Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия кружка в детском саду для детей 5-7 лет. Значение слова в жизни человека

Конспект занятия кружка духовно-нравственного направления в старшей группе детского сада по теме «Значение слова в жизни человека».
Автор: Ломова Татьяна Георгиевна педагог дополнительного образования МБУДО «Ичалковский дом творчества», республика Мордовия, Ичалковский район, с.Кемля.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия кружка духовно-нравственного направления для детей старшей группы (5,5-7 лет) по теме «Значение слова в жизни человека». Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования и воспитателям старшей группы. Этот конспект направлен на воспитание культуры общения, доброты и любознательности у старших дошкольников.
Конспект занятия кружка духовно-нравственного направления в старшей группе детского сада по теме «Значение слова в жизни человека»
Интеграция познавательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Показать детям значимость слова в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: Показать детям какое значение имеет слово в жизни человека, какие трудности испытывают люди, не умеющие говорить, в каком духе нужно произносить слова, чтобы не навредить себе и окружающим.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевые: Развивать связную речь.
Воспитательные: Воспитывать культуру общения, любознательность.
Демонстрационный материал: Презентация.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Раскрытие темы занятия.
Педагог. Дети, на наших занятиях мы будем беседовать, читать, обсуждать прочитанные сказки и рассказы, петь. Для этого что нам нужно знать и уметь? (Уметь говорить, знать слова и их значение)
А для чего еще нам нужны слова? Посмотрите на картинки и скажите мне.

Слайд 1.

Педагог. Чтобы писать и читать книги, правильно вы сказали.
Слайд 2.

Педагог. Чтобы петь и рассказывать стихи на утренниках, концертах.
Слайд 3.

Педагог. Чтобы заполнять документы, заявления, справки и так далее.
Слайд 4.

Педагог. Чтобы общаться в семье, с друзьями, с людьми, с Богом.
- Ребята, мы выяснили, что речь в жизни человека имеет очень большое значение. А так как речь состоит из слов, то это значит, что каждое сказанное слово значимо, оно имеет определенный, присущий только ему смысл. При помощи слов мы учимся, узнаем, что происходит во всем мире, что происходило много-много лет назад.

Слайд 5.




Педагог. А как и где мы учимся разговаривать? – Когда общаемся с другими людьми. Только в сказке, Маугли стал настоящим человеком, воспитываясь в волчьей стае, а в жизни были случаи, когда детей выкармливали звери, но, не научившись говорить в раннем детстве, они так и не смогли освоить речь, не стали людьми и скоро погибали.

Слайд 6

Педагог. А если бы вдруг вы перестали разговаривать, как бы вы себя почувствовали? (Ответы детей)
На Земле не так уж редко встречаются люди, не умеющие говорить, их называют немыми. Причиной немоты может быть врожденная глухота, повреждение мозга в результате удара по голове или болезни, травма или болезнь голосовых связок, паралич (плохая подвижность) языка, сильный испуг. Как немые люди общаются, как вы думаете? (Ответы детей). А давайте попробуем пообщаться молча. Такая возможность есть в игре « Царь-горох».
По считалке выбирается Царь-горох. Он садится на “трон”. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие будут показывать.
Царь-горох, царь-горох,
А-хи-ох, а-хи-ох.
Отгадать тебе пора,
Что мы делали вчера.
Если царь угадывает – все разбегаются, а Царь-горох ловит. Пойманный становится царем. Если не отгадал – действие повторяется, пока Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же.
Педагог. Трудно было угадывать, что показывали дети? (Да) Вот поэтому для немых придумали специальный язык, который нужно учить, как и любой другой язык. Посмотрите, как это происходит.

Слайд 7

Педагог.Давайте послушаем рассказ Бориса Ганаго «Исчезло слово», и узнаем, что же почувствовал мальчик, потеряв речь, и как он вернул этот дар.
Шёл Федя в школу, задумался. Вдруг на него накинулась здоровенная собака, злая, без намордника. Хозяин едва успел дёрнуть её за поводок, рванул в сторону. Она лишь лязгнула зубами, но не задела мальчика, только сильно перепугала.
Пришёл Федя в класс, хочет поздороваться с друзьями, а у него ни одно слово не выговаривается. Совсем испугался мальчуган, боится, что ребята заметят, смеяться станут.
“Что ж со мной такое? — думает. — Как же я жить буду, если слова сказать не смогу?”
Пришла учительница, открыла журнал, намереваясь спросить, кто как домашнее задание приготовил. Федя сжался, спрятаться хочет, чтоб его не вызвали. А учительница именно его фамилию и назвала.
Встал Федя, покраснел, набрал воздуха, хотел хоть одно слово выговорить, но у него ничего не получилось.
— Что, пробегал? Не выучил?
Федя опять силится сказать, но слово не рождается.
— Ты что — язык проглотил?
Класс смеётся. Федя опустил голову.
— Давай дневник!
И тут он, забыв про портфель, книги, сорвался с места и вылетел из класса.
— Что с ним такое? — спрашивает учительница у ребят.
Это было для всех странно. Федя всегда был спокойным — и вот…
— Серёжа, — обратилась учительница к старосте, — догони, узнай, может у него случилось что.
Побежал Серёжа, да вернулся ни с чем: Федю так и не нашёл нигде, хотя все закоулки проверил.
А Федя решил — зачем ему теперь школа, если он слова сказать не может. Какая учёба? Для чего?
Он проходил мимо магазинов, ларьков и думал, как ему теперь будет трудно даже мороженое купить. А как он домой вернётся? Мама спросит о делах в школе, скажет:
— Покажи дневник. Где портфель?.. Как же она переживёт, когда сын отвечает лишь руками? Что же делать? Федя бродил и бродил…
Иногда мелькала надежда, что немота пройдёт; стоит лишь успокоиться, он заговорит вновь и, если сможет сказать хоть одно слово, хотя бы одно, то будет говорить как прежде. Федя отошёл в сторону и попытался произнести:
— Мама!
Но что-то внутри сковало. Слово не прозвучало. Федя попытался ещё раз, и ещё, но немота не проходила.
Уже давно миновало время его возвращения домой, а он всё не мог решиться вернуться. Хотелось есть. Била дрожь. Куда идти? Что делать?
Делать было нечего. Надо идти домой. Дом есть дом. В радости и горе — твоё гнездо, твой очаг.
Федя вернулся. Всё было так, как он предполагал. Те самые мамины вопросы и упрёки. Только одного не предвидел, что мама, узнав, обнимет его, прижмёт к себе и будет плакать вместе с ним.
Они ходили по врачам, но ничего не помогало…
Шли дни. Федя молчал. В школу он не ходил. Телевизор не смотрел. Читал и думал.
Как-то его навестила бабушка, спросила:
— А ты, Феденька, не занимался ли пустословием и празднословием? Ведь за этот грех нас на мытарствах прежде всего спросят.
Федя, не зная, что такое мытарства, удивлённо взглянул на бабушку. Та пояснила:
— Это таможня около земли. Там бесы как стеной стоят, не хотят душу после смерти к Богу пускать. Они все грехи, все как есть, во время жизни записывают, а когда мы покинем тело и устремимся к Богу, они эти списки и предъявят с криками ликования: “Наша душа! Наша!”
А Ангел-хранитель, который всегда с тобой, и заступник твой святой Фёдор на защиту встанут. Другой список покажут, список твоих добрых дел: где ты помог кому, кого словом сердечным согрел…
Услышав это, Федя вздохнул. Он понимал, что теперь никому хорошего слова сказать не сможет. Бабушка (ох, эти бабушки!) словно прочитала его мысли и утешила:
— Не печалься, родимый. Бог даст — сможешь людям и словом послужить. Только ты покайся за те дурные слова, которые успел наговорить. Напиши записочку, все грехи, совершённые словом, перечисли: обманывал, хвастался, давал пустые обещания, осуждал, не дай Бог, ругался. Ох, мало ли чего мы языком попусту молотим. А выходит не попусту, за каждое словечко ответ понесём. Ведь словом можно и ранить, и приласкать, убить и возродить. Слово — чудо, семя жизни. Сказано: “от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”. Напиши в своей покаянной записочке всё чистосердечно, чем когда согрешил. А в конце обязательно: “Каюсь, прости меня, Господи!” Господь простит тебя и вернёт тебе дар слова, божественный дар.
Феде показались странными бабушкины слова — “дар слова”. Когда она ушла, он думал над ними. Потом задремал. Ему предстала удивительная картина.
Однажды во всём мире исчезло слово. Проснулись люди утром, хотят, как обычно, друг другу сказать “с добрым утром” или “здравствуй” — и не могут. Лишь мычат. Всё как прежде — и вздохнут, и губами пошевелят, а слово не возникает. Словно испарилось. Все вдруг онемели.
Что тут было! Остановились заводы, не взлетают самолёты, встали поезда. Закрытыми стоят магазины, школы, детские садики.
На замках редакции газет. Замолкло радио. Погас экран телевизора. Неразбериха в армии: что за служба без команд? Паника в полиции. Оказались безработными депутаты. Перестали умнеть дети, рычат как Маугли. Разваливаются государства, гибнут народы… Разве они могут выжить без покаяния?
Федя пришёл в себя, взял бумагу, ручку и стал, как учила бабушка, перечислять свои многочисленные грехи, совершённые словом, делом, помышлением. Он написал ещё и записку маме о том, что хочет идти в церковь на исповедь.
Мама пошла с ним, рассказала священнику о беде. Во время исповеди тот внимательно прочитал записку, разорвал её, и над головой Феди прозвучало:
Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо Феодор, вся согрешения твоя вольныя и невольныя.
Хор пел:
Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите…
Федя с трепетом подошёл ко Святой Чаше. Причащающий священник, ничего не зная о случившемся, спросил:
— Имя?
Федя замялся. Мама пыталась подойти, но из-за множества народа не смогла.
— Имя твоё святое, — настойчиво повторил священник.
Федя с волнением набрал воздух.
— Имя!
И вдруг мальчик робко произнёс:
— Феодор! Мама вскрикнула. Федя, дрожа, принял
Святые Дары, поцеловал край Чаши и, еще не понимая своего счастья, отошёл. Мама бросилась к нему и обнимая прошептала:
— Феденька мой, Феденька… Ну скажи, мой родной, скажи: “Слава Богу!” Скажи!
Федя перекрестился и неторопливо произнес:
- Слава Богу за всё!


Слайд 8

Физкультминутка.
Педагог. Еще важно, ребята, как мы произносим слова, ведь каждое слово, даже самое хорошее, может обидеть человека, если произнести его с насмешкой или злобой. Наши слова, предназначенные для других людей, влияют в первую очередь на нас самих. Словом можно вылечить, а можно поранить и даже убить. Как это словом можно убить? А я вам сейчас прочитаю рассказ «Сказанное слово» Б.Ганаго и вы поймете.

Слайд 9

На окраине большого города стоял старенький домик с садом. Их охранял надёжный сторож — умный пёс Уран. Он зря никогда ни на кого не лаял, зорко следил за незнакомцами, радовался хозяевам.
Но вот этот дом попал под снос. Его обитателям предложили благоустроенную квартиру, и тут возник вопрос — что делать с овчаркой? Как сторож Уран уже был им не нужен, становясь лишь обузой. Несколько дней шли ожесточённые споры о собачьей судьбе. В открытое окно из дома до сторожевой конуры частенько долетали жалобные всхлипывания внука и грозные окрики деда.
Что понимал Уран из доносившихся слов? Кто знает…
Только заметили невестка и внук, выносившие ему еду, что миска собаки так и оставалась нетронутой более суток. Уран не ел и в последующие дни, как его ни уговаривали. Он уже не вилял хвостом, когда к нему подходили, и даже отводил взгляд в сторону, словно не желая больше смотреть на людей, предававших его.
Невестка, ожидавшая наследника или наследницу, предположила:
— А не заболел ли Уран? Хозяин в сердцах бросил:
— Вот было бы и лучше, если бы пёс сам издох. Не пришлось бы тогда пристреливать.
Невестка вздрогнула.
Уран посмотрел на сказавшего взглядом, который хозяин потом долго не мог забыть.
Внук уговорил соседа ветеринара посмотреть своего любимца. Но ветеринар не обнаружил никакой болезни, только задумчиво сказал:
— Может быть, он о чем-то затосковал… Уран вскоре умер, до самой смерти чуть шевеля хвостом лишь невестке и внуку, навещавших его.
А хозяин по ночам часто вспоминал взгляд Урана, преданно служившего ему столько лет. Старик уже пожалел о жестоких словах, убивших пса.
Но разве сказанное вернуть?
И кто знает, как ранило озвученное зло внука, привязанного к своему четвероногому другу?
А кто знает, как оно, разлетясь по миру подобно радиоволне, повлияет на души ещё не родившихся детей, будущие поколения?
Слова живут, слова не умирают…
В старинной книжке рассказывалось: у одной девочки умер папа. Девочка тосковала о нем. Он всегда был ласков с ней. Этой теплоты ей не хватало.
Однажды папа приснился ей и сказал: теперь ты будь ласкова с людьми. Каждое доброе слово служит Вечности.


Педагог. У каждого народа свой язык. Говорят, народ жив, пока жив его язык. Много народов исчезло с лица земли! Они стали разговаривать на языке завоевателей, захвативших их страну, и потеряли свой язык.
Не зря Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» написала такие строки:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.


4.Рефлексия.
Педагог.Итак, мы сегодня говорили о чем? О слове. Большое значение слово имеет в нашей жизни? Да.
А что нового вы узнали сегодня на занятии и сможете рассказать своим родителям, что больше всего понравилось?
Все вы большие молодцы, мне было очень приятно с вами работать!

Вывод.
Основной метод, использованный на занятии – это беседа. Беседа является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Беседа также обогатила детей новыми знаниями. Участвуя в беседе, ребенок приучался логически мыслить. В беседе дети четко выражают свои мысли, развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
Игровая ситуация помогла детям понять, какие трудности испытывают немые люди.
Иллюстрации из презентации помогли детям понять и запомнить материал занятия, дали возможность вспомнить собственный опыт и поделиться им с другими. Презентация делает занятие более интересным для детей.
Презентация на тему: Значение слова в жизни человека

Рекомендуем посмотреть:

Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки» Конспект занятия в старшей группе ДОУ по шахматам Конспект занятия в старшей группе. Дикие животные осенью Конспект ООД в подготовительной группе. Путешествие в прошлое

Похожие статьи:

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Конспект занятия «Растем и взрослеем» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Имя человека»

Конспект занятия на тему «Плоды растений» в старшей группе

Конспект занятия «Экзотические животные». Старшая группа

Сценарий концерта ко Дню Победы в начальной школе с презентацией | Конспект занятия кружка в детском саду для детей 5-7 лет. Широкая Масленица
Опубликовано: 2867 дней назад (2 января 2017)
Просмотров: 2703
+2
Голосов: 2
Мария Анатольевна Блинова # 3 января 2017 в 06:38 0
Хорошая творческая работа,в которой много моментов заставляющих задуматься.Полезная информация.Голос.
Татьяна Георгиевна Ломова # 3 января 2017 в 13:37 0
Спасибо, Мария Анатольевна. Мне очень важно Ваше мнение.
Алла Ивановна Козлова # 3 января 2017 в 17:23 0
Добрый день! Разработка занятия мне очень понравилась, смогу применить её даже в начальной школе. Спасибо большое!
Татьяна Георгиевна Ломова # 3 января 2017 в 17:50 0
Алла Ивановна, большое спасибо за комментарий!
Анжела Львовна Митрахович # 3 января 2017 в 23:36 0
Ваша работа полезна и учителям начальных классов (можно для себя почерпнуть информацию), и родителям, небезразличным к развитию речи своих детей. Данное занятие я бы назвала больше познавательно-развивающим (что очень важно для дошкольников), чем развлекающим. Голос.
Татьяна Георгиевна Ломова # 4 января 2017 в 13:00 0
Спасибо, Анжела Львовна. Я согласна с Вашим комментарием. На самом деле это не развлекающее занятие. Я провожу его как вводное занятие на православном кружке.
Юлия Владимировна Пивкина # 4 января 2017 в 01:27 0
Здравствуйте!Татьяна Георгиевна,мне очень понравился ваш конспект занятия.Которое может пригодится не только для занятий с дошкольника или,но и для классных часов в начальной школе,а также для уроков по предмету "Основы православной культуры"в 4 классе.Я обязательно возьму ваше занятие на заметку.
Татьяна Георгиевна Ломова # 4 января 2017 в 13:01 0
Юлия Владимировна, благодарю Вас.
Валентина Павловна Воскресенская # 24 января 2017 в 18:17 0
Татьяна Георгиевна,ваше занятие очень понравилось!Актуально!Творческих вам успехов!ГОЛОС!