братьев Гримм
3.Выставка книг В. и Я. Гримм
4.« Сон в осеннюю ночь» /литературная игра по сказкам братьев Гримм
5. «Представление не отменяется» /игра – драматизация/
6.Постановка спектакля
« Дорогой братьев Гримм»
Результаты:
1.Дети проявляют инициативу выразительного прочтения. Соревнуются в количестве самостоятельно прочитанных сказок.
2. Огромное желание участия в постановках.
Выводы.
1. Выразительное чтение - творческая, индивидуальная деятельность ребенка-читателя. Воплощение личного заинтересованного отношения к произведению, героям художественной литературы происходит через свою трактовку, интерпретацию в звучащем слове, что является естественной потребностью ребенка реализоваться, выразить, проявить себя. Выразительное чтение формирует личные чувства, представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Так постепенно ребенок закрепляет и развивает личную потребность общаться с художественной литературой.
2.Театральная деятельность в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение театральной деятельностью.
3.Формирование интереса к искусству выступает противовесом негативному воздействию окружающей действительности.
Материально- технические ресурсы.
Проектная работа проводилась в группе продлённого дня МКОУ Мурзинская СОШ.
Для осуществления проекта требуется:
•Сборники художественных произведений;
•Средства для изобразительной деятельности;
•Цветная бумага для поделок оригами;
•Театральные костюмы для сценических постановок;
•Материал для изготовления декораций, масок;
•Музыкальная аппаратура с воспроизведением СД дисков;
•Копировальная техника и ксероксная бумага.
Список использованной литературы:
1.Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.
2.Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
3.Выготский Л. С “Воображение и творчество в детском возрасте” М 1991 год.
4.Аксенов В.Н. Искусство художественного слова / Под общ. ред. В.Н. Щацкой. - М.: АПН РСФСР
5. Адамович Е.А., Карская У.М. Выразительное чтение в начальной школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 71
6.Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ, высших пед. учеб. заведений. - М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I.- 92 с.
7.Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II .-172 с.
8.Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. - 2-е изд., переработ, и доп. - Л.: Дет. лит., 1990. - 159 с , ил.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в начальной школе
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа (проект) в начальной школе, 2 класс