Конспект занятия кружка духовно-нравственного направления в старшей группе детского сада по теме «Имена и именины»
Конспект занятия кружка в детском саду для детей 5,5-7 лет с презентацией. Имена и именины.
Конспект занятия кружка духовно-нравственного направления в старшей группе детского сада по теме «Имена и именины»
Автор: Ломова Татьяна Георгиевна педагог дополнительного образования МБУДО «Ичалковская ДЮСШ», республика Мордовия, Ичалковский район, с.Кемля.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия кружка духовно-нравственного направления для детей старшей группы (5,5-7 лет) по теме «Имена и именины». Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям старшей группы, учителям и воспитателям начальной школы. Этот конспект направлен на воспитание христианских добродетелей, культуры общения и поведения, доброты и любознательности у старших дошкольников. Интеграция познавательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Цель: разработка духовно-нравственных понятий: святой, день Ангела, святой покровитель. Задачи: Образовательные: Дать представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции; знакомить с церковной терминологией: святой, таинства церкви, крещение, именины. Развивающие: развивать познавательную активность, коммуникативные навыки. Речевые: Развивать связную речь. Воспитательные: На примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей христианские добродетели и стремление следовать им в жизни. Демонстрационный материал: Презентация. Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Раскрытие темы занятия. Педагог. - Здравствуйте, дети. Сегодня мы начнем занятие с игры. Я бросаю вам по очереди мяч, а вы, возвращая мне мяч, называете свое имя. (Игровая ситуация) - У всех у вас очень красивые имена. А скажите мне, вы знаете, что такое именины? (Ответы). Слайд 1
- А именины - это День памяти Святого, имя которого ты носишь. В наше время его еще называют Днем Ангела. День рождения и именины – это разные вещи, хотя у некоторых они празднуются в один день, потому что ребенок родился в день какого-то Святого и именем этого Святого его и назвали. Раньше в России День рождения не отмечали. Большее внимание уделялось празднованию Именин. Ведь праздник этот называют днем духовного рождения – он связан с таинством Крещения, с нашими небесными покровителями. Именины праздновались с размахом. В день именин всей семьей шли в храм. В нем ставили свечи своим святым покровителям, молились за них и благодарили за помощь. А дома гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни.
А одну хороводную песню мы поем до сих пор. Вы ее тоже знаете. Кто догадался? … Правильно, «Каравай».
А вот после Великой Октябрьской революции, когда в России свергли царя и установили советскую власть, каких только имен не давали! Например, Даздраперма, что расшифровывалось: «Да здравствует первое мая!», а первого мая - это большой праздник рабочих. Слайд 2
Ласково будет Даздрапермочка. Вот смешно! Кто из вас хотел бы такое имя? А кто хотел бы называться Тракториной? (В честь трактора)
Электрофикацией? (Электрофикация – это обеспечение электричеством всей страны. До этого времени электричества не было.) Слайд 3
Баррикадой? (Баррикада – это заграждение поперек дороги или улицы, сделанное из подручных материалов.)
Или Кимом? (Ким означало «коммунистический интернационал молодежи».) Сталиной называли в честь генерального секретаря коммунистической партии СССР (сейчас бы мы сказали президента) Иосифа Сталина. Имена-то Ким и Сталина звучат неплохо. Многие даже и по сей день их носят. Да беда в том, что у этих кимов и сталин нет святых покровителей.
К имени надо бережно относиться, потому что с ним связан не только сам человек, но и его святой. Вот послушайте рассказ.
Детский сад, в который ходила Катя, ей нравился, и ей было грустно расставаться с ним. Еще больше не хотелось расставаться с Ниной Павловной. Нина Павловна никогда не повышала на них голос и всегда называла только ласковыми именами. И Катю она называла Катюша или Катенька, и дети так же обращались друг к другу.
Осенью вся группа перейдет в школу, а Катя с родителями уедет в другой город.
…Вот и новая школа, новая учительница, незнакомые дети. Катю посадили за парту с мальчиком Борей. Тот запросто с ней познакомился:
- Как тебя зовут?
Катя ответила.
- Значит, Катька! – заключил он.
Девочка возразила ему:
- Нет, Катя.
Но Боря как будто не слышал Катиных возражений и, обращаясь к ней, называл Катькой. Катя время от времени поправляла Борю, но это ничего не меняло. И однажды, когда Боря в очередной раз назвал ее Катькой, она возмутилась:
- Я же тебя не зову Борькой, потому что знаю, так не красиво. А почему ты меня так зовешь?
- Я так привык. У нас в деревне у бабушки была коза Катька, твоя тезка. Я же не виноват, что у тебя козиное имя.
Это было последней каплей. Когда мама пришла домой, то застала дочку плачущей.
- Что случилось? – спросила мама.
Но Катя плакала навзрыд и долго ничего не могла рассказать. Наконец, успокоившись, спросила:
- Почему меня козиным именем назвали?
- Как это козиным? – не поняла мама. – У тебя такое красивое имя, так звали великую российскую императрицу. Это тебя так бабушка назвала. Не обращай внимания, не откликайся на «Катьку», он и перестанет.
Дни шли. Катя приходила из школы грустная и иногда тихонько плакала. Но тут в воскресенье вечером приехала бабушка. Девочка была так рада, что прыгала и скакала, забыв все свои печали, но папа напомнил:
- Катя, пора идти спать, тебе утром рано вставать.
Катя сложила учебники и легла в постель. Бабушка села рядом, и они тихонько повели беседу. Катя спросила:
- Бабушка, это ты меня назвала Катей?
- Да, - ответила та.
И Катя рассказала ей про свои беды из-за имени, про Борю и про козу, и что из-за этого и в школу не хочется ходить, и Борю не любит. Поведала бабушке, как любила свой детский сад и Нину Павловну, как та ласково называла ее Катенькой, и как это ей нравилось.
- А теперь я не люблю свое имя. Бабушка, ну почему ты меня так назвала?
- А я тебе, внученька, расскажу. Назвала я тебя Екатериной, так как ты родилась 7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины. Слайд 4
Давно это было… Вот сейчас у нас 21 век, а произошло это в 3 веке в Египте. У богатого правителя была дочь, и звали ее Екатерина, что значит «всегда чистая». И она, действительно, радовала своих родителей. Девушка знала несколько языков и была необыкновенно красива и умна. Сватались к ней знатные женихи, но Екатерина всем отказывала. Родители уговаривали ее сделать выбор и выйти замуж. Но Екатерина сказала, что пойдет только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Но такого жениха не находилось.
А в те времена в Египте было гонение на христиан, язычники предавали их смерти. Мать Екатерины, тайная христианка, предложила дочери сходить к одному старцу, который непрестанно молился. Он жил недалеко от города, в пещере. Екатерина согласилась. Выслушав девушку, старец сказал, что знает такого Юношу, Который превосходит ее во всем:
- Красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет мирозданием, Ему принадлежит весь мир, а высота Его неизреченна.
Старец дал Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем на руках. Он посоветовал ей с верой молиться Царице Небесной, чтобы увидеть Ее Сына. Екатерина приняла святое крещение. Ночью после продолжительных молитв девушке в лучезарном сиянии явилась Божия Матерь с Сыном Иисусом Христом. Он произнес, с улыбкой глядя на нее:
- Я хочу обручить тебя Себе в нетленную невесту.
Господь одел прекрасный перстень на ее палец, сказав, чтобы не избирала себе земного жениха. Проснулась Екатерина с великой радостью в сердце. Глянув на правую руку, она увидела перстень, который подарил ей Христос. С того времени и стала Екатерина проповедовать христианскую веру. И делала это не тайно, так что уверовали не только мудрецы, окружавшие императора, но и военачальники, и двести воинов.
Екатерину бросили в темницу, пытали, издевались над ней. Но Екатерина до самой смерти оставалась верна своему Небесному Жениху.
- Вот, внученька, кто твоя тезка – святая Екатерина. И при твоем крещении Церковь дала тебе ее в покровительницы. Святая Екатерина заботится о тебе, как твоя мама. И меня прислала, чтобы я тебе все это рассказала. Мы с тобой пойдем в храм, закажем молебен святой и послушаем песнопение о ее жизни. Я тебе привезла иконку великомученицы и молитву к ней.
А ты, внученька, не сердись на Борю, по незнанию он так называет тебя.
Бабушка продолжала говорить, но Катя уже не слышала ее. Она думала, что Боря, в общем-то, неплохой мальчик.
«Как я рада, что у меня такая покровительница, что она молится за меня, и имя у меня такое же, как у нее, как красиво оно звучит!» - Катя, улыбнувшись, одними губами прошептала:
- Е-ка-те-ри-на… (Автор рассказа про Катю – Наталья Прохорова) Педагог. – Ребятки, а как вы называете друг друга – ласково или как Петя из рассказа? (Ответ детей) Теперь вы знаете, что имя – это свято, его нельзя коверкать или смеяться над именем. Физкультминутка. Педагог. – Ребята, а кто из вас знает хоть что-то о святом, имя которого носит? (Ответы детей) Многие люди не знают ничего о святых, чьи имена носят, а если бы знали, то захотели бы быть на них похожими, как мальчик Митя, о котором я вам сейчас расскажу.
Когда Митя впервые пришел в детский сад, на него налетел высокий мальчишка Петя и несколько раз его ударил. Мите было больно, и слезы сами потекли из его глаз. Это увидела воспитательница Мария Петровна. Она отругала Петю, а Митю увела в свою комнату. Там она сказала, что ему нельзя плакать, потому что у него такое имя – Митя.
Это имя ему дали в честь московского князя Дмитрия. Слайд 5
Когда на Русь напали татары и монголы – их называли татаро-монгольской ордой – они стали захватывать наши города, а всех жителей, даже детей, убивали или брали в плен. И никто из князей не мог справиться с ними. Только один князь Дмитрий собрал большое войско и сразился с этой ордой. Они бились много часов не на жизнь, а на смерть. И хотя татар и монгол было больше, войско князя победило их и прогнало из Руси.
И теперь князя Дмитрия почитают как святого, а некоторых мальчиков называют его именем. Эти ребята должны быть храбрыми и никого не бояться.
Митя все хорошо понял. С этого дня его уже никто не трогал, так как знали, что он всем может дать сдачи. А первый раз он дал сдачи Пете, когда тот снова к нему полез, да так дал, что Петя бежал со всех ног сначала в игровую комнату, потом на кухню, где залез под стол. Митю ухватила за руку повариха тетя Даша, но он все равно кричал:
- Вылезай, трус, и давай биться не на жизнь, а на смерть!
Это понравилось ребятам, потому что Петя ко всем приставал и даже обижал маленьких.
Мария Петровна опять увела Митю в свою комнату и рассказала, что, когда князь Дмитрий расправился с татаро-монгольской ордой, он собрал всех князей и стал с ними дружно жить, объединив их княжества в единую Русь. И все приходили к нему за советом.
Вот так и Митя должен подружиться с ребятами и помогать ей, Марии Петровне, поддерживать в группе мир и порядок.
Митя согласился и, действительно, подружился со всеми ребятами, даже с девочками. И если что случалось в группе, многие шли к нему за советом. Совсем как к князю Дмитрию. (Автор рассказа про Митю – Любовь Ганаго).
Педагог. – Мальчики, хотите быть похожими на князя Дмитрия? (Ответы.)
- А сейчас я прочитаю вам два стихотворения, которые написаны от лица девочек, носящих имена Анастасия и Татьяна, а вы послушайте и ответьте мне как эти девочки относятся к своим святым покровителям. Слайд 6
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ
Купила мне бабушка в храме иконку,
Сказала, меня отзывая в сторонку:
«Тебе не случайно её я даю.
Ты хочешь увидеть святую свою?»
На эту иконку взглянула едва я,
И - «Ах»! - прошептала. - Она, как живая!
Красива, печальна, мила и юна...
Я Настя, и - Анастасия она!»
Какой же родной она сразу мне стала!
А бабушка дома потом прочитала
О Муках, которые выпали ей
За веру в Христа от безбожных людей.
Давно, с христианами верными вместе,
Страдать довелось ей - Христовой невесте,
Под плетью жестокой, свистящим бичом,
И в самом конце - под разящим мечом...
Молюсь ей теперь каждый день неспроста я -
Всегда помогает мне эта святая,
Беда ли, болезнь или просто пустяк...
А эту иконку целую - вот так! Слайд 7
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА
Помолюсь я ей - о ней читая,
Слёз от папы с мамой не тая...
Как страдала за Христа святая
Божия заступница моя!
Был судья мрачнее тёмной ночи,
Зол на Татиану неспроста:
Палачи старались что есть мочи,
А она - всё верила в Христа.
«Отрекись! Забудь, что ты посмела
Чтить Христа, и казнь я отменю!»
«Нет, - судье она сказала смело, -
Никогда Ему не изменю!»
Палачи терзали Татиану
Снова, как голубку воронье,
Превратив в одну сплошную рану
Тело непорочное её.
«Отрекись! Ведь даже мы устали -
Нет конца мучениям твоим!..»
«Нет! - уста святые прошептали. –
Боже! Дай Свет Истины и им!»
И - о чудо! Оказалось сразу,
Вороны - как мирные грачи!
«Бог - Христос!» - бросая крючья наземь,
Объявили громко палачи.
«Отрекитесь! Вы в своем уме ли?
Иль отдать на муки мне и вас?!»
«Бог - Христос! Прости, что не сумели
До конца исполнить твой приказ!»
Был коротким суд над палачами.
Приговор глашатай объявил,
И они крестились под мечами
В лужах своей собственной крови.
Много мук - одну другой ужасней -
Испытать пришлось до казни ей:
Мужественной, чистой и прекрасной
Божией заступнице моей.
И теперь прошу я постоянно,
Иногда бывает и во сне:
«Помогай, святая Татиана,
Ты всегда, во всём и всюду мне!» Из книги «Духовная азбука»
Монах Варнава (Санин) Опрос детей.
3. Рефлексия. Педагог. - Что вы узнали сегодня? (Что такое именины, чем они отличаются от Дня рождения, узнали о святых Екатерине, Дмитрии, Анастасии, Татьяне). У нас есть прекрасная возможность поздравлять не только с днём рождения своих друзей, но и с их именинами. Дарите друг другу радость, добро, любите друг друга, заботьтесь о ближних, как делали это наши святые. Человек, своими добрыми делами, должен украшать свое имя.
Вывод.
Основной метод, использованный на занятии – это беседа. Беседа является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
Игровая ситуация помогла детям настроиться на тему занятия.
Иллюстрации из презентации помогли детям понять и запомнить материал занятия. Презентация делает занятие более интересным для детей.
Очень интересное и познавательное занятие для детей!Были использованы различные методы,а главным был беседа.Но беседа была не простая и не скучная,а с использованием игровой формы и презентации.
Занятие очень яркое подготовлено и тщательно продумано, я думаю дети были очень довольны, и их знания пополнились доброй ,нужной информацией . Спасибо Татьяна Георгиевна.
Доброе утро Татьяна Георгиевна! С удовольствием изучила Вашу работу - Конспект занятия кружка духовно-нравственного направления в старшей группе детского сада по теме «Имена и именины» . Хочу рассказать почему мне понравилась Ваша работа! Потому что ваш конспект направлен на воспитание христианских добродетелей, культуры общения и поведения, доброты и любознательности у старших дошкольников. Вы даете детям духовно-нравственные понятия: святой, день Ангела, святой покровитель, представление о нравственных и духовных ценностях православной традиции, знакомите детей с церковной терминологией: святой, таинства церкви, крещение, именины, развиваете познавательную активность, коммуникативные навыки, связную речь, на примерах жизни святых покровителей воспитываете у детей христианские добродетели и стремление следовать им в жизни.
Большое Вам за это спасибо! Благодарю за труд от всего сердца!
Голосую!