Советы учителя-логопеда родителям
Памятка для родителей: "Ребятам о тигрятах или как научить ребенка рычать."
Автор:
учитель-логопед Ковальских Татьяна Александровна
Цель:
Оказание практической помощи родителям в коррекции произношения сонорных звуков у дошкольников.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на важность проблемы нарушения звукопроизношения у дошкольников.
- Дать рекомендации по работе с детьми.
- Познакомить с интересными упражнениями и некоторыми оригинальными приемами работы.
Нарушение речевого развития у детей с каждым годом становится все более серьезной проблемой. Ежегодно обследуя дошкольников, специалисты отмечают рост процента детей имеющих те или иные отклонения в развитии речи. Однако, очень часто, родители не понимают всей глубины проблемы и на вопрос учителя-логопеда о том, что их волнует, отвечают: «Научите моего ребенка произносить звук «Р».
Как правило, вместе с нарушением звукопроизношения у детей выявляются нарушения грамматического строя речи, несформированность функций фонематического анализа и синтеза, бедность словарного запаса, проблемы с развитием связной речи, нарушения моторной сферы и другое. Однако, в сложившейся сегодня ситуации, когда при поступлении ребенка в школу третья часть первоклассников приходит с горловым произношением звука Р, возникла необходимость дать несколько простых и полезных советов родителям. Еще раз обратим внимание, что чаще всего – это лишь вершина айсберга, видная невооруженным глазом… Лучшим вариантом все же будет помощь квалифицированного специалиста или хотя бы консультация с ним.
Тем не менее, вот
несколько полезных советов:
- С раннего детства приучайте ребенка есть грубую пищу. Чаще давайте малышу грызть морковку, и вы поможете ему укрепить мышцы щек, языка.
- Как это не покажется странным, но маме при общении со своим малышом лучше красить губы яркой помадой. Так ребенок с детства начинает обращать внимание на артикуляцию звуков и подражать ей.
- Отсюда еще один совет: не сюсюкайтесь с ребенком, не искажайте слова, не подражайте его речи. Ваша речь – это образец, она должна быть четкой, ясной и неторопливой.
- Важно сформировать у ребенка правильное речевое дыхание, этому поможет регулярное выполнение специальных дыхательных упражнений.
- Для многих «трудных» звуков необходимо выработать сильную направленную воздушную струю. Этому помогут такие всем известные игры:
«Загони мяч в ворота», «Сдуй листик», «Задуй свечу». Проявите свою фантазию вместе с ребенком и придумайте свои игры на поддувание:
«Прокати шарик по лабиринту», «Загони машину в гараж», «Бильярд». Помните, что для звука Р очень важна сила и длительность выдоха.
- Стоит отметить, что выполнение этих упражнений не под силу маленькому ребенку и начинать их осваивать стоит с учетом индивидуальных возможностей малыша.
- Одной из причин нарушения звукопроизношения может быть невозможность ребенком удерживать определенные артикуляционные позы, а также недостаточная подвижность органов артикуляции. Ежедневно по несколько минут занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Различают статические и динамические упражнения. Их комплексы можно найти в разных источниках информации: в методических пособиях, книгах, журналах, на страницах интернета. Необходимо помнить о том, что для каждой группы звуков существует определенный комплекс упражнений. Так для сонорных звуков р, рь, л, ль полезными будут такие упражнения:
«Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Парус», «Грибок», «Маляр», «Фокус», «Индюк», «Дятел», «Барабан». Все эти упражнения стимулируют развитие верхнего подъема языка, а также растягивание и укрепление подъязычной уздечки.
- Упражнения для сонорных звуков также осваиваются с ребенком постепенно и чаще всего после того, как ребенок научился правильно произносить свистящие и шипящие звуки, хотя и здесь бывают исключения из правил.
Помните, что в норме сонорные звуки должны появиться к пяти годам, а в
пять лет все звуки речи дошкольник должен говорить правильно.
- Ежедневные зарядки язычком достаточно сильно надоедают ребенку, здесь должна Вам прийти на помощь фантазия. Превратите скучную зарядку в сказку, игру, соревнование…
Учителями-логопедами созданы и опубликованы множество сказок для язычка, однако та, которую вы сами сочините вместе с ребенком, будет гораздо интереснее.
- При выполнении артикуляционных упражнений необходимо обязательно следить, за правильностью их выполнения. Посадите ребенка перед зеркалом и сами сядьте рядом с ним. Старайтесь широко открывать рот и длительно удерживать артикуляционные позы. Движения выполняем с напряжением («мы спортсмены и укрепляем мышцы»; «мы сильные тигры и выходим на охоту»). Каждое упражнение повторяется несколько раз.
- Дети любят помогать маме на кухне, не теряйте этого времени даром. Предложите ребенку стать котенком или тигренком и слизать с блюдечка густое повидло, вареную сгущенку или растаявшую ириску. Смысл этого упражнения также заключается в укреплении мышц языка и развитии его верхнего подъема. Все что слизываем с блюдца должно быть густым, чтобы язык «трудился», а не просто выполнял «лакательные» движения.
- Можно немного пошалить и испачкать вареньем верхнюю губу ребенка, слизывая варенье, мы также тренируем верхний подъем языка.
- Игра «Барабащики». Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок на выдохе длительно четко и достаточно быстро произносит
Д-Д-Д или
Т-Т-Т или
З-З-З. Язык при этом должен «стучать по потолку» (поднят за верхние зубы, при этом, то прикасается к альвеолам, то отскакивает).
Это упражнение можно выполнять с произнесение разных сочетаний звуков, попробуйте найти для себя оптимальный вариант, удобный для произношения ребенку:
тда – тда – тда – тда…, тды – тды – тды – тды… , дза, дзы, дзнь.
Все эти упражнения, как правило, очень хорошо разрабатывают подъязычную уздечку.
- И наконец, пробуем «завести мотор», «рассердить тигра». Ребенок быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком. Не всегда это получается с первого раза, чаще всего на разучивание этого упражнения тратится достаточно длительное время. Запаситесь терпением, и помните о силе и длительности выдоха, напряженном открытом рте при его выполнении – это очень важно. Тренируйтесь по несколько минут ежедневно. Постепенно вибрация языка будет происходить без помощи пальца.
Все приведенные здесь советы это не микстура от всех проблем, однако, практика показывает, что выполняя элементарные упражнения регулярно в системе, а главное с хорошим настроением Вы сможете добиться успеха. Поверьте в свои возможности и силы ребенка, настройтесь на позитив и все у Вас получится!
Желаю успеха!
Рекомендуем посмотреть:
Как развивается речь ребёнка до года
Материал для речевого развития дошкольников
Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Фонематический слух - основа правильной речи кратко