Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лингвистическая сказка о фразеологизмах для школьников 5-7 класса

Лингвистическая сказка о фразеологизмахдля школьников средних классов
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ Климоуцевская СОШ, с. Климоуцы, Амурская область
Описание работы: Лингвистическая сказка поможет учащимся познакомиться с миром фразеологизмов, понять многообразие значений идиом, заинтересоваться этим удивительным разделом из лексики русского языка.
Цель: расширение знаний учащимися в области фразеологии.
Лингвистическая сказка о фразеологизмах для учащихся 5-7 классов.
В некотором царстве, Лексическом государстве, жили-были слова, жили, не тужили. Синонимы работали, трудились, пахали до седьмого пота. Антонимы спорили: счастье - горе, злой – добрый. Многозначные слова, которые имеют несколько значений, включая и переносное, никак не могли договориться с омонимами, обозначающими разное, но представленное одинаковыми словами. Плеоназм был недоволен тем, что у него теперь новое имя – тавтология, старое ему больше нравилось. Литота все преуменьшала. А гипербола в отместку преувеличивала. Неологизмы создавали новые слова, архаизмы уходили на покой. Какая-то недосказанность и недоговоренность витала в воздухе.
И только фразеологизмам было хорошо и радостно на душе. А как же иначе? Соберутся они на центральной площади и начинают друг друга потешать: один баклуши бьет, другой водит за нос, третий такие истории выдумывает, что у всех волосы дыбом стоят.
А другие голую правду всыплют по первое число и веселятся! А то еще решили главного среди них искать – дым коромыслом, мечут бисер перед свиньями, ищут козла отпущения, и все без толку. Не найти достойного на это высокое звание, так как одни норовят свинью подложить, к другим на кривой козе не подъедешь, а воз и ныне там.
Выискался один профессор кислых щей, калиф на час, и давай антимонии разводить, белугой реветь и гадать на кофейной гуще, когда же прекратится этот балаган. Тянул канитель, разводил на бобах, а ничего не вышло у него. Подвел всех под монастырь, решили фразеологизмы не ждать у моря погоды до морковкиного заговения, потому как игра не стоит свеч. А то попадешь как кур во щи, а Авгиевы конюшни так и не разгребешь.
На том и порешили: очки не втирать больше, а зарубить себе на носу, отложить в долгий ящик дележку эту, чтобы не попасть в переплет в будущем и сиротой казанской не прикидываться, а им-то тертым калачам известно, как все может быть. И чтобы опять же кондрашка никого не хватила от волнения, бред сивой кобылы не нести, в калошу не сесть, а разрубить этот Гордиев узел одним махом. Да и дело в шляпе!
Нет главного среди устойчивых сочетаний. Все равны!
А в царстве – государстве жизнь дальше течет: метафоры значения переносят, эпитеты речь украшают, и только антонимы никак не договорятся: умный или глупый эту сказку сочинил?!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы Лингвистическая сказка для школьников 6 класса. Имя прилагательное Игра по русскому языку с презентацией, 6 класс
Внеклассное мероприятие для 1 - 6 классов. Медвежонок Тедди | Культура речи и речевой этикет
Опубликовано: 1149 дней назад (6 апреля 2019)
Просмотров: 2824
Рубрика: Без рубрики
+9
Голосов: 9
Ирина Ивановна Гончарова # 8 апреля 2019 в 22:09 +2
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Спасибо большое за приглашение. Прочитала Вашу сказку с большим интересом. Как Вам удалось объединить в одной сказке, казалось бы, необъединяемое. Думаю, что Вашим воспитанникам будет над чем поломать голову. Респект и голос №1.
Тамара Михайловна Лавренко # 9 апреля 2019 в 11:33 +3
Добрый день ,Тамара Васильевна! Какая интересная сказка! Все эти фразы,пословицы,поговорки,нам,поколению постарше хорошо знакомы.А дети младшего школьного возраста ,когда я произношу что-нибудь такое,смотрят широко раскрытыми глазами,не понимая о чем это я говорю. Очень хорошая и всем полезная сказка. Примите голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 10 апреля 2019 в 11:09 +3
Тамара Васильевна, спасибо за приглашение. Очень понравилось!Многие термины повторили с их значением в начале сказки, и запоминаются эти значения легче. А уж фразеологизмов сколько, да и складно подобраны!Голосую с удовольствием! +1
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 16 апреля 2019 в 07:12 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна!
Спасибо за приглашение. Прочитала Вашу сказку с большим интересом. Очень хорошая и всем полезная сказка. Примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 апреля 2019 в 11:09 +3
СУПЕР! Сказка получилась современной и многозначительной. Помогает вспомнить русский язык и особенно фразеологизмы. Голос!
Ольга Ивановна Кабанова # 28 мая 2019 в 11:33 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна!
Спасибо за подробный, хорошо и качественно оформленный материал.
Вами создана поучительная, интересная сказка.
Желаю новых творческих идей!
Материал будет востребован коллегами!
Примите мой голос +1!
Валентина Сергеевна Вешкина # 18 июля 2019 в 19:51 0
Здравствуйте, уважаемая Тамара Васильевна! Большое спасибо за приглашение! Удивительная сказка получилась у Вас: динамичная, позитивная, остроумная, познавательная! Это прекрасный материал для внеклассной работы по предмету для учителя-словесника, а может для ознакомления или закрепления!!! Успехов Вам в творчестве! Вдохновения! Примите мой голос поддержки!
Наталья Александровна Ермакова # 6 апреля 2020 в 13:47 0
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Соглашусь с коллегами, замечательная сказки! Я думаю, что данная разработка пригодится в работе многим! Желаю творческого вдохновения и с удовольствием голосую!