Воспитательная программа «Воспитание доброты»
Описание разработки: воспитательная программа «Воспитание доброты» составлена для 5-6 классов. Данная программа апробирована и показала высокие результаты, что подтверждено анкетами и опросами. Опыт работы над программой был представлен на МО классных руководителей образовательного учреждения и получил положительные отзывы коллег.
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. Как создать в классе атмосферу доброты, доверия, взаимовыручки?
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе доброты и толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Что же такое толерантность?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания атмосферы доброжелательности и культуры толерантности с самых первых дней обучения.
В детстве и юношестве доброта – одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству. Дети изначально как правило не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы и как шаблонного поведения является шагом вперед в направлении социализации ребенка. Каждый ребёнок личность. Главное для воспитателя – воспитать эту личность, найти в каждом ребёнке хорошее, и поддержать в нём это хорошее.
Главной задачей воспитания сегодня, на пороге третьего тысячелетия, является задача привития детям с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближним и окружающей нас природе.
Воспитывать – значит, учить человека относиться к людям по - человечески, по правде. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс воспитания идёт – мы учим добиваться своих целей определёнными душевными движениями.
Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честную и отзывчивую на всё доброе и хорошее.
Составляя программу по формированию доброжелательного отношения в классе, воспитанию таких людей, которые жизнелюбивы, честны, добры, активны в своей жизни обычно формулируются
такие задачи как:
• Обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к окружающему миру;
• Создать атмосферу радости и доброжелательного сосуществования старших и младших;
• Учить школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам;
• Развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями, научить прощать людей;
• Формировать у учащихся культуру общения, помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах;
• Привлекать культурно – образовательную среду, родителей к воспитанию личности.
Для достижения поставленных целей при создании в классе атмосферы доброты, доверия и взаимовыручки можно использовать следующие формы работы с классным коллективом как: праздники, викторины, конкурсы, состязания, экскурсии, проектная деятельность, классные часы, беседы и др. Особую ценность представляют игры. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Примерами занятий могут быть:
• беседы – диспуты «Кого мы называем добрым?», «Кого мы называем честным?», «Что такое «красивый поступок?», «Уроки нравственности»;
• беседы – игры «Как надо разговаривать со взрослыми», «Давайте говорить друг другу комплименты»; практические игры «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить», викторина «Соблюдаем этикет»;
• литературные мастерские «Стихи и произведения о доброте»;
• тематические классные часы по нравственной тематике « Доброе слово лечит», «Доброе дело само себя хвалит», «Законы дружбы», «Старших надо уважать!», «Братья наши меньшие»; «На планете доброты»;
• сюжетно-ролевые игры;
• анкетирования «Добрый ли ты человек» и др.;
• познавательно-игровые программы «Путешествие в страну доброты» и др;
• проектная деятельность «Мастерская деда Мороза» (изготовление елочных игрушек и украшений для дома престарелых), «Скворечник и кормушка своими руками» (к празднованию международного дня птиц) и др.
Система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих доброжелательность и терпимость по отношению к людям, формирующих моральные и нравственные нормы поведения в обществе, создающих систему этических ценностей, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
В ходе работы с классным коллективом необходимо сформировать элементарные традиции класса:
• поздравление учащихся класса с днём рождения;
• обращение друг с другом по имени;
• дни добрых дел старшему поколению;
• поздравления ко дню матери и дню отца;
• совместные мероприятия родителей и детей и т. д.
Планируемые результаты этой воспитательной программы могут стать следующие показатели:
• социально адаптированный ребенок;
• воспитанность учащихся;
• защищённость и комфортность ребёнка в классе;
• сформированность классного коллектива;
• отсутствие в классе отвергнутых детей;
• удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
Воспитание культуры доброты должно осуществляться по формуле:
"родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Именно, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.
Темы родительских собраний:
• Общение — суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
• Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
• Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
• Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
• Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
• Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Рекомендуем посмотреть:
Нравственное воспитание школьников на примерах русской классической литературы
Жизнь и деятельность Филофея Лещинского
Нравственное воспитание учащихся в условиях спецшколы-интерната
Театральная постановка на нравственную тематику в школе. Сценарий
Похожие статьи:
Классный час. Нравственное воспитание 9-10 класс
Беседа о добре и милосердии, 5 класс
Нравственное воспитание учащихся в семье
План работы родительского комитета 6 класса на учебный год
Нестандартные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся в школе