Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
Автор: Попелушко Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ д/с "Журавушка" с.Нарва Манского района Красноярского края.
Описание: данный материал предназначен для воспитателей.
Назначение: оформление предметно-развивающей среды детского сада для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями и программными требованиями.
Цель: организация предметно - развивающей среды в старше-подготовительной группе.
Задачи: создавать предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда группы представлена наличием разнообразного оборудования для игр и занятий в соответствии с возрастом детей в центрах детской активности.
Среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее). Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор: Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
-центр познавательной и исследовательской деятельности
-центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Центр литературы, в котором упор делается на развитии речи детей, что особенно важно при подготовке к школе.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Центр экспериментирования:
Организация предметно-развивающей среды в рамках долгосрочного проекта "Люби и знай родной свой край"
Нравственно - патриотическое воспитание
Дидактический материал и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Во время совместной игровой деятельности рассказываю и объясняю воспитанникам, для чего и с какой целью представлены те или иные игры и пособия. Моей задачей является развитие у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Для этого в группе созданы все условия, все материалы расположены так, чтобы дети могли самостоятельно их использовать.
Материалы учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам подобраны предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Подобраны «подручные» материалы (веревки, коробочки, проволочки, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Использую принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Уголок дежурных:
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Предметно-развивающая среда группы в детском саду по ФГОС
Создание предметно – пространственной среды в ДОУ во второй младшей группе
Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей групп