Конспект организованнной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое. Славянская письменность и культура»
Подготовительная группа.
Автор: Клевко Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ д.с.№4 «Светлячок» Алтайский край, Кулундинский район.
Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности на тему « Славянская письменность и культура», для детей старшего дошкольного возраста.
Данная тема актуальна в наше время не только в детском саду, но и в школе. Молодое поколение очень мало интересуется об истории и культуре русского народа. Данный материал поможет педагогам не только донести поверхностные знания о прошлом нашего народа, но и окунуться, прочувствовать события вместе с детьми.
Предварительно была проделана большая работа по созданию и реализации проекта «Путешествие в прошлое». Завершением проекта послужило предоставленное мною итоговое, интегрированное занятие.
Предоставленный материал может быть полезен как воспитателям, так и учителям начальных классов, родителям.
Цель:
• знакомство детей со славянской культурой;
• формировать познавательную активность детей;
• вызвать восхищение величием подвига первоучителей;
• воспитывать уважение к предкам.
Задачи:
• Приобщать детей к русской культуре;
• Пробуждать интерес к прошлому народа;
• Знакомить с известными людьми (просветители Кирилл и Мефодий);
• Воспитывать уважение к истории страны, чувство патриотизма, любви к Родине;
• Пополнить словарь детей новыми словами «кириллица», «Русь».
Оборудование: ИКТ, плакаты с изображением Кирилла и Мефодия, плакаты с изображением азбуки и кириллицы, костюмы для инсценировки.
Ход организованной образовательной деятельности
:
Ведущий. – Ребята, 2014 год указом президента был объявлен годом КУЛЬТУРЫ, поэтому сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далёкое прошлое нашей страны.
Мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя.
- Как называется наша страна, где мы живём? (РОССИЯ)
Много лет назад Россия называлась иначе – РУСЬ, а населяли её славяне, наши далёкие предки. А кто такие предки?
Это люди, которые жили много – много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
- Как называлась наша страна в древности? (РУСЬ).
Предки называли себя славянами, а почему славяне? На какое слово похоже?
А это значит, что славяне – славный народ.
Русоволосые и сероглазые.
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне.
Скажи re, кто вы? Дети. Мы — славяне!
Своею статью все пригожие.
Все разные и все похожие.
Зоветесь ныне россияне.
Издревле кто вы? Дети. Мы — славяне.
Мы чтим березы белоствольные.
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Любы. Ольги, Ани.
Надежды, Веры...
Дети. Мы - славяне.
Ведущий. Славяне много трудились, но любили, и веселиться, хороводы водить, песни петь, шутки-прибаутки говорить. Ребята, а кто из вас знает шутки-прибаутки?
1 Ребёнок
Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.
- Дядька крикнул мне «бездельник» -
Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На забор я лез, и дворник
Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
И застрял под воротами.
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -
Изорвал себе рубаху.
А в СУББОТУ — вот потеха! -
На свинье верхом поехал.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
2 Ребёнок
Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.
Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.
Ведущий.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята, -
Значит, будет жить она.
Шуточная песня «Чё ты»
Ведущий. Но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.
Звучит веселый колокольный звон (грамзапись).
3-й ребёнок
Пo широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4-й ребёнок
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии.
В Польше, Чехии и Словакии.
5-й ребёнок
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
6-й ребёнок
Все народы, что пишут кириллицей.
Что зовутся издревле славянскими.
Славят подвиг первоучителей.
Христианских своих просветителей.
Ведущий.
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах)
Монах:
Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному…
(читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу, слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
(третий мальчик молчит)
Монах: А ты чего молчишь?
Мальчики: Это Онфимка, сирота он, нищета, без роду без племени, а туда же, учиться.
Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я когда то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”, значит, любитель книг. Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы.
Онфимка: А какие предметы, батюшка?
Монах: Например такое послание, в котором были птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго думали жрецы и наконец, разгадали смысл этого письма так: “Если вы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.
Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя.
Онфимка: А как, батюшка, ещё люди писали?
Монах: На скалах рисунки делали – пиктография называется.
Захарка: Интересное слово – пиктография.
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками.
Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу клинопись палочкой сделать.
Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег растает – утонешь в луже.
Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?
Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.
Монах: Садитесь ребятки потеснее, вишь сколько деток собралось?
(с большим свитком в руках).
Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки, расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добры матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Долго речь они русскую слушали, а потом ее стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.
(Раскрывает свиток и показывает его всем детям)
- Как называется эта азбука, дети?
( Кириллица!)
- А почему она так названа?
(По имени Кирилла, одного из ее создателей)
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живёте», «земля», «люди», «мыслете». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи волшебных слов. Повторяйте: «Раз, два, три! Азбука, буквы оживи!».
Звучит фрагмент хора «Славься» М Глинки. В дальнейшем эта музыка сопровождает появление каждой буквы. Выбегает ребенок, держа перед собой лист с нарисованной буквой.
АЗ: - Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «аз»! Назовите слова, которые начинаются с меня?
БУКИ: - А теперь угадайте, как меня зовут? Верно. Меня зовут «буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинается с моей буквы! Назовите их!
ВМЕСТЕ: Дети, назовите нас по порядку!
Дети. Аз, буки.
Ведущий. Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят: сначала аз и буки, а потом и науки.
Аз и Бука: Мы принесли вам загадки. Отгадаете их? (Монах уходит)
•Сидел на заборе, пел да кричал,
А как все собрались, взял да замолчал. (петух).
Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог)
• Молчан-собака весь дом стережет. (Замок)
• Сто один брат, все в один ряд
Вместе связаны стоят. (забор)
• Катался колобком, пока не стал носком. (клубок)
• Шел долговяз, во сыру землю увяз. (Дождь)
• Три братца пошли купаться,
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (ведра, коромысло)
• Четыре брата бегут -
Друг друга не догонят: (колеса)
• Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая. (зима, весна)
Ведущий: Молодцы,! Все загадки отгадали.
- Ребята, а вы знаете, что с познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний и грамоты!
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают взрослые, накинувшие на голову и плечи большие темные плащи до пят с капюшонами, надев бороды от костюмов Деда мороза.
"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
И речь мне не понятна? ("Старцы" отходят в сторонку).
Внезапно появляется Неграмотная Кикимора:
Кикимора: Ой-ой-ой! Ты училка совсем из ума выжила, видать совсем заучилась. Какая тебе грамота! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет в болоте живу, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!
Королева Грамоты: В самом деле - прекрасно? Ведь это неверно, в болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И ничего интересного! А культурные люди без букваря, без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Кикимора: А на што мне буквы знать? Записки, чё ли Лешему писать? Да и вообще, он мне неграмотной прикид от Дольче Габанна обещал, да видать бабки пожалел. А я даже если в болоте перекупаюсь и охрипну, или голос потеряю, то всё смогу жестами показать, всё, чё мне надо! (Показывает движения)
Вот, смотри. Хавать хочу - ням-ням;
Королева Грамоты: не хавать, а кушать
Кикимора: Пить хочу - буль-буль, спать хочу – хрр-хрр.
Королева Грамоты: Да, показать–то можно, а вот как ты письмо пошлёшь своему другу – Лешему, в соседний лес? Жесты тебя здесь не спасут!
Кикимора: А я картинку нарисую! (показывает картинку)
Королева Грамоты: Ну и что же это значит?
Кикимора: А не поняли, не поняли! (Радуется и приплясывает) А ещё грамотные! Это значит: “Приходи ко мне в гости, угощу тебя курочкой, а не петушком, а после обеда покатаемся с горочки”.
Королева Грамоты: А вот давай пошлём твоё письмо Лешему и посмотрим, что будет!
(Неграмотная Кикимора соглашается и, напевая песенку, уходит)
- Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего призадуматься.
(Снова на сцену выходят "старцы")
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать! ( Под музыку старцы уходят)
Королева Грамоты: В давние времена, когда люди не умели читать и писать, использовали знаковое общение. Но не всегда правильно их расшифровывали.
(вбегает Леший)
Леший: Где эта Кикимора? За что она так со мной? (Заходит Кикимора)
Кикимора: Ой! Лешик тут! Ты мне нарядец привёз!
Леший: Какой тебе нарядец? Ты что мне написала? Чем я тебя обидел?
Кикимора: Да ничем ты меня не обидел. Просто в гости тебя хотела пригласить.
Леший: (достаёт письмо). Это ты называешь «просто пригласила в гости». Вот послушайте: “Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости – спущу тебя с горки!” (обиженно отдаёт письмо кикиморе). На, забирай своё письмо, я тебе больше не друг. (Уходит)
Кикимора: (Стонет, хватаясь за голову) – Ох, голова моя раскудрявая, чё ж я наделала. Лешик мой, теперь меня не простит окаянную…
Ведущий. Ну что, Кикимора, не послушала нас, не захотела грамоте учиться, вот тебе и результат…. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".
Кикимора Ой, дорогие мои, ненаглядные мои, простите меня неграмотную! Я обещаю исправиться: выучу все буквы, научусь читать, писать, стану вежливой и доброй. А можно вопрос? Как эти буквы хоть выглядят?
(Дети выносят плакаты с изображением алфавита.)
7ребёнок
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
8 ребёнок
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Кикимора: Спасибо тебе, Королева Грамоты и вам ребята, за то, что научили меня доброте, красоте, мудрости.пойду-ка я, своего Лешего разыщу, да прощения попрошу. До свидания! (Уходит)
Королева Грамоты: Спасибо вам, буквы, что учите нас грамоте. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Разгадайте-ка загадку:
Что за танец, что за стиль?
Развеселый, как трехрядка,
Называется: (кадриль).
Исполняется танец «КАДРИЛЬ»
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки»
Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень
Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Невидимка-воздух»
Организованная учебная деятельность в подготовительной группе с использованием игровой технологии
Похожие статьи:
Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»
Конспект занятия «Растем и взрослеем» в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе «Имя человека»
Конспект занятия на тему «Плоды растений» в старшей группе
Конспект занятия «Экзотические животные». Старшая группа