Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Автор: Шрейнер Татьяна Евгеньевна, воспитатель.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп.
Цель: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание.
Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, ударный звук, слоги, схема предложения.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Ход НОД:
1. - Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
- Назовите зимние месяцы.
2.
Давайте поиграем в игру «Снежки» Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово снеговик, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок (картинка снеговика)
Мы решили слепить…(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
Мы показали соседям нашего…(снеговика).
Мы играли с нашим …(снеговиком).
Мы рассказали бабушке о …(снеговике).
Нам было весело лепить….(снеговика).
3. - А, что такое речь ребята? (ответы детей)
- А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А из чего у нас состоит предложение?
- А как у нас слова себя ведут в предложении? ( Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение).
4. - Давайте встанем и поиграем в игру «Живые слова».
Вы будете «живыми словами». (Карточки со словами) Рома будет «словом» идет, а Миша «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
- Давайте прочитаем – «Идет снег». Сколько слов в предложении? (2)
- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
- Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (белый, пушистый)
Читаем «живое» предложение. Идет белый пушистый снег.
- Сколько слов в предложении? (4) А теперь «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).
Физкультминутка «Зарядка».
Эй ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все - в веселый круг
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Шаг назад и два – вперед
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным нам кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись, разбежались!!!
5. - Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)
- Давайте подойдем к доске. Посмотрите, какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель написал рассказ. Послушайте:
НАСТУПИЛА ЗИМА.
СНЕГА, МНОГО, НАМЕЛО.
КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАЛ.
ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИКА, НРАВИТСЯ.
- Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)
- А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)
- Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступила, зима. (слова – карточки)
- Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снега, много, намело. Какое предложение можно составить из этих слов?
- Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)
- В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скатал. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)
- Сколько слов в этом предложении? (4)
- В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Пете, снеговика, нравиться. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить
снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)
- Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:
НАСТУПИЛА ЗИМА.
НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.
ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.
ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.
- А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)
- Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)
- Какое второе слово? (зима)
- В конце предложения, что ставим? (точку)
- Точка указывает на то, что предложение закончено.
(показ схемы первого предложения)
Дети у доски составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:
1. Схема, какого предложения?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какая полоска нужна для начала предложения?
4. Что ставили в конце предложения?
5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?
- Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)
- Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)
- Послушайте первое вопросительное предложение.
Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.
Василиса спроси, у меня наступила, ли зима.
- А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.
- Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)
- Какое предложение стало? (вопросительное)
- Какой знак был? (точка)
- Поменяли, на какой знак? (вопросительный)
3. Задание на листочке
Посели слово в звуковой домик:
Снег Зима Мороз Лед Гора Каток Забава Холод Снеговик Снежок.
(Выдаются карточки со словами (черно-белые), затем для самостоятельной проверки карточки уже в цветном варианте, разделенные на звуковые окошки)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Золотая осень
Конспект занятия в подготовительной группе. Психолого-педагогическое формирование готовности детей к