Культура общения и речевой этикет.
Автор: Енина Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область.
Описание материала: Предлагаю вам статью - размышление о необходимости использования речевого этикета в качестве показателя культуры общения.
Данный материал будет полезен учителям – филологам, учащимся старших классов, просто неравнодушным к данной проблеме людям.
Цель: Привлечение внимания к проблеме культуры речи и речевого этикета в современном обществе.
Задачи:
1.Рассмотреть, как речевой этикет помогает понять представителей той или иной эпохи в литературных произведениях.
2. Показать необходимость осваивания речевого этикета с юного возраста.
3. Воспитывать у подрастающего поколения желание учиться культурной речи.
В последнее время вызывает тревогу чрезмерное употребление нецензурных слов. Некоторые пытаются узаконить мысль, что мат - национальная особенность. Эти невежды совершенно не знают истории и пытаются оправдать свой порок.
К сожалению, речевой этикет уходит в прошлое не только в жизни, но и в литературе.
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета.
«Этикет - это установленный порядок форм обхождения» - утверждает составитель «Словаря русского языка» С. И. Ожегов.
Зададимся вопросом, почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Сущностный признак речевого этикета связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.
Обратившись к произведениям художественной литературы XIX - XX веков, можно отметить, что речевой этикет дает возможность полнее представить эпоху и манеру общения людей (Н.В. Гоголь «Мертвые души»; речь героя располагает к нему читателя, заставляет искренне сопереживать (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»); «в России, - писал Л. Толстой в статье «О народном образовании»,-
мы часто говорим дурным языком, а народ всегда хорошим».
Стремительный XX век внес свои коррективы и в речь литературных персонажей. Эллочка – людоедка, героиня прославленного сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев», обходилась всего лишь тридцатью словами, с помощью этого минимального набора она могла выразить практически любую мысль. Прозвище «людоедка» дано Эллочке авторами как сравнение с людоедами племени Мумбо-Юмбо, чей словарный запас «составляет 300 слов» (то есть в 10 раз больше Эллочкиного). Ни о каком культурном богатстве внутреннего мира героини говорить не приходится.
В свое время книга так впечатлила поэта Владимира Лифшица, что он написал:
Русский язык
могуч и велик!
Из уважения к предкам
не позволяйте
калечить язык
Эллочкам-людоедкам.
Идею «Волшебного слова» В. Осеевой можно передать русской пословицей:
«Доброе слово путь к сердцу открывает».
В книге «Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал:
"Страшно не то, что молодежь изобретает особый жаргон. Страшно, когда, кроме жаргона, у нее нет ничего за душой».
Обсуждение данной проблемы с неравнодушными коллегами навело на мысль, что в какой-то степени введение цензуры в СМИ было бы не лишним. В то время как половина учеников не видит нужды в введении цензуры в периодических изданиях, дети с удовольствием слушают песни группы «Ленинград», старшеклассники интересуются книгами В. Ерофеева, В. Сорокина, где ненормативная лексика активно присутствует.
И вот какие выводы мною сделаны.
Произведения художественной литературы XIX - XX веков подтверждают мысль: речевой этикет, действительно, является показателем культуры общения.
Отношение в обществе к речевому этикету изменилось. Появилось достаточное количество людей, которые не считают необходимостью придерживаться правил в речи.
В СМИ идет неприкрытая поддержка ненормативной лексики.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал:
«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды».
Осваивать речевой этикет необходимо с раннего детства: в детском саду, в начальной школе, в старших классах, в институте, чтобы культура речи стала необходимостью для каждого человека в нашей стране.
Список литературы:
1.Гоголь Н.В. Мертвые души - М., Русская книга ,1999 г. 8 глава,часть 1
2.Достоевский Ф.М. Бедные люди – М., Художественная литература,1984 г.
3.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание - М., Художественная литература.,1970 г. стр.44
4. Толстой Л.Н. Статья о народном образовании-1861 г.
6.Ильф И.А., Петров Е.П. 12 стульев- М., Хабаровское книжное изд-во,1987 г. Часть 2, Глава 21
7.Лифшиц В.А.- Исповедь манекена, М. 1961, с. 123
8.Осеева А.В. Волшебное слово-М., Детская литература, 2008 г.
9. Чуковский К.И. Живой как жизнь-М, Зебра Е,2001 г.
10.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном - М,. Просвещение 1985 г. Письмо 19
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия для школьников по теме: Этикет, вежливость
Беседа: Права и обязанности учеников
Внеклассное занятие с презентацией по культуре речи: Речевой этикет, 9 класс
Внеклассное мероприятие для 7-8 класса. Этикет
Похожие статьи:
Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками
Этикет для школьников. Правила поведения в компании
Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками
Правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в кинотеатре