Лингвистическая сказка о фразеологизмахдля школьников средних классов
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ Климоуцевская СОШ, с. Климоуцы, Амурская область
Описание работы: Лингвистическая сказка поможет учащимся познакомиться с миром фразеологизмов, понять многообразие значений идиом, заинтересоваться этим удивительным разделом из лексики русского языка.
Цель: расширение знаний учащимися в области фразеологии.
Лингвистическая сказка о фразеологизмах для учащихся 5-7 классов.
В некотором царстве, Лексическом государстве, жили-были слова, жили, не тужили. Синонимы работали, трудились, пахали до седьмого пота. Антонимы спорили: счастье - горе, злой – добрый. Многозначные слова, которые имеют несколько значений, включая и переносное, никак не могли договориться с омонимами, обозначающими разное, но представленное одинаковыми словами. Плеоназм был недоволен тем, что у него теперь новое имя – тавтология, старое ему больше нравилось. Литота все преуменьшала. А гипербола в отместку преувеличивала. Неологизмы создавали новые слова, архаизмы уходили на покой. Какая-то недосказанность и недоговоренность витала в воздухе.
И только фразеологизмам было хорошо и радостно на душе. А как же иначе? Соберутся они на центральной площади и начинают друг друга потешать: один баклуши бьет, другой водит за нос, третий такие истории выдумывает, что у всех волосы дыбом стоят.
А другие голую правду всыплют по первое число и веселятся! А то еще решили главного среди них искать – дым коромыслом, мечут бисер перед свиньями, ищут козла отпущения, и все без толку. Не найти достойного на это высокое звание, так как одни норовят свинью подложить, к другим на кривой козе не подъедешь, а воз и ныне там.
Выискался один профессор кислых щей, калиф на час, и давай антимонии разводить, белугой реветь и гадать на кофейной гуще, когда же прекратится этот балаган. Тянул канитель, разводил на бобах, а ничего не вышло у него. Подвел всех под монастырь, решили фразеологизмы не ждать у моря погоды до морковкиного заговения, потому как игра не стоит свеч. А то попадешь как кур во щи, а Авгиевы конюшни так и не разгребешь.
На том и порешили: очки не втирать больше, а зарубить себе на носу, отложить в долгий ящик дележку эту, чтобы не попасть в переплет в будущем и сиротой казанской не прикидываться, а им-то тертым калачам известно, как все может быть. И чтобы опять же кондрашка никого не хватила от волнения, бред сивой кобылы не нести, в калошу не сесть, а разрубить этот Гордиев узел одним махом. Да и дело в шляпе!
Нет главного среди устойчивых сочетаний. Все равны!
А в царстве – государстве жизнь дальше течет: метафоры значения переносят, эпитеты речь украшают, и только антонимы никак не договорятся: умный или глупый эту сказку сочинил?!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы
Лингвистическая сказка для школьников 6 класса. Имя прилагательное
Игра по русскому языку с презентацией, 6 класс