Автор: Чиркин Сергей Васильевич, инструктор по физической культуре Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Ласточка" города Балашова Саратовской области.
Материал предназначен для педагогов ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста
Представленная непосредственно образовательная деятельность предполагает интеграцию образовательных областей «Физическая культура» и «Логопедия», со взаимодействием специалистов – инструктора по физической культуре и учителя-логопеда. НОД предполагает организацию детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Деятельность объединена общим сюжетом, позволяющим решить поставленные задачи. Надеюсь, что данная методическая разработка поможет практическим педагогам ДОУ при реализации основных направлений ФГТ и раскроет суть полной интеграции по средствам выполнения одной деятельности.
Цель. Развитие двигательного статуса и коррекция звукопроизношения.
Задачи.
Физическое воспитание:
Упражнять детей в ползанье по гимнастической скамейке на четвереньках с отягощающим предметом.
Повторить бросок одной рукой от плеча.
Совершенствовать прыжки через последовательность линий.
Развивать равновесие и силовые качества.
Воспитывать коллективизм.
Логопедия:
Автоматизировать звук [ш] в словах и предложениях.
Закрепить умение выделять звук [ш] из состава слова, подбирать соответствующую схему слова
Развивать фонематический слух.
Отрабатывать дикцию, интонацию.
Развивать силу и высоту голоса, диафрагмальное дыхание.
Материал. Игрушка кошка, обручи, карточки с обозначением звука, веревочки (5-6 шт.), гимнастическая скамейка, мешочки с песком на каждого ребенка, кубик на каждого ребенка, фигуры треугольника (объемные), бубен.
Предварительная работа: чтение произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом», подготовка ребенка к демонстрации ОВД по словесным указаниям, работа по развитию диафрагмального дыхания
Вводная часть.
Учитель-логопед (Л.) читает загадку:
У кого усатая
Морда полосатая,
Спинка, словно мостик,
За мосточком хвостик? (Кошка)
Правильно ребята, кошка. Сегодня к нам гости пришла кошка, а зовут ее Шалунья. На какой звук начинается кличка кошки? («Ш»). Давайте расскажем об этом звуке, какой он? (Характеристика звука).
Инструктор по физической культуре (Ф.).
Мы сегодня не ребята,
А веселые котята!
Всем покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка.
Ша-ша, ша-ша – шубка очень хороша
Шо-шо, шо-шо – дышим хорошо
Шу-шу,шу-шу – шубку я ношу
Ши-ши, ши-ши – глубоко дыши
Шо-шо,шо-шо – поднимаем хорошо
Ша-ша, ша-ша – опускаем не спеша
Но подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой
Вверх бросается отважно
Скок да скок, еще подскок
А потом мяукнет: «Мяу!»
Я в свой домик убегаю.
Движения детей:
Ходьба разными способами.
Обычная ходьба.
Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Ходьба с высоким подниманием колен
Легкий бег по залу
Прыжки на 2-х ногах ч/з
шнуры (расстояние между ними
Легкий бег.
А где же домик у наших котят? Давайте его сегодня построим, вы мне поможете? Ну, тогда разомнемся перед тяжелой работой.
Перестроение в 2 колонны в движении.
ОРУ проводит Ф. (количество повторений в упражнениях 5-6 раз).
1. «Пошевелим ушками».
И.П. ноги вместе, руки вверху прижаты к голове, ладони прямые. 1 – поворот головы влево, согнуть ладони в кулак 2- вернуться в И.п. Тоже в другую сторону.
2. «Кошка умывается».
И.П. О.с. наклоны вперед с элементами самомассажа. Кошка моет лапки, личико, бочок, не забыть бы про хвосток.
3. «Поза сердитой кошки». (элементы хатха-йоги)
И.п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживать позу 10-15 сек.
4. «Поза доброй кошки».
И.п. то же. Голову поднять плавно, максимально прогнуться в пояснице. Удерживать эту позу 10-15 сек.
(упражнения придают гибкость и силу позвоночнику, полезны при скалеозе)
5. «Хвостик»
И.п. – то же. Приседание на пятки, с отрывом ладоней от земли.
6. «Кошка-царапушка» (на дыхание)
И.п. – стоя, руки вытянуты в перед. 1- Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая ладони к кулак. Лопатки должны сойтись вместе. 2- Резкий выдох через рот «ш-ш-ш…» - выбросить вперед руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
Л.: Упражнение на развитие фонематического восприятия. Дети свободно двигаются по залу, но как только логопед произнесет слово со звуком «ш», надо остановиться. Последнее слово «мешочки».
Ф.: а я как раз хотел вам предложить начать строительство дома и заготовить строительный материал, Максим покажи как мы это будем делать?
(показ упражнений осуществляет заранее подготовленный ребенок, под словесные указания педагога)
По скамейке проползи
На спине мешок неси.
Да смотри, чтоб не упал,
Из них выстроим подвал.
В руки здесь его возьми
На голове дальше неси.
Пронеси не урони
Голову не наклони.
Так мешок потом метни,
Что б строители нашли.
За кирпичиком пройди
И заданье повтори.
Дети ползут на четвереньках по гимнастической скамейке, неся мешочек на спине, идут между предметов «змейкой», с сохранением равновесия, метают мешочек с песком в горизонтальную цель (расстояние 2,5 –
Дом построим,
Где же крыша?
Л.: Будет вам ребята крыша,
Подходите ко мне, тише.
Я картинки вам раздам,
А потом и крышу дам.
Определение места звука в слове. На карточках изображены предметы, содержащие звук «ш». детям необходимо определить место звука и отнести его к обручу с соответствующим изображением позиции звука в слове. Награда материал для крыши.
Ф.: все ребята уж готово,
Предлагаю дом я строить!
Дети совместно с педагогами строят дом.
Ф.:
Вот у кошки новоселье,
Начинается веселье!
Двери открываем,
Гостей поджидаем.
П/и «Кот и мыши».
Назначается кот, его место возле построенного дома на стульчике, все остальные ребята мыши, они сидят на стульчиках.
Мышки в норочке сидят,
Мышке в щелочки глядят.
Кот сидит на стуле. Мыши закрывают глаза ладонями и подсматривают сквозь раздвинутые пальцы.
Тише, мыши, серый кот!
Он вас всех подстережет!
Грозят друг другу пальцами.
Серый кот гулять пошел,
А мышат он не нашел.
Кот важно гуляет по залу, мыши сидят не шевелясь.
Только котик засыпает,
Мышки сразу выбегают.
Кот садится на свое место, мыши бегают на носках по всему залу. С окончанием музыки кот старается их поймать.
Ох устали мышки, кошки
Отдохнем с вами немножко!
Л.: диафрагмальное дыхание.
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Пошел с лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Ф.: ребята, вспомните, какие упражнения мы с вами применяли при строительства дома? В какую игру мы играли?
Л.: а какой звук мы сегодня повторили? Этот звук на письме отображается как буква «Ша».
Ф.: а давайте покажем эту букву нашим гостям с помощью нашего тела. Телопластика.
«Е» на спину повернулось,
Буквой «Ш» нам обернулась.
И.п. – лежа на спине, левая рука вперед, верх. Правая согнута в локте и прижата к туловищу. Ноги вверх.
Всем котятам, пожелаем мы добра.
Ну а нам уже ребята возвращаться в сад пора!
Чтобы превращение произошло вспомните слова со звуком «ш». Тот кто назовет в группу тут же попадет.
Дети идут в обход по залу логопед у выхода проверяет выполнение задания. Дети уходят в группу.
* Фотоматериалы по результатам организации НОД представлены на фото
1. Филичева Т.Б., Чевелева П.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
2. Бочарова Н.И. Игры и упражнения как игра/ пособие для практических работников ДОУ. –М: Сфера, 2007.
Конспект НОД для детского сада по теме: «Тело человека»
Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии
Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы
Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада
Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:30 0 | ||
|
татьяна ивановна маршалова # 16 октября 2018 в 23:59 0 |